Велосипедные колеса – что может быть проще? Ходовые узлы байка – ободья, закрепленные к центральной втулке через спицы. Их равномерное натяжение обеспечивает прочность и целостность. Сами детали настолько легкие, что почти не влияют на общий вес конструкции.
Спицевое колесо – годами проверенное решение. Его ставят на любую современную модель синглспида, шоссейника, МТБ, гибрида и т.д. Свыше 90% великов оснащены спицами. Несмотря на выгодный консервативный подход к сборке колес, инженеры стремятся изменить их конструкцию и прийти к тому, чтобы заменить спицы на что-то другое или вовсе собрать велосипед без спиц.
Велосипед на литых дисках
Литые диски – простой способ уйти от стандарта. Спицы заменены лопастями, которые соединяют втулку с ходовой частью. Никакой регулировки натяжения у литья нет, колеса неразборные.
Велосипеды на литых дисках носят названия известных автомобильных брендов (правда на самом деле большинство из них не более чем низкокачественные китайские подделки не имеющие к этим брендам никакого отношения):
- BMW,
- Ferrari,
- Land Rover.
Принципиальные отличия от спиц:
- оригинальный дизайн;
- повышенная жесткость;
- высокие аэродинамические показатели.
Литые диски придают байку своеобразный автомобильный лоск, выглядят круто, привлекают внимание. Эффектность им добавляет световой тюнинг.
Из-за высокой жесткости по сравнению со спицевой конструкцией, эти колеса не пружинят и легче разгоняются на ровных дорогах, но абсолютно не подходят для экстремальной езды. Обслуживать такие колеса намного проще, а вот ремонт поврежденного диска невозможен.
Изогнутая форма лопастей улучшает аэродинамику, что должно положительно сказываться на скорости велосипеда. Однако это преимущество перекрывается увеличением общей массы. Привес литья к велосипеду 1 – 1.5 кг, в то время как спицы не прибавят и полкило.
Стоимость дисков довольно высока, особенно с учетом их непригодности к ремонту. Ставить отдельно на велосипед накладно, а катать нужно с особой аккуратностью, что в общем невыгодно.
Колеса на эллиптических лентах
Эллиптические ленты – свернутые ленты углепластика для закрепления обода к оси вращения. Центральная часть представляет собой треугольник, внутрь которого помещена втулка. Середины лент закреплены к ободу, края – к внешним плоскостям треугольника. На колесо приходится по три эллипса. Таким образом обеспечивается равномерное крепление и распределение усилий.
Идея создания велосипеда на «эллипсных» колесах принадлежит британскому конструктору Сэму Пирсу. Сама конструкция получила название Loopwheel, что буквально означает «петельное колесо». Иллюстрация показывает, что края лент закреплены к треугольнику параллельно, а не внахлест, что придает эллипсам форму петель.
К достоинствам колес на эллиптических лентах можно отнести:
- высокую амортизацию;
- надежность конструкции;
- оригинальный стиль.
В движении эллипсы испытывают растяжение и сжатие, за счет чего колеса приобретают амортизационные свойства. Углеродный пластик – прочный и легкий материал – может испытывать многократные деформации с сохранением первоначальной формы. Благодаря этому, колесу можно приписать надежность, устойчивость и долговечность.
Все преимущества перечеркивает один существенный недостаток – плохая динамика. Недостаточная жесткость будет препятствовать разгону велосипеда и преодолению сопротивления воздуха. Подняться в горку также проблематично.
Впрочем, сам конструктор заявляет, что такие колеса и предназначены для спокойной езды по дорогам с незначительными неровностями на небольшие расстояния.
Nulla – конструктивная особенность и дизайн
В переводе с итальянского, Nulla – ничто, пустота. Это не просто колеса без спиц, у них отсутствуют даже центры вращения.
Ободное кольцо – все, что осталось от привычного велосипедного колеса. Надо сказать, это упрощение значительно сказалось и на геометрии рамы – теперь это просто треугольник. Минималистичный дизайн полностью оправдывает название байка. Сейчас эти велосипеды на стадии разработки, так как отсутствие спиц и стандартного привода колеса приводят к некоторым сложностям:
- установка системы передач;
- переключателей;
- тормозов;
- амортизации.
Для решения проблем со скоростями можно внедрить планетарную втулку или поставить электромотор.
Особенность конструкции. Задний обод выполнен в виде внутренней шестерни, в зацеплении с которой находится внешняя шестерня – втулка. Узел расположен в непосредственной близости от педалей, что гарантирует высокую эффективность крутящего момента на выходе. Усилия передаются через приводной ремень.
Альтернативный вариант – цепная передача. Принцип работы:
1. Передача крутящего момента от ведущей звезды к промежуточной оси. По ее концам расположены маленькая и большая звездочки.
