Почему скрипят тормоза велосипеда и как убрать этот скрип

Время чтения: ~5 минут Автор: Михаил Скворцов 3358
велосипедные тормоза

В отличие от автомобильных тормозов, тормоза на велосипеде являются открытыми и хорошо видимыми устройствами, поэтому и хозяева обращают внимание на скрип чаще, да и во время движения можно непосредственно понаблюдать за процессом торможения и услышать, как скрипят тормоза. Поскольку на байках тормоза бывают двух конструкций (ободного или клещевого типа – V brake – и дисковые), то и причины скрипа могут быть различными.

Некоторые байкеры гордо советуют: «Ну и пусть скрипят. Как только скрип раздастся, все бросятся врассыпную». Это неверный подход, так как скрип может быть предвестником того, что тормоз скоро перестанет действовать.

Скрип тормозов клещевого типа (V-brake)

V-brake

Ободные тормоза могут скрипеть по следующим причинам, описанным ниже.

  • Обратите внимание на материал, из которого выполнены сами колодки. Ключевым моментом является твердость резины. Если она мягкая, то скрип маловероятен, но у таких изделий малый срок службы. Они скорее истираются. Если колодки сделаны из твердых сортов резины, они более долговечны, но скрипят сильнее.
  • Обод колеса. Он скрипит по двум причинам: произошло сильное загрязнение поверхности, к которой прижимается колодка, либо он сильно износился. Иногда обод, служивший много лет и выполненный из низкокачественной стали, может просто развалиться из-за этого.
  • Положение колодок относительно обода. Они должны быть строго параллельны, без видимого перекоса. Прилегание материала колодок к ободу должно быть по всей площади. Это помогает убрать скрип и продлить срок службы.
  • Сами колодки отсырели. Как правило, в теплую, сухую погоду их скрип – значительно более редкое явление, чем в дождливую.
  • Механика, с помощью которой происходит процесс торможения велосипеда. Здесь все гораздо проще: тормоз скрипит даже тогда, когда колесо снято. Поэтому нужно тщательно почистить и смазать механизм, а также смазать с помощью жидкости WD-40 тросики тормозного привода.
Прилегание колодок к ободу

Дисковые тормоза

Скрип дисковых тормозов, в силу особенности их конструкции, зависит от колодок. Здесь соотношение между твердостью и уровнем скрипа точно такое же, как и у ободных колодок: чем тверже материал, тем выше уровень скрипа и даже писка. Не стоит забывать о том, чтобы задний и передний дисковый тормоз содержались в чистоте, особенно роторы. Если они исцарапаны, то скрип будет усиливаться. Также важно, из какой стали выполнен ротор: чем мягче сталь, тем скрип меньше. Если роторы выполнены из жесткой каленой стали, шансы на скрип повышаются.

дисковый тормоз
  • Металлизированные колодки – наиболее жесткие, они не дымят при перегреве, но при мощном торможении, особенно в сырую погоду, они могут издавать пищащие звуки. Поскольку они обеспечивают большую силу прижатия, их лучше использовать на местности с пересеченным рельефом. Такой дисковый тормоз полезен, например, при занятии горным туризмом. Они износостойкие и отличаются большим сроком эксплуатации. Они способны схватить «намертво», это иногда необходимо. Самый большой их минус в том, что они сильнее изнашивают ротор, так как по структуре подобны абразивному материалу. Изношенные колодки выглядят так:
  • Если колодки сделаны из материала «Organic», то, скорее всего, они будут бесшумными. Но если они установлены на вашем велосипеде, то их нужно чаще менять, и лучше даже иметь их с собой в запасе. Их хорошая черта – быстрая «схватываемость».
  • Синтетические колодки – «хватают» не очень хорошо, но живут долго и не так сильно изнашивают ротор.
  • Еще одна из возможных причин – непараллельное положение дисков и колодок.

Советы по устранению скрипа

Для того чтобы устранить скрип, для ободных тормозов велосипеда существует ряд советов:

  • держать обод в чистоте. Чаще всего его протирают растворителем, бензином или уайт-спиритом. Смысл протирки в том, чтобы растворить ту резину от истершихся колодок, которая «прикипела» к поверхности обода, и увеличить силу трения. Если это помогло не полностью, то нужно воспользоваться наждачкой со средним или мелким зерном и зачистить обод. Это позволит избавиться от надоедливых звуков;
  • своевременно чистить колодки. Это можно делать механически: можно скоблить ножом, можно обработать наждачной бумагой.

