Об обязательном наборе обвеса при покупке велосипеда многие спорят. Аксессуары для велосипедов – слишком расплывчивое определение, и каждый производитель трактует его по-своему. У кого-то велосипед – это рама, привод, руль, вилка и колёса, а у кого-то конгломерат из багажников, звонков, свистков и мигалок.
Как бы ни был широк рынок дополнительных устройств, последнее слово остаётся за производителями, особенно, если это горные велосипеды средней и низкой ценовой категории – в них покупатель берёт ровно то, что уже установлено на ту или иную модель. Потому крупные сети и оснащают относительно слабые байки большим числом наворотов, чтобы увеличить свою прибыль, а профессиональные производители дают возможность сделать выбор райдеру.
Ремонтный комплект
Ремкомплект – очень важная вещь при катании вдали от цивилизации. Если в городе всегда можно вызвать машину, добраться до ближайшей мастерской или уехать домой на транспорте, за городом пробой колеса может стать серьёзной проблемой.
Для оперативной починки колеса потребуется:
- разбортовка – несколько пластиковых «крючков», позволяющих без усилий отогнуть покрышку для смены камеры;
- насос;
- набор заплаток и клей – обычно именно это называется ремкомплектом.
Кроме того, если крепление осей старое (или дешёвое), для снятия колеса может понадобиться шестигранник или мультитул, а некоторые так же берут с собой целую новую камеру, поскольку иной раз повреждения могут оказаться слишком серьёзными, чтобы заплатки с ними справились.
Велофонари
Одна из важнейших вещей для безопасности катания – это свет. Передний фонарь даёт освещение дороги, ведь каждый может выехать из дома вечером, а городское освещение есть не везде и далеко не всегда.
Задний фонарь ещё более важен. Если без достаточной видимости можно попросту не выбирать такую дорогу или не выезжать затемно, то ездить по дорогам приходится всем. И здесь во весь рост проявляется «профессиональная» деформация водителей – они видят либо светящиеся габариты, либо идущего человека. Двигающийся с достаточно большой скоростью велосипед может остаться незамеченным.
Фонари для велосипеда – это обязательный аксессуар, от которого нельзя отказываться. Выделяют множество типов осветительных приборов. Большинство сейчас – диодные, но есть и модели на базе других светоэлементов.
Насос
Насос – переоцененный аксессуар, так как нужен далеко не всем байкерам. Точнее, далеко не все понимают, когда именно он нужен.
Насос пригождается дома, чтобы подкачать колёса перед катанием. Практически все камеры имеют свойство понемногу освобождать воздух. Это законы физики, но в процессе катания этот эффект будет незаметным, и потому достаточно держать дома или в гараже удобный насос с упором и манометром для контроля давления. Аналогом такого насоса можно считать автомобильные устройства (есть у многих) и точки подкачки на заправках и в сервисах – большинству катающихся в своё удовольствие их хватит за глаза.
Многие же с момента покупки начинают возить с собой небольшой мобильный насос, но так его и не применяют, потому что без остальных частей ремонтного комплекта он не нужен, ведь пробитую велосипедную камеру, в отличие от автомобильных, практически невозможно «немного подкачать до дома», так как она спускает практически сразу, и должна чиниться или заменяться на месте.
Мультитул
С советскими велосипедами часто шла в комплекте небольшая сумка с ключами, которые позволяли полностью разобрать и собрать велосипед своими руками. В наши дни всеобщей унификации данную сумочку заменили наборы шестигранников, которые в последние годы упаковывают в аналог швейцарского ножа – мультитул.
Аналогично насосу, данные аксессуары к велосипедам очень полезны, но только тем, кто планирует настраивать и ремонтировать свой велосипед в дороге. Например, настраивать тормоза, выправлять руль или закручивать подножку. В casual (городском) режиме мультитул с собой возить совсем не обязательно. Достаточно будет доступного места дома или в гараже.
Крылья
А вот этот элемент просто обязателен, хотя и не особо любим производителями. Считается, что велосипеды с крыльями выглядят дешевле и более громоздки, нарушая элегантные обводы стоящего на выставке спортивного велосипеда.
Тем не менее, большинство спортивных велосипедов, исключая трюковые и специализированные трекинговые или шоссейные, вполне успешно оснащаются крыльями.
Сами посудите: любой камешек, вылетевший из-под переднего колеса может угодить в лицо велосипедисту, а постоянный поток мелкого песка и гравия за шиворот может вывести из себя даже самого спокойного райдера. А уж если представить, что на пути оказалась лужа или пошёл дождь… В такой ситуации большинство любителей «свободного колеса» спасается от стихии.
Рога
Достаточно редкий, но очень полезный аксессуар, устанавливающийся на руль. Стоит очень мало, зато выполняет две очень важных функции:
- Возможность смены положения рук:
- Для отдыха во время длительной езды (запястья затекают, в них нарушается обращение крови, что может привести к повышенной усталости и онемению).
