Принцип действия гидравлических тормозов на велосипеде заключается в передаче давления по гидролинии от главного тормозного цилиндра на тормозной цилиндр в калипере, который в свою очередь сдвигает колодки. Тормозная жидкость не сжимается, поэтому такая система более надежна и эффективна, чем механическая.
С другой стороны, гидролинии и вся система торможения требуют внимательного отношения и постоянного ухода, а потому ремонт и настройка гидравлических тормозов зачастую кажутся трудновыполнимым делом.
Как самостоятельно все отрегулировать
Регулировка гидравлических тормозов может понадобиться, если вы замечаете при езде посторонние звуки – скрип или шуршание. Убедиться в необходимости настройки поможет простой тест: приподнимите колесо велосипеда и раскрутите. Если колодки задевают за тормозной диск, то вращение колеса быстро прекратится.
Взаимное расположение колодок и ротора должно быть очень точным, т.к. это влияет на работоспособность тормоза. Чтобы проверить положение диска в машинке и положение колодок, поместите белый лист под них и при необходимости направьте на него яркий свет – на таком фоне легче заметить отклонения.
Настройка гидравлического тормоза осуществляется следующим образом:
1. Максимально ослабьте крепежные болты калипера, чтобы он мог свободно двигаться в стороны.
2. Зажмите ручку тормоза, чтобы колодки полностью прижались к ротору.
3. Проверьте положение клапанов колодок – они должны располагаться симметрично, на одинаковом расстоянии от ротора. При необходимости немного сдвиньте калипер влево или вправо.
4. Не отпуская ручку тормоза, затяните крепежные болты калипера.
5. Отпустите ручку и проверьте работу тормозов. В идеале колодки должны быть на минимальном расстоянии от тормозного диска, но не касаться его.
6. Если вы заметили, что одна колодка расположена ближе к диску, чем другая, но сам ротор при этом идеально отцентрирован в машинке, проделайте следующую операцию (лучше вдвоем): прижмите диск к более выступающей колодке и поработайте немного тормозом. За счет того, что один клапан работает больше другого, они выровняются, и проблема будет устранена.
Последний штрих – установка положения ручки тормоза относительно руля. Сидя в седле, проверьте, удобно ли вам работать ручкой тормоза, и сможете ли вы быстро нажать на нее в экстренном случае. Если ручка для вас слишком далеко, затяните чуть сильнее регулировочный шестигранник – это приблизит ручку, но одновременно и колодки встанут ближе к ротору. Тут главное – не перестараться и не сделать ход колодок слишком маленьким.
Видео наглядно показывающее весь процесс регулировки:
Замена тормозных колодок
Плохая работа дисковых гидравлических тормозов может быть обусловлена следующими причинами:
- повреждение или загрязнение гидролинии или попадание внутрь ее воздуха;
- полное истирание тормозных колодок;
- загрязнение колодок или диска.
В первом случае требуется замена гидролинии или прокачка гидравлического тормоза, со вторым и третьим случаем разобраться проще.
Во-первых, внимательно осмотрите тормозные колодки. Все производители прописывают их минимальную толщину, при которой эффективность торможения не снижается. Кстати, неравномерность истирания левой и правой колодок говорит о том, что ротор не отцентрирован относительно калипера.
По мере истирания колодок клапаны придвигаются ближе к ротору, поэтому перед установкой новых колодок следует их слегка раздвинуть и заново отрегулировать их положение. Вся процедура замены состоит из следующей последовательности шагов:
1. Установите велосипед на ремонтный стенд и снимите колесо.
2. Удалите стопорное кольцо и выкрутите крепежный болт.
3. Вытащите старые колодки по направлению от оси втулки колеса. Запомните расположение возвратной пружины между колодками – она разжимает их после окончания торможения.
4. Тщательно очистите поверхность клапанов и внутренность калипера. Используйте специальную техническую ткань, не оставляющую ворсинок, и мягкий очиститель, например, изопропиловый спирт.
5. При помощи пластикового рычага, например, монтажки для замены камер, вдавите оба клапана в калипер. Чтобы правильно установить клапан, нужно надавливать на его центр, а не на край.
6. Установите между новыми колодками возвратную пружину и вставьте их в машинку.
7. Закрутите крепежный болт и установите стопорное кольцо.
