Простой, на первый взгляд, велосипед скрывает большое количество взаимосвязанных механизмов. Исправность каждого из них гарантирует комфортные и безопасные поездки, а сам двухколесный конь используется как полноценный транспорт.
Для поддержки отличного состояния необходимо периодическое обслуживание велосипеда. Как часто нужно проводить мероприятия по чистке, переборке и ремонту, зависит от многих факторов. В их числе особенности модели, качество комплектующих, продолжительность поездок и стиль катания.
Простой способ устранять неисправности, своевременно менять детали и расходные материалы – обращаться в квалифицированную мастерскую. В некоторых случаях это единственный вариант привести велик в готовое состояние. Однако большинство работ по обслуживанию велосипеда можно выполнять самостоятельно. Потратив время, владелец байка получит бесценный опыт и сэкономит немалую сумму.
Общие правила по уходу за велосипедом
Купленный в магазине новый велосипед начинает потихоньку «привыкать» к своему новому хозяину: притираются подвижные узлы и крепчают неподвижные. Большую роль в качестве работы всех деталей и стыков играет смазка. Со временем она вбирает в себя частички металлической стружки и грязи. Когда вместимость смазывающего состава превышает допустимую, он утрачивает свои свойства и начинает работать во вред механизмам. Как следствие, повышенный износ.
Первое и самое важное правило при уходе за велосипедом – содержать его в чистоте и уделять большое внимание смазке трущихся механизмов. Системный подход к поддержанию велика в рабочем состоянии, это:
- своевременная и тщательная мойка;
- очистка от пыли чувствительных деталей – втулок, кареточного узла, переключателей;
- удаление отработанной смазки и пятен;
- обработка специальными смазывающими составами;
- своевременное удаление очагов коррозии;
- обеспечение геометрической целостности конструкции – тщательное закручивание всех болтовых соединений.
Очень важно правильно хранить велосипед. В несезонное время байк простаивает без дела, и его состояние будет напрямую зависеть от окружающих условий. Не рекомендуется держать на балконе в холодное время года и во влажных помещениях. Вокруг велосипеда должно быть чисто, также неплохо обеспечить ему небольшое пространство. Если оптимальные условия хранения создать не получается, можно разобрать его и поместить в герметичный чехол.
Негативно на состояние рамы, колес и механизмов влияет падение велосипеда. Конечно, при активных катаниях это неизбежно, да и дома он может случайно завалиться на бок или вовсе упасть со стены. Тем не менее, «полеты» лучше свести к минимуму, обращаться с байком аккуратнее и выбирать более безопасные места для езды.
Собственно, все перечисленное – общее обслуживание велосипеда. Это позволяет увеличить срок службы всех деталей и сохранить приличный внешний вид. Но со временем придется углубиться в детали устройства велосипеда и поглубже.
Инструменты для ремонта и расходные материалы
Проводить работы по переборке и ремонту своими руками невозможно без набора инструментов. Условно их можно поделить на обязательные и специальные. Первые так или иначе понадобятся для всех видов ремонтных работ.
Базовые инструменты для обслуживания:
- гаечные ключи разных размеров + подвижный разводной ключ;
- шестигранники (подобрать соответствующие размеры);
- плоская и крестовая (понадобится чаще) отвертки;
- плоскогубцы для «грубых» работ;
- лопатки для разбортировки колеса;
- тонкие спицы;
- хомуты;
- насос;
- шинно-ремонтный комплект.
Дополнительный инструментарий необходим для профессионального ремонта механизмов. Например, переборку каретки или системы трансмиссионных звезд не получится осуществить только с помощью отвертки или обычного ключа.
В комплект профессиональных средств по ремонту велосипеда входят:
- съемники шатунной пары и каретки;
- кассетный съемник с хлыстом;
- кривошипный съемник;
- выжимной ключ для цепи;
- ключ для регулировки натяжения спиц;
- ножницы для обрезки тросов;
- ремкомплект для прокачки гидравлических тормозов;
- цепомойка;
- дозиметр масла (для специальных деталей) и мерный стакан.
