Привыкшему к традиционному велосипеду человеку, сложно понять, зачем так усложнять себе жизнь. Велосипедная трансмиссия с фиксированной передачей предполагает самую прямую и простую передачу крутящего момента на колесо – без передач, без свободного хода педалей. Поэтому во время движения проходится все время работать ногами – ни секунды отдыха. В чистом виде фикс не имеет традиционной даже для синглспида задней втулки и тормозов.
Fixed-gear, велосипеды фикс с фиксированной передачей, появились не вчера, и даже не позавчера. Байки такого типа широко используются на спортивных треках и это вполне оправдано. Поскольку они имеют очень малый вес, высокую скорость и фантастическую надежность. Казалось бы, там им самое место. Но в сороковых годах прошлого века японские велотрекеры вынесли сор из японской избы, или как там она у них называется. Они начали активно подрабатывать в курьерских службах, выкатывая новые спортивные байки по городским улицам.
Почта очень охотно пользовалась услугами этих сумасшедших курьеров, которые с молниеносной скоростью доставляли почту по необходимому адресу. Со временем фиксы вошли в моду в Токио на уровне велопомешательства. Как только Япония успокоилась, фиксед-бум переехал в США, где уже и приобрел некоторые новые грани и оттенки. А в Великобритании даже успели достать полицию, которая начала штрафовать байкеров за езду без средств торможения.
С практической точки зрения, главными достоинствами фиксов являются их невысокая цена и предельная простота конструкции. В обслуживании они не сложнее чайника. Ломаться там практически нечему. Никаких проблем с настройкой переключения передач, настройкой перекидок и манеток, не нужно смазывать и чистить тросики по причине их отсутствия. Так же обстоит дело и с тормозами. Зато в итоге мы получаем очень легкий, высокоскоростной и маневренный велосипед с прекрасной управляемостью. Фиксам часто вменяют отсутствие тормозов, но для большего спокойствия ничего не мешает поставить передний тормоз.
Суммируя технические преимущества фиксов, отметим такие положительные моменты:
- Легкость. Невероятно малый вес за счет отсутствия «лишних» узлов и деталей;
- Маневренность. Так как педали напрямую связаны с колесом, чувствительность и гибкость велосипеда к действиям байкера увеличивается;
- КПД 100%. С точки зрения физики, фикс велосипеды обладают более эффективным использованием энергии;
- Внешний вид. Стилистическое исполнение таких велосипедов своеобразно и эмоционально.
Особенности езды на фикседе
Естественно, что езда на таком необычном велосипеде имеет свои особенности. И их необходимо учитывать, если вы хоть раз решили попробовать покататься на фиксе. Овладеть наукой езды на фикседе не просто. По привычке так и хочется перестать крутить педали, достигнув определенной скорости или увидев перед собой препятствие. С таким велосипедом этот номер не пройдет. Байк будет сам вращать педали и заставлять вас повторять его команды до тех пор, пока духовное единение не будет достигнуто в двухстороннем порядке.
Зато через несколько недель взлетов и падений, вы сможете почувствовать связь с дорогой и велосипедом максимально остро. Контроль над велосипедом осуществляется только с помощью вашего тела – никаких технических ухищрений и никакой помощи. Надеяться только на свои чувства и физическую подготовку.
Переключение передач несколько расслабляет и делает нас чуточку ленивее. На фиксе выбрать более комфортную передачу не получится, так как их просто нет, и приходится штурмовать подъемы, надеясь только на свои силы. Через месяц активной езды на fixed gear вы наберете гораздо более совершенную спортивную форму в обмен на комфорт и удобство. Это тоже, согласитесь, не так плохо.
Виды и модели фиксов
Особенным разнообразием конструкции велосипеды с фиксированной передачей не отличаются. Есть всего несколько общих модификаций. К примеру, некоторые производители предлагают хитрую заднюю втулку – с двумя звездочками.