Чтобы не скрипели гидравлические тормоза, требуется:

  • контроль правильности установки колодки дисковых тормозов относительно ротора. Кроме того, сами поверхности колодок также можно чистить;
  • дисковые тормоза чувствительны к чистоте роторов. Их также необходимо своевременно обезжиривать, особенно задний ротор по причине большей частоты использования.

Тактика вождения

Кроме того, можно дать ряд советов по тактике вождения:

  • по возможности, предугадывайте длину тормозного пути, чтобы тормозить короче и прижимать колодки интенсивней;
  • для колодок выбирайте только качественный материал. Это касается и дисковых тормозов, и V-брейков;
  • дисковые тормоза перестают сильно скрипеть обычно после того, как их просушивают. Для этого можно сделать два-три экстренных торможения. Почему исчезает скрип? При серии экстренных торможений колодки сильно нагреваются, и вода испаряется.

Таким образом, несмотря на различия, существуют общие причины, по которым могут скрипеть исправные тормоза: сырая погода и зимнее время года (тогда колодки всегда сырые), установка новых колодок и материал, из которых они сделаны.

Комментарии

Я обычно раз в сезон капаю туда велосипедное синтетическое масло, правда если тормозишь сильно, то раздается такой скрип, что всем уши рвет

Ни в коем случае нельзя использовать масло

Лучше графитовой смазкой, которую некоторые спецы не советуют категорически

Да, не используй масло. Оно не долго будет держаться и снова начнут скрипеть. WD40 лучше держится и защищает железо

DenSmoke, ты не разумный

Чего, масло на колодки?

DenSmoke xD красава. Помогаешь естественному отбору

Масло это еще что) Знакомый солидолом диски намазал xD

А у меня знакомый все болты на карбюраторе мопеда закрутил. Даже регулировочные.

Все правильно..кашу маслом не испортишь)

Да вы упоранты, капать на колодки масло, капнули масло, испортили колодки...а скрип скорее всего из за не качественных колодок. Слишком твёрдые или просто косые...

Скрип - значит либо износ, либо посторонний материал. Снять колесо, обработать диск тормоза мелкой наждачкой аккуратно, а также обработать и сами колодки. Я каждый день после покатушек протираю обода и тормоза сухой тряпкой.
И да - никакого масла! Вы чего, в самом деле?))))))))))))

Помогите братаны вчера велик купил и залил масло на дисковые тормоза незнал а щяс скрепить как будто рожает
Что делать прошу помогите

Почему комментатор в видео называет ротор калипером?

Да, я тоже заметил что ротор калипером назвали. Думаю или я за 18 лет на вело не просек как называется ротор или чето-то тут не так х) Ахах у меня вчера ремонтировались ребята которые залили диски вэдехой. Жара.

А как насчёт.....анального лубриканта.
Может не по назначению, но раз в месяц капелькой на сторону размазал, тормозит прекрасно, и не скрипит вообще.Вопреки предназначению плять!

Лучше используй по назначению. А то там скрипеть начнет.

Купил велосипед месяц назад . Вот недавно начали скрепеть тормоза , как я понял это попал песок . И вот решил помыть водой , потом протёр и поездил , но ничего не помогает . Что это может быть?

Масло хаха..

По опыту - следует различать две совершенно отдельные причины скрипа колодок.
В первом случае изначально велосипед тормозил тихо, а в один прекрасный день - запел так, что прохожие разбегаются в ужасе. В этом случае поможет чистка колодок и ротора. Лично я практикую кипячение колодок в воде с содой в течение получаса. Роторы можно не снимая со втулок очистить чистой тканью с обезжиривателем.
Второй случай - когда тормоза скрипят с первого дня, например на новом велике бюджетного сегмента. Этот случай сводится к плохому качеству (составу) колодок. Радикально лечиться только заменой на качественные. Попытки их мыть ни к чему не приведут по понятным причинам. Как последнее средство перед мусорным ведром попробуйте их... смазать. Нет, не маслом конечно. Графит. То есть густо в разных направлениях ВСЮ рабочую поверхность заштрихуйте простым карандашем или стержнем из пальчиковой батарейки. Избегайте китайских пластиковых карандашей - там и грифель не из графита. После такого нехитрого действа в первое время заметно снизится эффективность торможения. После пары-тройки торможений в дым - торможение вернется, но скрип уйдет. Уйдет довольно надолго. Если графит не зайдет вам - снять его мелкой наждачкой не составит труда, в отличии от масла он не впитывается в структуру.

Добавить комментарий