Так выглядит приспособление для снятия кассеты
Инструмент приобретается раз и навсегда, он помогает улучшить техническое состояние отдельно взятого механизма. Расходные материалы играют роль в поддержании механизма в процессе эксплуатации, при этом сами приходят в негодность. В число расходников для велосипеда входят:
- различные виды смазок: водо- и грязеотталкивающие для цепи и звезд, для амортизационной вилки, загущенные составы для подшипников;
- чистящие средства;
- тормозная жидкость (для гидравлики);
- герметики;
- петух;
- тормозные колодки;
- тросики и пружинки.
Своевременное обновление расходных материалов вместе с использованием правильных инструментов гарантирует 100% исправное состояние механизмов.
Обслуживание рамы, колес и подвески
Начинаем техобслуживание отдельных неподвижных частей велосипеда. Рама – основной компонент, без которого велика не существует в принципе. Каркас воспринимает на себя все усилия и от человека, и от всех закрепленных на нем составных частей.
Со временем в трубах и на стыках накапливается усталость, которая вынуждает раму искажать форму. Стоит отметить, что заметно это только после очень долгой эксплуатации велосипеда. Условия, провоцирующие искажение рамы: езда в непредназначенных условиях, частые падения велосипеда, несоответствие грузоподъемности весу велосипедиста.
Рама уязвима и к появлению коррозии. Сколы и порезы на краске вызывают интенсивное окисление металла. Чтобы предотвратить развитие ржавчины, необходимо часто проводить осмотр рамы, устранять очаги коррозии специальными составами и при необходимости загрунтовать и покрасить проблемный участок.
Серьезные повреждения (трещины и разломы) отремонтировать своими руками не получится, здесь стоит обратиться к мастеру.
Колеса склонны к деформациям. Изгибы обода делают движение некомфортным и ухудшают состояние колеса. Своевременно устранить деформацию «восьмерка» или «яйцо» можно с помощью изменения натяжения спиц при помощи спицевого ключа.
Избежать искривления колес можно путем поддержания оптимального давления в шинах. Камеры и покрышки должны быть без порезов и проколов, а ниппель – герметично держать воздух внутри шины. Если прокол застал в пути, нужно воспользоваться ремкомплектом – специальными латками для заклеивания дырок.
Снимать покрышки рекомендуется с помощью мягких лопаток – монтажек. Они позволяют сохранить целостность покрытия обода, камеры и флиппера, а также быстро демонтировать шину.
Требует тщательного ухода и центральная часть колеса – втулка. Особенности обслуживания втулок:
- не мыть под сильным напором воды;
- периодически протирать от пыли и наносить чистую смазку;
- при проворачивании колеса открыть, заменить подшипники и смазать внутренние полости.
Обслуживание передней вилки включает в себя периодическую замену смазки, очистку ног от пыли и налета, своевременную замену уплотнительных деталей. В некоторых случаях, когда мягкость амортизатора не регулируется, требуется замена пружины и (или) демпфера. Поддерживать амортизацию горного велосипеда в рабочем состоянии крайне важно, так как она играет ключевую роль в комфортности передвижения и состоянии рамы.
Некоторые велосипеды, кроме амортизационной вилки, имеют задний гаситель колебаний. Требования по уходу за ним аналогичны, разве что чаще придется протирать пыльники от грязи.
Переборка рулевой колонки, тормозной системы и трансмиссии
Переходим к элементам велосипеда, которые обеспечивают четкость управления, движение и остановку.
Рулевая колонка
На велосипедах представлены два типа колонок – интегрированные с пром-подшипниками и полуинтегрированные с шариками.
Подшипниковый узел рулевой полуинтегрированной колонки
В обслуживание рулевой с пром-подшипниками входит только своевременная смазка. С полуинтегрированными колонками все сложнее: со временем нагрузки внутри нее перераспределяются, в результате чего шарики рассыпаются. Как следствие, проворот руля или его затрудненный ход. Ремонт рулевой с насыпными шариками включает в себя их замену и тщательную смазку. Также не лишним будет проверять колонку на наличие грязи. Работы обязательно поводить перед каждым сезоном или по необходимости.