- «Силовой» перехват, когда экстренно необходимо приложить максимальное усилие на педаль, а веса велосипедиста не хватает, помогает упор в руль.
- Защита рук и деталей, закреплённых на руле. Не секрет, что чаще всего страдает от ударов, падений и даже лёгких столкновений именно руль и закреплённые на нём ручки и манетки. С момента установки, рога их защищают, принимая удары на себя.
Подножка
Немаловажный аксессуар для постоянного использования велосипеда – подножка.
Остановиться и поговорить по телефону, выпить воды из фляжки, поздороваться с другом – зачастую для этого необходимо потратитть время, чтобы найти, на что опереть велосипед, или же приходится бросать его на землю, рискуя повредить педали и руль.
Подножки крепятся рядом с подсидельной трубой или на пере рамы, практически не прибавляя веса велосипеду, но намного упрощая его использование. Разнообразие моделей подножек позволяет выбрать как высокотехнологическую титановую телескопическую ногу, больше похожую на антенну инопланетного корабля, так и простенькую палочку из порошкового металла, которая будет стоит не больше стакана мороженого.
Фляжка и держатель
Вода – основное топливо велосипедистов, и она должна быть всегда. Сейчас обычные бутылки в рюкзаке понемногу заменяются удобными спортивными фляжками. Их проще использовать, сложнее потерять, а выполняются они из надёжных материалов. Современный пластик позволит использовать эти велосипедные аксессуары долгие годы.
В комплекте с фляжкой рекомендуют брать и держатель на раму. Это удобно, так как позволяет взять даже на небольшое катание запас воды, а в случае серьёзного заезда – освободить место в рюкзаке и увеличить комфорт, снизив центр тяжести.
Важно оценить конструкцию держателя для фляжки и его материал. Желательно, чтобы это было железо (пластик плохо переносит удары, которые вполне возможны на раме), а размеры были не уникальны и подходили для стандартных изделий разных марок.
Зеркало
Зеркало заднего вида – очень нужная, но хрупка и не особо удобная в использовании вещь. Велосипедисту, особенно катающемуся по дорогам общего пользования, очень важно знать, что находится позади, но не всегда комфортно разворачивать голову, чтобы окинуть путь взглядом.
До сих пор не устоялось одного или нескольких стандартных точек крепления зеркала. Производители предлагают не очень удобные, но вполне практичные конструкции:
- «Висящее» крепление на край грипсы или руля – недорого, удобно, но имеет ограниченный обзор и очень легко повреждается.
- Жесткое длинное крепление на руль по типу мотоциклетных зеркал даёт отличный обзор, но не особо надёжно.
- Крепление на шлем – хороший обзор, но дополнительный вес и громоздкость и так не самому удобному велоаксессуару.
Цепь или трос
Преступность никуда не делась, и потому велосипед лучше предохранять от воров, прицепляя его к надёжному основанию – перилам, оградам, столбам и специализированным рамкам велопарковок.
Условно эти средства защиты можно разделить на кустарные и фирменные. Кустарные цепи иной раз бывают очень надёжными, а оснащённые тяжёлым амбарным замком – и вовсе неприступными, но возить с собой столь тяжёлые конструкции по силам далеко не всем.
Фирменные тросы и цепи же очень разнообразны, и далеко не все типы по-настоящему полезны:
- Тонкие тросы со внешними замками – максимально дешёвые варианты, в качестве средства защиты практически непригодные. Тонкий трос перекусывается пассатижами, но даже утолщённый имеет слабые места в точках крепления замка.
- Тросы с интегрированным замком – средство защиты хорошего уровня, одно время модные, но проблемы для вора создают не всегда, так как большинство тросов перекусывается без проблем.
- Тросы со стационарными креплениями на раму – обычно в таких моделях уже не экономят на компонентах, и потому, несмотря на цену, могут быть эффективными.
- Специализированные велосипедные цепи – пожалуй, лучшее средство защиты, если не считать высокого (1.5-2.5 кг за 1 метр) веса.
Специализированные аксессуары
Этот раздел о вещах «на любителя». Некоторые узко специализированы, а некоторые попросту спорны, как, например, динамо-машина, которая кроме вырабатывания электричества приводит к быстрому износу колеса и серьёзно усложняет катание в плане затрачиваемых сил.
Корзина и багажник
На старых русских велосипедах всегда был багажник, ведь велосипед — это не только средство передвижения, но и транспорт для мешков сахара, соседских детей и перевоза различных полезных вещей. На западе же, наоборот, сформировалась традиция небольшой удобной корзины перед рулём, в которую можно положить сумочку или портфель, отправляясь на небольшую прогулку по городу.