С одной стороны звездочка жестко фиксируется к втулке колеса, а с другой стороны конструкция втулки повторяет конструкцию синглспида. Достаточно просто перевернуть колесо, и на выбор получаешь либо фикс, либо синглспид со всеми его преимуществами – свободным ходом педалей и задним ножным тормозом.
Главными игроками на арене фиксов являются дизайнерские и, как правило, дорогие бренды. Golden Cycle входит в их число. На примере культовой модели TWO мы сможем оценить стилистику и исполнение таких машин. Вот как она выглядит внешне.
Впечатляюще, не правда ли. Производитель снабдил красавца передним тормозом и задней втулкой двойного назначения. Рама выполнена из матового алюминия. Качество отделки безупречное, внимание к деталям – самое пристальное. Цена – сумасшедшая. 600 евро, зато красота какая.
Вот еще один яркий, в буквальном смысле слова, пример. Велосипед с фиксированной передачей FGM13. Слова тут не имеют никакого смысла, это просто нужно видеть.
Стальная олдскульная рама и рафинированная классика жанра. Из излишеств только передний тормоз. В отличие от предыдущей модели цена составляет около 200 евро.
Если вас заинтересовала идея велосипедов с фиксированным приводом, вполне возможно собрать такое чудо своими руками. Это не составит большого труда, так как рынок компонентов и деталей настолько насыщен, что разбегаются глаза. Да и по затратам такая затея выйдет гораздо выгоднее, чем покупка готового байка.
Сколько велосипедов, столько и мнений, но каждый из них прекрасен по-своему.
Комментарии
БВ
Чушь полная. Ну как передача крутящего момента может предаваться на фиксе эффективнее, чем на другом велосипеде? В чем отличие? Или тот же сингл или шоссер делает это через космос с потерями? Вес - тоже бред. Детский велосипед с колесам 8 дюймов еще легче, но выигрыш от этого никакой. Маневренность - она, как это не странно для автора, зависит от колесной базы, а не от наличия свободного хода. А стилистика тупо содрана с шоссеров. Так что статья - отстой, написана мазахистом - фанатом фикса. Может даже под заказ.
Дмитрий
Чушь полная говорить про вес велосипеда, сравнивая его с детским.
Алеша
Скажу так- не попробовав-не поймешь никогда. Имею вел с флип-флоп втулкой. Когда стоит свободный ход, частенько подпинывает заднее колесо, то есть ноги не успевают и проскальзывают педали. На фиксе инерция заднего колеса помогает ногам. Словами не объяснить, но на мтб не сяду даже за деньги больше. И, кстати, ни один шоссер со всеми своими передачами, не способен на 100-метровом участке асфальта достичь 40-50 км в час
Хрен с горы
я на велосипеде ЗиС ПРОГРЕСС 1953 года достигал на ровном участке асфальта скорости 43 км/ч
ФИКСЕРИСТ
Дружище в велосипеде с большим количеством скоростей цепь тянет заднюю звезду только за два или три верхних зуба. В этом случае механизм не передаёт большой момент силы на ведущее колесо. Происходит это из-за перекоса цепи. В велосипеде с одной передачей нет перекоса цепи, поэтому она тянет ведомую звезду и за верхние и за нижние зубья. соответственно у велосипеда с одной передачей намного выше КПД.
Серега
Мой препод по физике тебя бы расстрелял за такое объяснение :)
Антон
Образно говоря такая же разница, как откручивать винт крестом или плоской отверткой.
Сергей
1)Возьми шоссер и фиксер сравни трансмиссию! Ничего не замечаешь?!
1.1)Цепь идет напрямую на шестерю (т.к. нет надобности переключать скорости)
1.2)В шоссере встроена трещотка (мало по малу но она создает трение внутри и работает как притормаживающий фактор, что уменьшает накат (может с виду это и не заметно но при езде на время ещё как).
