Гидравлические тормоза используются преимущественно на тех велосипедах, где нужна высокая точность, скорость реакции и надежность. В первую очередь это тяжелые, массивные горные велосипеды, предназначенные для преодоления крутых склонов и подъемов. Также гидравлика стала неотъемлемой частью скоростных велосипедов, так как она позволяет весьма точно и в кратчайшие сроки сбросить скорость.
Принцип работы гидравлических тормозов очень схож с механическим, где тормозные колодки приводятся в действие тросом. Различие лишь в том, что в гидравлике вместо тросов используется тормозная жидкость, а рычаги и эксцентрики заменяют цилиндропоршневые группы. Благодаря такому подходу значительно снижаются силы трения в системе, а это увеличивает ее срок службы.
Не смотря на это, гидравлика также имеет и недостатки, в первую очередь это сложности в ремонте при поломке. К примеру, при пробое гидравлической магистрали тормоза не выйдет починить в полевых условиях. Максимум, что возможно при наличии инструментов, это прокачка гидравлических тормозов.
Устройство гидравлических тормозов
Любой гидравлический тормоз состоит, как минимум, из двух цилиндров с поршнями, соединенных магистралью, или проще говоря, шлангом, выдерживающим высокое давление. Когда велосипедист нажимает на ручку тормоза, поршень вытесняет тормозную жидкость из главного цилиндра и передает ее в рабочий цилиндр, расположенный в машинке. Здесь под действием давления поршни начинают выдвигаться и давят на тормозные колодки. А уже вследствие трения колодок о ротор (тормозной диск) и наступает торможение.
Цилиндры в тормозной машинке всегда используются большего размера, чем в ручке тормоза. Благодаря этому в соответствии с законом гидравлики, рабочие тормозные поршни давят на колодки в несколько раз с большей силой, чем это делает велосипедист, нажимая на ручку. Также этот закон здесь работает благодаря тому, что на тормозной машинке устанавливается два цилиндра, а то и все 4, по 2 с каждой стороны.
Признаки неисправности гидравлического тормоза
Первым признаком неисправности таких тормозов велосипеда является то, что он самостоятельно начинает притормаживать. Это может быть объяснено тем, что в тормозную систему попал воздух. Такое могло произойти из-за падения велосипеда, низкого уровня тормозной жидкости в бачке, или же при размыкании гидравлической цепи.
Так как воздух имеет свойство сжиматься, в отличие от жидкостей, он при попадании в систему срабатывает как газовая пружина. То есть воздух создает давление тормозной жидкости, что и активирует тормоза.
Также тормозная система может заниматься подобной самодеятельностью, в случае заклинивая рабочего поршня. А причиной этому является попадание воды в систему гидравлики.
Ну и, конечно же, тормоза срочно нужно ремонтировать, если тормозная ручка стала не такой упругой, как прежде, либо гидравлика уже и вовсе не реагирует на команду велосипедиста остановить транспорт.
Диагностика неисправностей и ремонт
Чтобы понять, что же конкретно случилось с тормозной системой вашего верного двухколесного друга, нужно сперва проделать некоторые эксперименты. Первым делом нужно снять колесо, где данная проблема появилась. Далее нужно хорошо очистить тормозную машинку, легче всего это делать при помощи зубной щетки. Ну а главной целью является снять колодки.
Когда откроется доступ к рабочим поршням, нужно вдавить их при помощи отвертки, а затем плавно нажать на тормозную ручку. Оба поршня должны выдвинуться вперед. Если один из них заклинил, нужно применять ремкомплект для устранения неисправности. Также поршневую систему нужно внимательно осмотреть на предмет протеканий, если они присутствуют, значит, цилиндропоршневая группа изношена. Как правило, в этом случае меняют поршни или специальные уплотнительные кольца на них.
В заключении нужно внимательно осмотреть всю гидравлическую линию. На ней не должно быть перегибов, вмятин и других повреждений. Если они присутствуют, гидролинию нужно менять.
Прокачка – заключительный этап ремонта
Когда вся система уже полностью перебрана и собрана, остается только лишь залить тормозную жидкость и правильно прокачать гидравлику. Прокачивают систему для того, чтобы выгнать из всех трубок и цилиндров пузырьки воздуха, которые мешают гидравлике работать правильно.
Способов, как производится прокачка гидравлических тормозов велосипеда, существует масса. Сделать это может каждый в домашних условиях, если хоть немного умеет обращаться с инструментами. Кто-то применяет шприцы, а кто-то использует старые и проверенные способы. Рассмотрим самый простой и проверенный временем вариант.