В целом, багажник более надёжен и удобен в плане перевозки. В том числе, на багажник крепятся велоштаны – универсальные сумки для путешественников на дальние дистанции, а вот корзина будет кстати при небольших велопрогулках и в пути на работу и с работы.
Велокресло
В предыдущем пункте упоминались дети, а ведь и для их перевозки на велосипедах есть набор аксессуаров. Это и дополнительные сиденья, и специальные велокресла. Данные кресла, сделанные обычно из лёгкого пластика, устанавливаются на багажник, ребёнок в них усаживается и пристёгивается специальным ремнём.
Звонок
Популярные велоаксессуары, особенно для катания по тротуарам, такие, как звонок, вряд ли услышит автомобилист, а вот спасти от столкновения с пешеходом звонок помогает очень часто.
Звонков сейчас выпускают множество типов:
- Стандартные механические звонки – простые, надёжные, в меру громкие. Из минусов – вес и «побрякивание» механизма на кочках.
- Электрозвонок – современное изделие, издающие громкий звук, но требующее периодической смены батареек.
- Клаксон – настоящий ретро аксессуар, представляет собой резиновую грушу, на которую нажимает райдер для получения громкого звука.
Успокоитель цепи
Один их примеров спортивных аксессуаров, которых, на самом деле, множество. Успокоитель – это комплект роликов, которые прижимают цепь, не позволяя ей соскочить со звёзд во время серьёзных ударов и прыжков. Используется при даунхилле и в других экстремальных дисциплинах.
Аптечка
Аналогично автомобильной аптечке, используется очень редко, но бывает жизнено важна. Обычно аптечка для велосипедиста состоит из перевязочного материала, обезболивающих и нескольких лекарственных средств основного набора.
Экипировка
Экипировку часто относят к аксессуарам, поэтому посмотрим, что может понадобиться специализированного самому велосипедисту.
Велошлем
Важнейший элемент защиты – это шлем. Он позволяет избежать фатальных травм при падении, является де-факто обязательным элементом экипировки для любого велосипедиста. Шлемов производят сотни и даже тысячи моделей, при выборе каждый ориентируются на собственные ощущения и привычки. При выборе велошлема следует обращать внимание на следующее:
- вес шлема;
- материал самого шлема и подклада;
- аэродинамическое удобство;
- вентилируемость.
Выбор велошлема – отдельная тема для большой статьи.
Велокостюм
Редкая вещь, скорее спортивная, чем обыденная – специальные узкие кофты, улучшающие потоотведение и вентиляцию. Особенно необычно смотрятся велоштаны – специальные, аналогичные «подгузнику» вставки не особо привычны непрофессионалам и вызывают усмешки. Тем не менее, анатомическая форма велоштанов и качественные материалы существенно облегчают нагрузки, испытываемые при длительном катании.
Кроме того, вся велосипедная одежда получает дополнительные световые отражающие полосы, что увеличивает безопасность движения по дорогам в темноте.
Контактная обувь
Обязательные аксессуары для велосипеда с контактными педалями.
Поилка
Достаточно интересный аксессуар, представляющий собой фляжку профессионального уровня. «Поилка», она же гидрататор, — это комбинация нескольких составляющих:
- пластикового сосуда для воды;
- катетера и небольшого устройства для захватывания его губами;
- ранца.
Выглядит данный девайс футуристично. Райдер едет, а около лица болтается небольшой «сосок», взяв который в губы, можно в любой момент напиться, не отвлекаясь от дороги и не тратя драгоценные секунды на операции по открыванию и удерживанию фляги.
Для гидрататоров производители предлагают отдельные рюкзаки, но ничто не мешает использовать обычные, собрав подобную питьевую конструкцию своими руками.
Необычные элементы
Дизайнерские и прочие экспериментальные изделия. Кто знает, возможно, скоро некоторые из них станут стандартом, как стали ими фонари и крылья.
Например, кроме стандартных фар и фонарей, всё большую популярность получает неоновая и химическая подсветка рамы и земли под велосипедом. Дизайнеры создают новые электродвигатели и дождевые навесы над велосипедом.
Реактивные ускорители, массажные грипсы, шарфы с подушками безопасности и велостолики – все эти прикольные ваксессуары когда-нибудь смогут стать «стандартом индустрии».
Заключение
Рассказать обо всех велосипедных аксессуарах нелегко, да и не следует этого делать. Мы рассмотрели в этой статье лишь основные велоаксессуары, а уже читателю предоставляем возможность найти на просторах Cети что-то новое и удивительное.
Комментарии
Ольга
Подскажите, пожалуйста, есть ли варианты велоаксесуаров для такой ситауции: когда мы с сыном катаемся на велике и самокате хотелось бы иметь некую гибкую сцепку между ними. Допустим я на велике и имея такую сцепку могла бы втянуть ребенка в горку.