2)Вес?! Представь вес рамы на самом деле очень вторичен ну если не сравнивать 15кг и 5.1кг (для шоссера). Более важна масса заднего колеса чем оно тяжелее тем больше силы надо прилагать для его кручение (аналогично в машинах, масса и диаметр колеса влияет на расход топлива.). Так вот на шоссере на заднем колесе, как минимум весит касета, внутри трещотка, и дисковые тормоза (а это существенно прибавляет к затратам энергии)
Детский велосипед?! Ну скажем так на 8-ми дюймовых колесах далеко не уедешь, зато крутить легко.
Сергей
Чем реально хорош шоссер? Так это тем что он имеет возможность взбираться в горку и более бесполезный на относительно прямых участках.
1
>Шоссер бесполезен на прямом участке дороги
Чево?
Валери
Если разницы нету, то зачем тогда они оба используются в повседневной жизни. Крест для нормальных людей, плоской для садо-мазо или наоборот.
ИИ
Но по законодательству на фиксере должен иметься хотя бы 1 ручной тормоз (ну хотя бы для вида))))
ДД
Фиксы наибольшее распространение нашли в велотреке, только там их плюсы наиболее очевидны. Если вес критичен для любой велодисциплины, то КПД, связанный с фиксированной звездой именно там. Стоит только выйти на улицу преимущества фиксов начинают теряться. Отсутствие передач негативно сказываются на коленях, отсутствие тормозов банально небезопасно, на велотреках единственное неожиданное препятствие, которое может появиться - это другой гонщик, да и спусков-подъемов там тоже нет. Единственное, в чем может прятаться смысл фиксов - это их вид, фикс - изящный велосипед и является предметом обожания дизайнеров. Поэтому для стильной поездки в городах до работы километров 10 в день, где, как правило, нет серьезных уклонов фикс вполне подойдёт.
Сергей
Ты историю вспомни! Тренд фикса зародился с уличных курьеров 1980х в Нью-Йорке и Токио.
Ничего не замечаешь? Это пологие города. Если имеют холмистость, то на уровне погрешности.
Фикс хороший велосипед, но как любой другой велосипед, он имеет свое предназначение.
1)Фикс позволяет катать на расстояния до 50км на трассах без уклона.
+Высокая износостойкость деталей (несколько сезонов служат - 50т.км накатать легко, только цепь меняй и т.о. делай.
+Легче чем на шоссере держать скорость (помогает фикс. передача)
+Никто не фикс и не посмотрит, лишний раз (повесил на замок, наврятли украдут)
-Надо плавно ускоряться (у нас передача 3.0, лишний раз ноги травмировать)
-Надо часто пить раз в 2-5мин (ты выдел пьющих фиксеров)?
-Более 50км шибко не покатаешь
2)Шоссер - подходит для разных типов местности (кроме песка, крупного гравия, снега и глубокой грязи).
+Позволяет более комфортно катать средние и большие дистанции (вплоть до коротких путешествий (2-3т. км)
+позволяет катать в гору
+большие скорости у нас есть большие передаточные числа.
-деталей редко больше чем на сезон активного катания хватает.
-нужно более частое т.о.
-Шоссейник в большинстве своем, тот велосипед который не страшно оставить на замке на улице, даже если у тебя есть место на работе страшно.
Сергей
Разница есть.
1)Масса подвижных частей. Если сравнить фикс с синглом - то они примерно равны. Меньше энергии на ускорение чем на шоссере.
2)Глухая передача, круча педали - крутиться колесо, а когда крутиться колесо, крутятся педали. Нам значительно меньше надо тратить энергии для поддержания скорости.
Минусы.
Неподготовленные к нагрузке и не разогретые ноги, мы убьем весьма быстро.
Забудь о подьемах. Фикс - для пологих городов.
Александр
Подскажите пожалуйста подойдет ли фикс для занятий на роликовом велостенде?