8. Почистите тормозной диск и поставьте на место колесо. Проверьте правильность расположения ротора, колодок и работоспособность всей системы.
Новые колодки могут потребовать период «адаптации», поэтому в первое время обновленными тормозами следует пользоваться аккуратно.
В заключение следует сказать, что всю работу следует проделывать чистыми руками. Также, чтобы тормоза меньше загрязнялись, следует закрывать их при смазке цепи. При комплексном обслуживании велосипеда тормозная система ремонтируется в последнюю очередь.
Комментарии
Олег
Если бы все было так просто. Может кому-то и подойдут эти советы, но на моем велике так не получается. Роторы не идеально ровные, а суммарный зазор с двух сторон наверно меньше миллиметра. В результате, после такой регулировки, все равно трет или справа или слева. Кое как выставляю чтоб не тёрло, но в момент затяжки болтов машинка все равно смещается и приходится все начинать заново. Чтобы выставить тормоза уходит часа 2-3.
Сергей
Согласен. У меня все также
Гром
Есть сравнительно рабочий вариант - ослабить крепления калипера, зажать тормоз, и после этого затянуть болты. Так получится самый симметричный вариант безотносительно нулевого уровня колодок.
2-3 часа это разве что с прокачкой и заменой жидкости, ещё на покататься время останется
Вадим
У меня почему-то передний тормоз имеет более худшее усилие торможение. Велик новый, все регулировки проверил...
Виктор
Это сделано целенаправленно, чтобы байкер, сдуру вжавший передний тормоз до предела, не улетел через руль вперед своего велосипеда.
Сергей
А как это можно изменить
Илья
Почему в этой статье поршня называют клапанами?
Деталь которая давит на колодку назыается поршень (piston) и переводить это как клапан - просто смешно
антон
Привет, сделал все что описано в пунктах 2-7, получил необходимый зазор, но после нажатия ручки тормоза опять плотно прижались к ротору колодки. как сделать чтобы колодки оставались на нажном расстоянии от диска? на велосипеде катался 2 часа, из коробки шелестели тормоза. promax solve hydro
Вячеслав
А почему суппорт называют калипером?
Андрей
Потому что строят из себя крутых англичан!!! Тормозной диск называть ротором это ваще край!!!
Олег
потому что видимо в школе плохо учили поголовно английский язык и перевести слова на нормальный смысл -это не сильная сторона веломастеров поголовно
Станислав
Добрый день, подскажите пожалуйста, после настройки колодок и регулировки ручки тормоза. Через день ручка тормоза "проваливается" приходится снова её регулировать.
Sergej
У вас скорее всего воздух в системе. Возможно повреждена гидролиния. Прокачайте тормоза.
Влад
Догадываться где клиппер ... лучше поищу более нормальную инструкцию, где хоть показывают стрелками сколько болтов над крутить. завтра съезжу в магаз и там все сделают бесплатно мне. Я не собираюсь быть механиком велика =)
Дмитрий
Просто продай его.
Я не собираюсь быть механиком велика)))))))))))))))))))
Дмитрий
У меня передний тормоз тоже раньше работал хуже. Оказалось сто гидролиния была повреждена и попал воздух поэтому когда велик перевернут или когда делаешь вилли то он сдувался и приходилось несколько раз нажимать на тормозную ручку и все работало
Геннадий
эти дурацкие поршеньки мелкие со временем по мере истирания колодок как бы прикипают и двигаются оч хреново. поэтому после регулировок(есть калибраторная пластинка) и центровки. после пару нажатий на ручку они не раздвигаются на зазор и трутся о ротор, что очень хреново. Происходит это изза дерьмовой конструкции вообще всех поголовно гидравлических цилиндриков. Повторная замена колодок 100% приведет к той проблеме кода колесо подтормаживает изза того что колодки не расходятся. Поршеньки моно разобрать и попробовать шлифануть шкуркой "нулевкой" но это филигранная работа
Игорь
Шимановские гидравлические тормоза уже 3 года (всесте с тремя зимами) нормально работают. Скорее всего, вас стоит купить качественную систему, а не гнать на китайцев с алика.
O_Dik
А как настроить гидравлические которые с колодками?
O_Dik
Я имел в виду гидравлические, которые старые, не с диском, а с колодками.