Нет ничего полезнее и интереснее, чем прогулки на велосипеде, но такой чудесный транспорт, к сожалению, является малозаметным и опасным средством передвижения. Одной из наиболее вероятных опасностей ночью становятся случаи столкновения с неподвижными препятствиями или удара быстро едущими машинами, особенно если горе-велосипедист не позаботился об освещении на своём транспорте.
Ночной велогонщик рискует стать жертвой автомобилиста, если надумает промчаться по шоссе без каких-либо опознавательных огней. Также это замечание справедливо и в случае езды по городу, так как уличные огни зачастую конкурируют с относительно слабым светом на велосипеде.
Проблема аварийности на дорогах усугубляется еще нарушением закона многими велосипедистами, которые вовсе не беспокоятся об установке хотя бы минимальной защиты на свой транспорт в виде светоотражательных элементов катафотов. Зачастую производители современных велосипедов ставят катафоты только в педали, а в другие места элементы безопасности хозяин двухколесной машины должен установить сам. Для того чтобы наверняка защитить себя от вполне вероятных ночных аварий, следует, кроме обязательных светоотражателей, приобрести также дополнительно приборы освещения на велосипед.
Закон о катафотах
Велосипедистам, чтобы правильно обезопасить себя в ночное время, важно поставить все три основных вида светоотражателей: белого, красного и оранжевого цветов.
Ставить светоотражатели следует правильно, в порядке, который привычен для всех участников движения, чтобы не перепутать зад с передом и не ввести других в заблуждение. Куда установить какой катафот, четко указано в Правилах дорожного движения.
Правила дорожного движения одинаково регламентируют как автомобилистов, так и водителей велосипедов. Согласно им, и первые, и вторые обязаны иметь на своём транспортном средстве белые светоотражатели спереди, красные сзади и оранжевые по бокам. На велосипеде оранжевые боковые светоотражатели крепятся за спицы, на машине — в повторители указателей поворотов.
Также в Правилах упоминается об использовании света в ночное время, но это носит, скорее, рекомендательный характер, поскольку система освещения велосипеда не слишком надежна из-за необходимости применения дополнительных батареек или немощной динамо-машины.
Габаритные светоотражатели
Велосипедные катафоты являются пассивными источниками света, так как в темноте они не могут излучать, а лишь отражают попадающий на них свет.
В основе принципа работы любого катафота лежит самый простой оптический закон, который гласит, что угол падения световых лучей к отражающей поверхности равен углу отражения от неё
Если ездить преимущественно днем, а в темноте только по необходимости, тогда достаточно оборудовать велосипед передним и задним светоотражателем. Установить их нужно правильно, как уже говорилось ранее: белый — впереди, красный — сзади. Но даже с полным комплектом катафотов нужно искать дороги, где меньше автомобилей, чтобы быть спокойным за свою безопасность.
Катафоты могут быть изготовлены из стекла или, по экономическим соображениям, из недорогого пластика и заключены в корпус из полистирола или хромированного металла
Форма и места крепления многих светоотражателей позволяют установить их не только на велосипед, но и на машину, мотоцикл, катер и другое транспортное средство
Катафоты со светодиодами
Когда идет дождь, в туман и в любую другую плохую погоду катафоты работают неудовлетворительно, их практически не видно.
В настоящее время можно купить по доступной цене такие необычные рефлекторы, о которых лет десять назад даже не упоминалось ни в одном каталоге. Речь идет об универсальных светоотражателях со встроенными светодиодами.
Элементы безопасности со светодиодами являются активными источниками света, так как они способны заявить о себе без воздействия извне
Светящиеся катафоты видно сравнительно далеко на трассе, даже в ненастную погоду, но им нужен какой-нибудь источник питания для работы. Зачастую велосипедисты прилаживают спереди фонарик, вот к нему вполне реально подключиться. Аккумуляторы или батарейки, необходимые для питания фонарика, наверняка справятся с дополнительной нагрузкой в виде слаботочных светодиодов. Можно также для вырабатывания энергии поставить на переднее колесо генератор постоянного тока, известный под названием динамо-машины.
Отражатели на спицах
Правильные боковые велосипедные катафоты должны быть желтого или оранжевого цвета и закрепляться за спицы. Многие велосипедисты не признают эти элементы безопасности, считая их ненужной деталью, которую, к тому же, можно легко разбить камнем или веткой. Раньше профессиональные гонщики тоже не любили кружочки на спицах, поскольку они были тяжелыми, цеплялись за две спицы и могли нарушить центровку колеса.