2. От большой ведомой звезды через цепь усилие передается на звездочку втулки.
3. Раскручиваясь, втулка входит в зацепление с зубчиками обода и приводит его в движение.
К рулевой части рамы крепятся ролики, на которых установлено переднее колесо. Эти ролики обеспечивают две функции – поддержание движения и поворот. Передняя вилка отсутствует – это еще один шаг к принципиальному изменению конструкции велосипеда.
Подведем итог. Сегодня велосипед без спиц относится к разряду редких и уникальных моделей. Основная задача производителей – учесть все конструктивные нюансы, доработать технические детали и тщательно изучить возможность спроса у покупателей. Поскольку эти модели кардинально меняют стандартный подход к сборке, они могут смело претендовать на отдельный класс велосипедов.
Комментарии
W.M.
"Велосипеды на литых дисках носят названия известных автомобильных брендов: BMW, Ferrari, Land Rover." и "А еще круче смотрится окрашенное литье (велосипед BMW)" - это все китайский низкокачественный ширпотреб. Ваш сайт рискует имиджем, постя это г.вно.
Emil_admin
Про качество в статье речи нет - сказано лишь, что они круто выглядят (что чистая правда). Ведь есть определенная категория людей (особенно к этому склонны девочки), для которых важен лишь внешний вид. И не важно, что после первого же прыжка с бордюра велосипед может развалиться.
Для того чтобы раз в месяц выехать и покрасоваться перед окружающими эти велосипеды вполне подходят. Хотя действительно для агрессивной езды подобные байки на литье совершенно не приспособлены (и об этом в статье сказано).
И действительно уровень их компонентов совершенно не стоит тех денег, которые за них просят.
Чтобы не вводить в заблуждение людей, добавили в статью информацию о том, что чаще всего это просто китайские подделки и никакого отношения к автомобильным брендам они не имеют.
abdulov
Вроде бы годный сайт для велопрофанов, а админы как 7 летние школьники спермотоксикозники.
>Ведь есть определенная категория людей (особенно к этому склонны девочки), для которых важен лишь внешний вид.
Ага, то то я у себя в городе вижу на них только МАЛЬЧИКОВ в лампасах, кепонах, и сумочкой набок. И может пару девушек видел, да. Но вот таких вот КРУТЫХ любителей ВНЕШНЕГО ВИДА МАЛЬЧИКОВ оче много. Так что не п..те, про определенную категорию людей, тем более когда она определена всего лишь вашим (я уж извиняюсь, но это так) искаженным, устаревшим, мягко говоря неумным пониманием сути.
Хотя что уж тут, взять с человека который считает добрую половину населения планеты ОПРЕДЕЛЕННОЙ КАТЕГОРИЕЙ ЛЮДЕЙ.
Роман Михайлюк
Наверное, важнее будет сказать, что г-но- это как раз последние, "космические" разработки. Есть у меня подозрение, что даже литое китайское чудовище весом в пуд и ценой 100 баксов покатит лучше и заедет дальше этих дизайнерских шедевров ))
Emil_admin
Согласен. Тем не менее за подобными разработками будущее - наверняка лет через 100 колеса будут уже не со спицами, а какими-то другими. Ну или спицы будут принципиально отличаться от того, что есть есть.
Дмитрий
За 120 лет конструкция втулки Торпедо не изменилась, а уж спицованные колеса известны с древности, гораздо дольше, чем велосипеды. Изменятся материалы, и то не факт. А принцип останется.
Иван
Админ - человек грамотный. Статьи на сайте очень интересные
Дмитрий
Почему - то автор нелестно высказывается о велоспедах bmw, при этом рекламирует товары из Китая, которые такого же качества. А вел нормальный за свои деньги. Даже по просеке прекрасно ездит.
Aleksandr
Неэффективный вып*ндрёж!
Igor
Узкоглазые были всегда лидерами в велосипедах... там больше спрос на них. а именитые бренды - качество не всегда на много лучше, а цену платить за надпись на упаковке... и вообще главное не быть первым покупателем товара :) а почитать первопроходцев. статья норм, хотя футуристичные модели пока вызывают подозрения.
tiko
Откровенное го*** эти ваши бмв китайские, можно за такие деньги на альтусе что нибудь собрать что будет всяко лучше этой одноразовой продукции или взять какой нибудь годный олдовый мтб за эти деньги, а мнение по поводу того что они вполне себе за ваши кровные только от того что сравнить не с чем либо сравнивают со старыми хвз или уралами из трубопровода, но допустим если у человека был хотя бы хвз спор какой или СЗ то он сразу поймет разницу.
CatKaty
У меня у самой велосипед Land Rover, я им очень довольна, он красивый, компактный, но по леснице на верх тащить его тяжело. Поэтому не накатаешься