Переднее колесо велосипеда – движущий узел, без которого невозможно представить байк, разве что уницикл. Ведомое колесо, синхронизированное с вилкой, отвечает за траекторию велосипеда и, в большей мере, накатистость. В отличие от заднего, переднее колесо более простое по устройству, но также требует своевременного обслуживания.
Велосипеду, как и машине, нужен регулярный уход, и переднее колесо – одна из таких важных составляющих, которой нельзя пренебрегать. Уделим ему немного внимания!
Из чего состоит колесо
Колеса велосипеда – самая консервативная составляющая. Конечно, появились модели на литых дисках, ставятся цельнокруглые колеса на трековые модели, но их меньшинство. Все-таки основная доля велосипедов оснащается спицевыми колесами.
Устройство переднего колеса следующее:
- втулка обычная;
- обод;
- соединительные спицы;
- защитная лента обода (флиппер);
- камера и покрышка;
- диск (на моделях с дисковыми тормозами).
Втулка – осевая часть колеса, представляет собой сборочный узел из центральной оси, подшипников и конусных фиксаторов. Конусно-подшипниковые системы чаще всего устанавливаются на втулках с подшипниками открытого типа. Также они могут оснащаться закрытыми подшипниками или промами.
Обод – несущая конструкция, металлическое кольцо. Обода изготавливаются в основном из алюминия, на дорогих моделях ставятся карбоновые обода. По жесткости и мощности они делятся на три типа:
- одностенные – внешняя и внутренняя поверхности имеют одну линию соприкосновения (перемычку);
- двойные – внутренняя поверхность крепится к боковинам, отделена от внешней;
- тройные – самый крепкий и прочный вариант: внутренняя стенка также закреплена к боковинам, но, в отличие от двойного обода, тройной имеет дополнительную стенку посередине.
Вертикальные перемычки образуют каналы, идущие по направлению вращения. По количеству таких каналов современные обода делятся на одно, трех- и пятиштучные:
Спицы – элементы соединения втулки с ободом. Выполняют функции закрепления, распределения нагрузок по ободу и центральной оси и смягчения колебаний при движении. Обод перфорирован, каждое отверстие предназначено для закрепления одной спицы. На велосипедное колесо устанавливается число спиц, кратное четырем. В зависимости от модели, их количество различается – от 28 до 40 в среднем.
Число спиц для переднего колеса обычно меньше количества на заднем. Это связано с тем, что на основная доля нагрузок приходится на заднюю часть велосипеда, и там колесо должно быть прочнее.
По типу сечения спицы разделяются на:
- стандартные (катаные) – постоянное круглое сечение по всей длине от крепления втулки до наконечника;
- аэродинамические (лезвиеобразные) – эллиптический или прямоугольный профиль;
- переменного сечения (тянутые) – стандартное сечение у головок и сужение к середине.
Камера – внутренняя часть шины, которая держит внутри себя воздух под давлением. Покрышка – внешняя оболочка, контактирует с дорогой, принимает на себя неровности, защищает камеру. Покрышка изготовлена из более жесткой резины, чем камера.
Ободная лента, или флиппер, – резиновая подкладка под камеру для ее защиты от пробоев об наконечники спиц. Динамические нагрузки заставляют стенки камеры изгибаться, из-за чего они прижимаются к ободной поверхности. Без флиппера камера может продавиться в отверстие с наконечником спицы. Данная проблема больше выражена на заднем колесе, где нагрузки выше, но и на переднем наличие флиппера обязательно. Порванную ленту необходимо заменить на новую. Проверенный самодельный вариант – обклеить обод несколькими слоями изоленты, кроме отверстия под ниппель.
Как снять переднее колесо с вилки
Снятие колеса – простейшая процедура по обслуживанию байка. Делается это очень просто:
- Перевернуть велосипед вверх колесами.
- Разжать ободной тормоз, снять калипер с дискового.
- Ослабить крепления с дропаутов вилки.
- Снять ось колеса с креплений.
На дропаутах крепление бывает гайковым и эксцентриковым. В первом случае понадобятся два гаечных ключа на 15 мм – одним удерживаем гайку, другим аккуратно скручиваем на противоположной стороне. С эксцентриком все проще – ослабить гайку-фиксатор и откинуть зажимной рычаг.
Направление вращения эксцентрика при снятии
Когда нужно снимать переднее колесо:
- замена камер/покрышек;
- подтяжка/ослабление спиц;
- переборка втулки;
- покраска обода.
Установка переднего колеса на вилку делается в обратной последовательности.
