У большинства велосипедов есть один общий недостаток — большой размер. Их тяжело перевозить на личном автомобиле и почти нереально затащить в общественный транспорт. Замечательно проблема больших габаритов решена производителями складываемых экземпляров. Как хорошо со складным велосипедом отправиться в дальнее путешествие, когда часть пути потребуется преодолеть поездом или самолетом. Сегодня маленькие удобные трансформеры очень популярны в Европе для поездок на работу или в кафе, ресторан, кинотеатр.
Все помнят родную «Каму»? Простая железная лошадка, зато легко ремонтируемая. Этот велосипед тяжелый, но с прочной стальной рамой. В сравнении с ней современные складные двухколесные машины заметно легче, да и компактнее тоже. Есть складные велосипеды с алюминиевой рамой, переключателями скоростей, дисковыми тормозами, а особо продвинутые —с бензиновым мотором, как у WindJammer или c элекроприводом, как eZee Quando от Dahon. Могут быть стандартного размера или для переноски в рюкзаке. По стоимости они также сильно отличаются друг от друга: от нехитрых по устройству моделей за 300 долларов до просто гениальных конструкций по цене подержанного автомобиля — 2500 евро.
На габариты и вес велосипеда более всего влияет величина колёс. Чем они меньше, тем меньше и легче сам транспорт. Однако на маленьких колесах без тряски не проскочишь трещины на асфальте, не выскочишь на бордюр, не пересечёшь глубокую лужу. Только на сравнительно больших колесах велосипед хорошо управляется, не теряя устойчивости, благодаря увеличивающемуся с ростом скорости гироскопическому эффекту.
Городские компактники
Для поездок по городу оптимальны модели с 20-дюймовыми колёсами, как у знакомой «Камы». Они дают отличный компромисс между габаритами и комфортом при езде по асфальтированным шоссе и укатанным грунтовым дорожкам. Маленькие трансформеры с 16-дюймовыми колёсами уже не такие комфортные: по брусчатке ездить невозможно, сильно трясёт, бордюр не перескочишь, нужно вставать на ноги. А ведь существуют складные велосипеды с ещё более миниатюрными колесами, такие как экстремальная конструкция A-bike Синклера.
Большой выбор компактников для города выпускается под маркой Dahon. Это самый первый и крупнейший производитель складных велосипедов. На мировом рынке он уже более 30 лет. В продаже все модели этого производителя имеют классическую алюминиевую раму. Эти складные велосипеды можно купить с разными по диаметру колёсами — от 16 до 26 дюймов.
Сегодня все сборочные мощности фирмы Dahon находятся в Китае. Производство деталей для сборочных линий тоже налажено в Китае. И на сегодняшний день многие другие производители обогнали гиганта Dahon по качеству и удобству использования готовой продукции. Зато алюминиевые складные велосипеды от Dahon доступны в широком диапазоне цен — от 300 до 4500 долларов. А это значит, что среди множества купленных складных велосипедов большинство будет принадлежать марке Dahon.
Несколько лет назад от гиганта Dahon отсоединилась компания Tern и стала самостоятельным участником рынка с заводами в Чехии и Китае. Складные велосипеды этой компании такие же, как у Dahon. У них у всех алюминиевая рама дугой, колёса преимущественно диаметром в 20 дюймов. Доступны компактники Tern также в широком диапазоне цен — от 600 до 4000 долларов. Самый легкий велосипедик Tern, который весит 10 кг и имеет переключатели скоростей, обойдётся покупателю в 4000 зелёных.
Из всех компактных велосипедов, продаваемых в России, наиболее интересна модель Author Simplex — лицензионная копия популярного Dahon Helios c качественными комплектующими. Вполне доступный аппарат с 20-дюймовыми колёсами, семью скоростям, весом всего 13 кг за 300 долларов.
Британская компания Kansi выпускает три модели лёгких складных велосипедов для города с 20-дюймовыми колёсами, с девятью, тремя скоростями или монопередачей. Весят трансформеры Kansi чуть больше 10 кг. Механизм их складывания не отличается концептуализмом. Он относительно прост. Цены на них начинаются от 800 долларов.
Самый лёгкий велосипед
Экзотический экземпляр под названием A-bike спроектировал Клайв Синклер. Тот самый гений, который создал компьютер ZX Spectrum. Своё название этот экземпляр получил благодаря раме в форме буквы «А». Этот велосипед для взрослых снабжен самыми маленькими колёсами, диаметром в 6 дюймов или 150 миллиметров.
Его можно сложить до настолько малых размеров в 67х30х16 см, что и в рюкзак можно положить. Весит он всего лишь 5,5 кг. Это недостижимая легкость для всех других компактников. Таких чудес другие производители не достигли, и прочие складные велосипеды весят в диапазоне 10–13 кг. Этот трансформер можно купить в Москве за 250 долларов.
По отзывам владельцев, проехать на мини-транспорте A-bike можно не больше 2–3 км от станции метро или автобусной остановки до места назначения. Понятно, что на нём не поедешь в велопутешествие, но лучше ездить на велосипеде по городу, чем топать пешком.
