Каждый велосипедист мечтает о своей автономности, безопасности и комфорте в дороге, хоть немного напоминающую автомобильную. Под сильным дождём мечтается о крыше, при встречном ветре – о мотовелосипеде или электродвигателе, а при движении в темноте, да ещё на лесных тропинках, в незнакомых местах, все мечтают о хорошем освещении дороги.
Современная велосипедная техника шагнула далеко вперёд. В СССР, во времена нашего детства, динамомашина для велосипеда крепилась на перо вилки переднего колеса, была в комплекте с фарой и проводами.
Такой тип динамо называется «бутылочным» за сходство генератора с бутылкой (см. рисунок ниже),но имела ряд недостатков.
Преимущества и недостатки «бутылочной» динамки
Динамка могла щелчком руки (или ноги) фиксироваться к покрышке сбоку, и фонарь тотчас же вырабатывала свет.
Недостатки такой динамомашины были следующее:
- сравнительно большая масса, крепящаяся асимметрично на вилку(около 200-250 г);
- шум ротора динамо генератора, постоянно сопутствующий движению;
- недостаточная мощность,фара светила тускло, так как была установлена обычная лампочка от карманного фонарика;
- ощутимое сопротивление движению, особенно на подъёмах;
- при дожде или попадании на покрышку грязи, эффективность динамо резко снижалась из-за проскальзывания и недостаточного сцепления поверхностей;
- так как во включённом состоянии постоянно головка динамки соприкасается с боковой поверхностью покрышки, то покрышка истирается значительно быстрее, чем при обычном режиме езды;
- практически перед каждой поездкой нужно было проверять регулировку динамки – так как максимальное напряжение динамо генератор вырабатывал только при соприкосновении головки с покрышкой при определённых условиях, таких, как давление, угол наклона генератора и высота расположения головки. После каждого падения, естественно, нужно было проверять регулировку;
- наконец, бутылочная динамо машина может сместиться с места фиксации и попасть в спицы велосипеда.
Однако у неё были определённые достоинства, такие, как:
- возможность её отключения (с исчезновением сопротивления и шума);
- более лёгкая установка на уже купленный велосипед, чем динамо втулки, о которых разговор будет ниже;
- дешевизна бутылочной динамомашины.
Сильнее всего раздражало ощущение необходимости постоянно двигаться быстро для получения яркого пучка света, невзирая на шум и ощущение сопротивления. Сопротивление было таким, как будто постоянно слегка прижимается тормозная ручка.
О динамо втулках
С тех пор прошло более четверти века. Появились мощные ёмкие аккумуляторные батареи и, самое главное, экономичные и яркие источники света, такие, как светодиоды.
Но самое главное, в РФ широко распространился другой тип динамо, распространившийся в мире с конца 1950-х годов. Он называется динамо втулка.
Динамо втулка на переднюю вилку. Хорошо заметно, что с разных сторон установлены спицы разной длины.
Это устройство просто совмещает функцию колёсной втулки и функцию выработки электроэнергии. Они впервые начали изготавливаться в Великобритании. Их стоимость колеблется от 50 до 300 долларов и выше.
В стандартной втулке производится ток напряжением 6 В, а мощность составляет на выходе порядка 2 Вт. Новые втулки способны генерировать до 3 Вт. Так как каждой выходной мощности соответствуют свои источники света, то не стоит ставить более мощный фонарь на втулки с более низкой выходной мощностью, иначе свет будет тусклым.
Светодиод мощностью 3Вт способен ослепить человека на несколько секунд даже в ясный день, а в темноте, с использованием оптики он будет служить очень хорошо.
Положительные и отрицательные качества динамо втулок
Преимуществами динамо втулок являются:
- бесшумность;
- отсутствие подвижных частей и трения соответственно. Установленный кольцевидный магнит с многими полюсами вращается вокруг катушки без соприкосновения ротора и статора.
- нет необходимости в контроле сцепления, герметизации и других сложностях. Погода не влияет на качество светового потока;
- не изнашивается покрышка;
- такая втулка включается автоматически, на постоянном приводе.
- у динамо втулок, в отличие от «бутылок», велосипедная рама не является «землёй», или частью минусовой цепи. Она изолирована. Поэтому может использоваться как «минус» при навеске другого оборудования.
Недостатки динамо втулок следующие:
- несколько больший вес (за счёт магнитов);
- постоянное подключение такого устройства к фаре приводит к постоянному включению света при движении (для некоторых велосипедистов это является плюсом, так как повышает их видимость и безопасность);
- фара больше нагружается и меньше служит;
- при установке требуется переспицовка колеса, так называемое «динамо колесо». Кроме того, «родные» спицы могут не подойти, так как нужно ставить более короткие. Посмотрите, насколько больше динамо втулка, чем «родная»;
- динамо втулки генерируют переменный ток, его нужно выпрямлять с помощью диодов.
Как те, так и другие генераторы на высокой скорости движения могут просто сжечь лампы в фарах. Но в современных фарах может быть регулятор напряжения на полупроводниках, лучше использовать именно их.
Если сравнивать бутылочные динамки с втулочными, то втулки лучше светят на низкой скорости, за счёт более низкой частоты переменных токов.
В заключение хочется сказать, что при установке такой системы выработки электроэнергии своими руками, как динамка для велосипеда, проще начать с дешёвого «бутылочного» китайского генератора. Во всяком случае, это позволит вам поработать, немного «подкачать» ноги и сердечно-сосудистую систему за счёт дополнительного сопротивления и сэкономить средства и время, так как при установке динамо-втулки придётся переспицевать колесо.
Комментарии
Т800
Не указали главное достоинство "бутылочных" динамо - их мощность больше, чем у динамо-втулок. В СССР выпускались динамо мощностью 5 Вт, этого достаточно для запитки 3-ваттной светодиодной фары и заднего фонаря. Напомню, что светодиод питается не напрямую, а через драйвер, отъедающий часть мощности (в виде потерь).
Из личной практики: у меня 3-ваттное советское динамо в паре с аккумулятором, фара мощностью 1 Вт, задний фонарь 0,15 Вт, указатели поворотов. Значительного сопротивления движению не замечал, хотя регулярно езжу с работы домой ночью, дорога идёт в гору. Заметен в основном другой недостаток - в сырую погоду, тем паче по грязи или снегу динамо перестаёт работать из-за пробуксовки.