Тормозная система
Поддержка тормозов в рабочем состоянии – залог безопасности. Проверка системы должна проводиться как можно чаще, в среднем – два раза в неделю. Проверяем:
- изношенность колодок;
- состояние тормозной поверхности;
- целостность и натяжение тросиков;
- смазку подвижных узлов калипера и ручки;
- линию на воздух (для тормозов с гидравликой).
Для эффективного торможения важно правильно выставить колодки: зазор должен быть минимальным, но не затормаживать колесо. Разумеется, на самом ободе не должно быть искривлений. Поверхность (обод или диск) необходимо начисто протирать и не допускать замасливания или загрязнения.
Отрегулированный зазор на заднем дисковом тормозе
От натяжения и общего состояния тросов зависит точность и скорость торможения. Оптимальное натяжение – колодки мгновенно прилегают и отскакивают при нажатии/отпускании ручки. Большое значение имеет хорошее состояние рубашки – без трещин на оболочке и растяжек обмотки.
Для гидравлических тормозов необходимо поддерживать рабочее состояние линии. Причина плохой работы кроется в наличии воздуха или в загрязнении жидкости. Прокачка системы проводится с помощью специального инструмента раз в сезон. Жидкость должна соответствовать предписаниям производителя.
Переборка трансмиссии:
- проверка и замена подшипников в каретке, смазка узла;
- осмотр целостности шатунов;
- чистка и смазка велосипедной цепи;
- проверка и замена звезд на кассете;
- настройка переключателей.
Демонтировать каретку и шатуны можно только при помощи специальных съемников. Особое внимание уделяется состоянию шатунной пары (не должно быть трещин) и состоянию подшипников внутри каретки. Ключевую роль играет обильная смазка специальным составом.
Чистить и смазывать цепь необходимо для снижения износа дорогих компонентов трансмиссии – кассет. Снять цепь можно вручную при наличии замка или с помощью выжимки. Обслуживать трансмиссионный механизм нужно по мере необходимости, однако не лишним будет периодически протирать поверхность звезд и цепи от пыли.
Изношенные звезды на кассетах можно заменять по отдельности. Чтобы освободить ось заднего колеса от системы, понадобится специальный ключ-съемник с цепным хлыстом для удерживания.
Переключение скоростей зависит от состояния переключателей: их настройки и состояния приводного троса. Здесь находится подробная инструкция по настройке переднего и заднего переключателя.
Обслуживание велосипеда – поддержание его в чистоте, смазка механизмов, замена изношенных деталей и расходных материалов – неотъемлемая часть жизни велосипедиста. Своевременное исправление всех недочетов, аккуратное обращение и предусмотрительность позволяет получить от велосипеда максимум и наслаждаться катаниями многие-многие сезоны.
Комментарии
Алексей
Честно говоря, если вы на велосипеде ездите немного и нерегулярно, то особенно и не заморачивайтесь - просто мойте (сами, не под давлением) и протирайте его по мере загрязнения, и смазывайте цепь иногда. Большего особо и не требуется, прослужит долго при бережном отношении. Сейчас прошли те времена, когда каждый "настоящий мужчина" обязан был во всём разбираться и ремонтировать всё сам. Слава Богу есть специализированные места, куда можно обратиться за помощью в случае какой-то непонятной и неприятной ситуации. Слушайте, чувствуйте своего "коня" - он редко ломается внезапно, всегда перед этим попытается сообщить вам о своём состоянии.
У кого руки из правильного места растут - тот с большинством работ справится самостоятельно, к мастерам обратится только в крайнем случае, когда сам не может справится или гарантировать качество работ. Велосипеды современные и те, которые были в нашем советском детстве сильно отличаются, но большинство работ по уходу за ними до сих пор актуальны. Не бойтесь, вы справитесь с ними. Берегите себя и своего железного "коня". Удачи.