Для прокачивания тормозов понадобятся такие компоненты:
- прозрачная трубочка, подходящая по диаметру к болту прокачки;
- тормозная жидкость или масло, в зависимости от конкретной системы;
- необходимые ключи;
- банка или бутылка;
- кусок чистой ткани для поддержания чистоты.
Сперва нужно надеть прозрачный шланг на болт для прокачки, а другой его конец опустить в банку, где должно быть немного тормозной жидкости. Далее нужно открыть на рукоятке бачок с тормозной жидкостью и убедиться, что она находится на максимальном уровне. При необходимости жидкость нужно долить.
Внимание! Тормозная жидкость для каждой модели велосипеда уникальна и их нельзя смешивать или заменять.
После этого можно начинать прокачивать дисковые тормоза на велосипеде. Несколько раз нажав на ручку тормоза, нужно ее зафиксировать в нажатом состоянии и одновременно открутить винт для прокачивания на тормозной машинке. При этом можно пронаблюдать, как из трубки пойдут пузырьки воздуха. После этого винт нужно сразу закрутить, а уже потом можно отпускать ручку и качать заново.
Эту процедуру нужно проделывать несколько раз, пока все система не станет работать так, как нужно. Это можно будет ощутить по жесткости тормозного рычага.
Видео, наглядно показывающее процедуру прокачки:
И еще один способ прокачки гидролинии для ленивых:
Меры предосторожности при ремонте
При ремонте гидравлики на велосипеде недопустимо попадание тормозной жидкости на колодки или ротор. Если это произошло, элементы нужно немедленно очистить при помощи мелкой наждачной бумаги. В противном случае тормозные колодки не будут работать эффективно и быстро выйдут из строя.
Также важно знать, что тормозная жидкость ядовита и может причинить вред здоровью, поэтому не рекомендуется, чтобы она попадала на кожу. Особенно нужно избегать попаданий в глаза.
Помимо этого она является хорошим растворителем - легко разъедает основную массу лакокрасочных покрытий.
Комментарии
Батмэн
Полезный сайт, спасиб
Дмитриий
С чего это вдруг нельзя заменять тормозную жидкость на аналог? Полнейшая глупость. Ничего уникального в жидкости нет. Просто при переходе на другую, подходящую по параметрам нужно полностью выгнать старую.
Игорь
Писал статью какой-то валенок. То жидкости все уникальны, то тормоз "притормаживает сам" из-за воздуха в системе, создаётся газовая пружина. Такое ощущение, что автор их никогда сам не обслуживал и не разбирал.
Дмитрий
Здравствуйте! Сегодня выкатил свой байк из гаража и обнаружил почти полную неработоспособность дисковых гидротормозов. Байк поставил на прикол в середине сентября-2016, т. е. прошло около 6 месяцев. Гараж не отапливается, в -30 (январь этого года), внутри было -15...-18, плюс сильная влажность из-за грунтовых вод в погребе (с намерзанием на передней и задней стенах гаража в виде куржака). Велосипед был накрыт ватным одеялом. Неисправность, собственно, самоторможение: заднее колесо практически намертво, при этом ручка практически не нажимается; переднее колесо немного имеет ход, но тоже впритирку, на ручку реагирует частично. Также обнаружил подтеки гидрожидкости из расширительных камер у ручек. Вопрос в том, могло ли такое экстремальное хранение, привести к таким последствиям? И каков срок годности тормозной жидкости? Байк приобрел в ноябре-2014, жидкость ни разу не менял/не доливал. В сентябре-2016 (перед постановкой на хранение в гараж), оба тормоза работали исправно. На всякий случай, вот марка моих велосипеда/тормозов: байк Fuji Nevada 1.6; тормоза дисковые (передний, задний) - Promax Decipher DOT4. И посоветуйте, пожалуйста, жидкость под замену.
Александр
Такая же фигня и у меня сегодня случилась-ситуация аналогичная. После зимы выкатил велик, хотел покататься, но не тут-то было. Заднее практически не крутится, а переднее крутится чуть полегче. Отвёз в велоремонт. Вердикт-необходимо прокачавать переднюю и заднюю тормозную системы. Цена вопроса 1600р. Вот так.
Роман
Тормозная жидкость dot 4, старую слить, новой прокачать. Тормоза разбирать полностью и смотреть, скорее всего не двигаются поршни в калиперах.
Павел
Чувак ты меня выручил! СПС тебе!!!