Ашанбайк – разновидность бюджетных велосипедов с характеристиками дорогих моделей. Собираются в Китае, используются самые дешевые комплектующие, большое внимание уделяется «крутости» их облика. Распространены, обладают неплохим спросом, особенно среди новичков.
Велосипед был назван в честь сети московских гипермаркетов «Ашан», где эти модели продаются в избыточном количестве. Разумеется, бюджетные велосипеды продаются в любом магазине, однако эти модели имеют одну общую черту – запредельно низкое качество, не соответствующее даже низким расценкам.
Качественные характеристики комплектующих «ашановского» велосипеда
«Ашанбайк» – неофициальное обобщение «крутых» моделей. Уже по названию можно определить, принадлежит ли велосипед к семейству ашанов или нет. Традиционные названия этих байков – «Атлант», «Лунная тень», «Зевс», «Спринт», «Мачо». Они выражают грубость, крутизну, броскость. Могут встречаться и более оригинальные «маркировки» – английское слово и несколько цифр. Иногда ашаны явно «косят» под известных производителей. Правда, стоимость сразу выдает их, а взгляд опытного велосипедиста определит низкое качество комплектующих на расстоянии.
С названиями разобрались, переходим к устройству байков. Ашаны принадлежат к отряду двухподвесов, и конструкция рамы соответствующая. Теперь представим горный велосипед с двойной амортизационной системой. Что, кроме уникальной способности катать где угодно, его отличает еще? Легкость. Ашанбайк полностью перечеркивает это преимущество – вес его рамы более 20 кг, а иногда достигает и 30! Это явный перебор, даже для бюджетных городских дорожников.
Передняя амортизационная вилка. Смотрится круто и оригинально, но ведь ее назначение – уберечь велосипедиста от ударов, сгладить нагрузки на конструкцию и тем самым продлить срок эксплуатации велосипеда. Как раз с этой задачей она справляется плохо:
- пружина без демпфера;
- грубая настройка под слишком большой вес и нагрузки;
- слабый ход вилки, работает только на больших неровностях (а колесо может погнуться и раньше).
Внешнее оформление вилок – сходство с известными брендами (Gila, Lauch, Capa) и украшенные гофрированными натяжками из пластика.
Так может выглядеть передняя вилка после недолгой обкатки
Задний амортизатор. Ему уделяется огромное внимание при сборке. Он должен смотреться стильно и привлекать внимание своей крутостью. На самом деле, ставить его на велосипеды подобного типа не нужно. Он абсолютно бесполезен в действии. Более того, он ухудшает и без того неважные параметры ашанбайка. Характерное поведение заднего подвеса при движении:
- раскачивание на прямых участках;
- гашение колебаний минимальное;
- блокируется.
Последнее, кстати, встречается чаще всего из-за несоответствующей высоты сиденья.
Раз уж заговорили о седле…. Геометрия его заточена под «мифического» ездока, на практике сидушка неудобная, что добавляет усталости при управлении итак тяжелым велосипедом. Поверхность покрыта низкокачественной крашеной клеенкой, которая запросто может испортить брюки. Совет взявшим ашан: поменять седло или обшить его сверху плотной тканью.
Ашаны частенько снабжаются дисковой механикой. Однако по эффективности торможения она сопоставима разве что с бюджетными V-brake. Стоит отметить, что к тормозам подошли более ответственно, чем к амортизаторам. Но даже здесь надо быть осторожным – их может в неожиданный момент заклинить. Настройка тормозов затруднительна – тросы положены криво, не исключены разрывы на рубашках. Для «уважаемого» велосипеда это недопустимо!
Стоит приготовиться к тому, что через месяц после покупки (а то и сразу) у велосипеда разболтается каретка, могут слететь шатуны или педали. Материалы шатунов обычно – гнущийся низкопробный алюминий. В сочетании с тяжеленной стальной рамой это смотрится забавно.
И такая проблема не редкость
И конечно, отметим низкое качество системы скоростей:
- посредственный материал звезд кассеты;
- перебои с переключением передач;
- разрывы и изломы на рубашках тросов;
- недолговечные манетки.
Исходя из этого, делаем однозначный вывод о том, что комплектация ашанбайков на низшем уровне. И чтобы привести его в нормальное рабочее состояние, придется все поменять. А не проще ли купить сразу нормальный велосипед?
Как использовать велосипеды-ашаны
Низкое качество изначальной комплектации – это полбеды. В конце концов, можно заменить их сразу или поочередно. Разумеется, это выльется в круглую сумму, и не факт, что рама этого велосипеда продолжит исправно служить своему хозяину. А подобные случаи были, когда остов байка трескался в точках напряжения.
Некачественная рама в сочетании с низкосортной комплектацией – жирный минус, который исключает езду на ашане по пересеченной местности и неровностям. Так как велосипеды этого типа принадлежат к семейству МТБ, они не способны выполнять свою функцию.
Где же катать ашанбайк? Ровный асфальт, прямые тротуары с хорошо уложенной плиткой, укатанная грунтовка, небольшие склоны и подъемы – вот их безопасная среда обитания. Из-за наличия неправильно отрегулированных амортизаторов ходовые характеристики будут уступать даже простому синглспиду, но ездить по ровным дорогам можно.
Насколько долго прослужит велосипед ашан, сказать трудно. Иногда попадаются качественно собранные модели, благодаря чему крупный ремонт отодвинется на 1 – 2 активных сезона. Понимаем, что эти байки абсолютно нестойки к перегрузкам, поэтому «активный сезон» подразумевает нечастые выезды.
Есть ли плюсы у ашанбайка?
Велосипед отличается очень демократичной стоимостью. Тем, кому принципиально купить двухподвес за смешные деньги, стоит присмотреться к семейству этих байков. Кроме цены, ашаны порадуют широким ассортиментом своих моделей и по дизайну, и даже размерам рамы.
Запчасти хоть и низкопробные, но универсальные. При поломке какого-либо узла их нетрудно найти в магазинах или на барахолке. К байкам можно сразу прикупить оригинальные обвесы – крылья, фонарики и т.д. К ашанам, как правило, подойдет все, ведь это настоящий «велококтейль».
Высоко задранное крыло на ашане
Ашаны подходят начинающим велосипедистам. Конечно, качество езды так себе, но азам вождения горного велосипеда обучиться можно. Также эти велосипеды наглядно демонстрируют устройство двухподвесов. Это дает возможность получить бесценные знания в их ремонте.
Нетребовательный велосипедист, на пути которого попадается пара трамплинов и подъемов, может приобрести ашанбайк, чтобы передвигаться из пункта «А» в пункт «Б». При бережном отношении этот велосипед сможет прослужить достаточно долго. Ну, а другим можно смело заявлять о наличии МТБ, особенно, когда у них нет никакого велосипеда.
Минусы ашанбайков существенно перевешивают плюсы, и главный из них – невозможность использовать по назначению. Конечно, такая специфика удручает, зато дает понять, что к выбору велосипеда стоит подходить с особой аккуратностью.