Современные боковые отражатели делаются очень легкими, некоторые из них можно закрепить лишь на одной спице, поэтому вряд ли они станут причиной восьмерки на колесе
Теоретически даже ничтожный, в десяток граммов, груз на колесе может стать причиной дисбаланса, но только при нереально высокой для велосипеда скорости. В крайнем случае, для душевного спокойствия можно катафот и ниппель камеры расположить на противоположных сторонах колеса, чтобы их ничтожные массы компенсировали друг друга.
Светящиеся элементы на колесах в несколько раз повышают безопасность любителя погонять ночью, к тому же они украшают велосипед и повышают настроение во время прогулки. Светодиодные отражатели для спиц делаются водонепроницаемыми, поэтому им не страшен дождь и глубокие лужи. Светятся эти фонарики от маленьких внутренних батареек.
Светодиодные катафоты для спиц выпускаются в более сорока различных формах, всевозможных цветах, а некоторые из них имеют звуковые эффекты
Вращающиеся светоотражатели
Эффективность рефлектора может быть увеличена, если отраженный от него пучок света сделать мигающим. Пульсирующее свечение привлекает больше внимания, чем постоянный видимый поток, поэтому даже излучающий его отражатель может конкурировать с более совершенными активными источниками света.
Над идеей создания усовершенствованных вращающихся катафотов, которые могли быть использованы во всех транспортных средствах, учитывая велосипеды, задумались ещё в середине прошлого века в Америке.
Согласно патенту Джона Паркера, его приспособление устанавливается сбоку возле колеса велосипеда, а остроконечные лепестки, зацепляясь за спицы, раскачивают зеркальную поверхность, удерживаемую мягкой пружиной, взад и вперед. В результате отражаемый свет получается мигающим. Применение этого устройства ограничено, поскольку оно устанавливается слишком близко к земле, в положение, которое находится ниже, чем высота, оптимальная для видимости с высоты человеческого роста. Кроме того, такая сборка выступает в сторону от колеса, где она может быть легко повреждена при столкновении с различными объектами, включительно со стойкой для парковки велосипедов.
По замыслу Ла-Лонда, пара вращающихся отражателей должна быть установлена на оси небольшого колеса, которое должно иметь зацепление с передним или задним колесом в самой верхней точке. Хотя устройство Ла-Лонда достигает желаемого эффекта — отражает мигающий свет на оптимальной высоте, — оно относительно громоздко и имеет много незакрытых движущихся частей, в которых легко запутывается трава и одежда велосипедиста. Также использование этого изобретения требует, чтобы крыло над колесом было удалено.
Более совершенным, учитывающим недостатки предыдущих изобретений, является вращающийся катафот Майка Куррана, подвижные части которого защищены от непогоды и вероятности быть запутанными в одежде прозрачным колпаком. Также светоотражатель Куранта сравнительно компактный и легко монтируется на велосипед. В процессе установки становится очевидным ещё одно преимущество этого устройства, ведь не требуется удаление крыла. Рефлектор приводится в движение от колесика, находящегося сбоку, а не над колесом.
Ещё внимания заслуживает ротационный светоотражатель Карла Гладена, приводимый в движение потоком воздуха и не нуждающийся в механической связи с колесом. После замены легко отсоединяемого кронштейна крепления такой рефлектор можно поставить над задним колесом велосипеда.
Современные вращающиеся отражатели можно собрать с приводом от небольшого и маломощного электродвигателя.
Если знать наверняка, что никогда не придется ездить ночью, то можно и не ставить катафоты на велосипед. В реальности, для собственной безопасности всегда в поездках по автодорогам лучше иметь полный комплект светоотражателей. Не следует забывать об отражателях на спицах, с ними велосипед становится значительно заметнее при поворотах и переезде перекрестков.
Часто случаются поездки в тёмное время суток, тогда применяйте дополнительно активные источники света — фару и задний фонарь.
Катафоты на велосипед своими руками:
Комментарии
Димка
В инструкции к советскому велику написано , что на задние колёса ставить нужно красные катафоты.
злата
класс
Дмитрий
У меня при покупке стояли белые катафоты. Я считаю это лучше. Езжу быстро и пускай думают что навстречу. Такие катафоты дешевле. В будущем перейду на светодиоды (светящиеся).