Велосипед-тележка
Кто начинает ездить на складном велосипеде, вскоре понимает, что наиболее удобны те модели, которые можно катить в сложенном состоянии как тележку, а не нести на своём плече. К сожалению, большинство велосипедов нельзя сложить до состояния тележки, но есть несколько экземпляров со стальными рамами у производителя Brompton, которые можно катить как пылесос на дополнительных маленьких роликах, ну и, конечно же, есть концептуальная модель Strida.
Strida — это необычный складной велосипед с алюминиевой рамой, но при этом довольно популярный в России. Он спроектирован английским инженером Марком Сандерсом. Сначала концепты Strida собирались только в Англии, но в 2002 году производство было перенесено на завод в Тайвань. Популярность Стриды можно объяснить её прогрессивностью и приемлемой ценой — от 650 до 1200 долларов.
Собран трансформер Strida прогрессивно и с умом: тросы тормозов спрятаны внутри рамы, вместо грязной цепи имеется кевларовый ремень, есть крылья для езды по мокрой дороге, удобный багажник и зачётные дисковые тормоза. В отличие от цепи, приводной ремень не шумит, не нуждается в смазке и не пачкает. Заявленный ресурс ременного привода — 60 тысяч километров.
Треугольные рамы у трансформеров Strida и A-bike схожи. Такое оригинальное устройство рам позволяет складывать эти велосипеды рекордно быстро — за 4 секунды. Но на Стриду ставятся колёса большего диаметра — в 16 или 18 дюймов, чтобы на нёй было удобнее кататься по городу. Поэтому Стрида весит больше, чем А-байк — немного больше 10 кг.
Несмотря на то, что велосипед Strida проектировался для поездок по городу от остановки автобуса или метро, на нём вполне возможно проехать 70 километров за 5 часов по не самым лучшим холмистым дорогам. Просто к езде на этой машине нужно привыкнуть. В первое время кататься на Стриде будет непривычно, а может быть даже некомфортно, так как седло находится близко к рулю, и равновесие на ней держать сложно.
На трансформере Strida можно преодолеть огромное расстояние, главное, чтобы зад не заболел. Вот потрясающий пример: француз Режи Фендер покорил на Стриде пустыню Сахара, проехав 1400 километров по пескам, плюс ещё намотал 1600 километров по Африке. Марафон в 3 тысячи километров от Маракеша в Марокко до Сан-Луи в Синегале француз преодолел под песчаными бурями менее чем за 5 недель.
Полноразмерные складные велосипеды
Складные велосипеды с большими колесами — диаметром в 26 и 28 дюймов — выглядят как взрослые, и их не отличишь от обычных. Они оборудованы большим количеством скоростей — от 18 до 30.
Пользующиеся большой популярностью складываемые горные велосипеды выпускают фирмы Cronus, Montague, Dahon и Tern. Компания Cronus прославилась своим горным байком Cronus Soldier с легкой алюминиевой рамой на 26-ти дюймовых колёсах. Этот компактный горный велосипед весит всего лишь 14,5 кг. Военного вида Cronus Soldier часто покупают, ведь он является самым дешевым экземпляром среди других одноклассников. Цена на этот горный байк не превышает 900 долларов. Самую дешевую модель Cronus Latte со стальной рамой можно купить за 390 долларов.
Похожие велосипеды выпускаются и компанией-правопреемником Tern. У них более надежный механизм складывания и качественнее детали, естественно, они стоят дороже.
Фирма Montague находится в США. Там же целиком налажен выпуск велосипедов, начиная от легких городских и заканчивая крепкими горными байками. Самый известный экземпляр фирмы — это Montague Paratrooper. Он изначально был сконструирован для применения в армии США. У него крепкие детали и качественная сборка. Рама у этого горняка алюминиевая, поэтому собранным он весит не более 13 кг.
Этот армейский велосипед оправдывает свое назначение и быстро складывается. Переднее колесо легко вынимается, заднее заворачивается. Рама у него цельная, потому что не переламывается пополам, как на большинстве компактников. Дольше всего приходится засовывать сложенный велосипед Paratrooper в специальный чехол, идущий в комплекте.
Этот велосипед нравится мужчинам благодаря своему брутальному виду. Девушек же привлекает его легкость и простота.
Ещё больше моделей складных велосипедов можно найти на китайском рынке, но надежность их деталей и качество сборки оставляют желать лучшего.
Helix — лучший складной байк в мире:
Комментарии
Влад
Несколько лет назад задался целью покупки велосипеда. Рассматривал вариант покупки складного, поскольку был интересен вариант выехать на машине за город на базу отдыха, с велосипедом в багажнике, и там кататься, а не брать его в аренду на территории базы. Но тогда отказался от такой мысли по той причине, что считал такой велосипед не долговечным, не самая комфортная езда на маленьких колесах и отсутствия скоростей. Жаль, что тогда мне не попалась ваша статья т.к. я и не предполагал о существовании полноразмерных складных велосипедов.