Переборка втулки, выравнивание обода, замена камеры и покрышки
Техническое состояние велосипеда напрямую зависит от исправности всех его узлов, в том числе и переднего колеса. Проблем с ним не так много, но посещают они регулярно:
- износ компонентов втулки, выработка смазки;
- искривление обода – «восьмерки»;
- пробои камеры, растрескивание покрышки.
Втулка обеспечивает неподвижное закрепление оси на дропаутах и равномерное беспрепятственное вращение колеса. Недостаточная смазка вызывает повышенное трение подшипников и, как следствие, их быстрый износ. Симптомы – колесо болтается, ярко выраженный люфт, затрудненное вращение, хруст.
Итак, как разобрать втулку:
1. Снять ось с дропаутов (смотрим выше).
2. Ослабить крепежную втулочную гайку. Для этого понадобятся два ключа на 17 мм – одним жестко зафиксировать гайку справа, другим против часовой стрелки скрутить слева.
3. Свинтить конус. Для подцепки нужен будет ключ на 14, далее он легко скручивается руками.
4. Вытащить ось с противоположной стороны. Аккуратно вынуть левый подшипник из полости корпуса и стянуть правый с конуса.
Тщательно осмотреть всё, особенно подшипники. Поврежденные детали нужно заменить на новые.
Чистка, смазка и сборка втулки:
- Выдуть грязь из пустого корпуса.
- С помощью узкой кисточки или ватной палочки нанести смазку тонким слоем на внутренние стенки втулки.
- Протереть ось, конусы и подшипники керосином и дать высохнуть (если устанавливаем те же компоненты).
- Смазать ось, подшипники и конусы с внутренних сторон, которые прилегают к подшипникам. На подшипники смазки не жалеем: чем больше, тем лучше. Излишки аккуратно стереть чистой тряпочкой.
- Одеть правый подшипник на соответствующий конус той стороной, какой он стоял раньше.
- Просунуть ось во втулку и установить на нее левый подшипник.
- Аккуратно вкрутить конус. Его поверхность должна касаться, но не зажимать подшипник.
- Затянуть втулку гайкой.
- Поставить колесо на дропауты и зафиксировать.
Проверяем работу втулки – с силой раскручиваем колесо. Если все по переборке втулки было сделано правильно, колесо будет крутиться легко и беззвучно. Если вращение дается с трудом либо втулка «ходит» по оси, необходимо ослабить или подтянуть левый конус. Возможно, для точного результата регулировка потребуется несколько раз, тут главное – не спешить.
Восьмерки – самая неприятная проблема с колесами. Она в равной степени возникает и спереди, и сзади. Передняя восьмерка доставляет меньше дискомфорта, чем задняя, но все-таки на кривом колесе ездить не по кайфу. Рассмотрим, как быстро устранить дефекты обода велосипеда. Для работы понадобится универсальный спицевой ключ, выглядит он так:
Ремонт восьмерки делается следующим образом:
- Определить максимальную выпуклость колеса. В этой области подтянуть спицу на угол, кратный 1 обороту.
- Ослабить две спицы по краям на угол, вдвое меньше, на какой подтягивали центральную спицу.
- Следующие крайние спицы подтянуть на угол, вдвое меньший, на который ослабляли те две спицы.
И так далее, все зависит от величины искривления. На картинке представлена схема устранения 7-спицевой восьмерки.
Если кривизна расположена между спицами, делаем так:
Замена камер проще устранения дефектов обода, но и чаще требуется. Чтобы правильно и беспрепятственно снять и поставить покрышку, желательно воспользоваться специальными пластиковыми монтажками.
Как разобрать шину:
- Снять колесо с креплений вилки.
- Спустить воздух из камеры (если меняем только покрышку).
- Открутить защитный колпачок с ниппеля и слегка продавить его вниз.
- С противоположной стороны зацепить двумя монтажками борт покрышки.
- Третьей монтажкой подцеплять борт по бокам, до тех пор, пока покрышка не слезет с обода. Теперь можно достать камеру.
Собрать шину по следующей схеме:
- Немного накачать камеру, чтобы она распрямилась.
- Уложить камеру в покрышку.
- По стрелочке выбрать правильное направление шины.
- Вставить ниппель в отверстие обода.
- Затолкать борта покрышки в обод со стороны ниппеля к противоположному концу. Когда заталкивать станет тяжело, воспользоваться монтажками.
- Вытянуть трубку ниппеля наверх (для Schrader).
- Проверить, чтобы борта полностью легли в обод и надеть колесо на велосипед.
Переднее колесо на велосипеде – простой узел, который можно самостоятельно обслуживать дома своими руками: разобрать и собрать втулку, поменять шину и устранить искривления на ободе. Серьезные проблемы – поломка спиц, растрескивание корпуса втулки – потребуют помощи специалиста.