Как правильно переключать скорости на велосипеде

велопрогулка по полю

На самом деле, переключение скоростей на велосипеде – это тренируемое искусство, которое зависит и от физического состояния райдера, и от долговременной подготовки, и от устройства конкретного велосипеда. Рассмотрим в этой статье различные факторы.

Механика

В первую очередь, правильное переключение зависит от устройства велосипеда. Ранее проблем с переключением не было, так как и скоростей на большинстве велосипедов не было. Все препятствия преодолевались с помощью силы райдера или пешком. Чтобы понять, как переключать скорости, следует изучить саму конструкцию системы переключения.

Скорости и звёзды

Первыми велосипедами с переключением были такие модели как «Турист», массовые наследники спортивных байков из 70-х. У них не было переднего переключателя, зато кассета позволяла выбирать одну из четырёх скоростей.

Со временем количество доступных скоростей росло, и сейчас уже стандартом де-факто становятся велосипеды с 18, 21, 24 и 27 значениями. Обычно это комбинация 3-х звёзд на переднем переключателе и 6-9 на заднем, в комбинации 3 и 7 звёзд получается 21 скорость. Некоторые скоростные модели обзавелись уже 10-ью звёздами на заднем переключателе, но пока это редкость.

Собственно, «скорость» – это и есть звезда, а суммарное передаточное число получается из комбинации текущих звёзд, выбранных передним и задним переключателями.

принцип переключения скоростей

Механика переключения

Правильное переключение не требует больших знаний. Практически все модели велосипедов оснащены тросиком, который приводит усилие с манетки – элемента управления переключателем – на сам переключатель.

При натяжении тросика рамка переключателя передвигается и переносит цепь на звезду большего диаметра, при освобождении – спадает или передвигается к меньшим звёздам. Данные действия производятся без вспомогательных механизмов, с использованием гибкости цепи и трения с рамкой переключателя, т.е. цепь и все элементы испытывают нагрузки, в нормальной работе трансмиссии не предусмотрены. Из-за этого и появляется рекомендация не переключать скорости под нагрузкой или без движения.

Корректные комбинации

Несмотря на то, что номинально в трансмиссии может быть 27-30 скоростей, т.е. комбинаций звёздочек, не все из них рекомендуется использовать, так как они опасны для механизмов велосипеда. Почему так происходит? Не все звёзды находятся в одной плоскости, а это значит, что при их комбинации цепь испытывает нагрузку под небольшим углом, что вызывает дополнительное трение и, в итоге, искривление звеньев, затем – растяжение цепи и последующее повреждение как цепи, так и звёзд.

Базовое правило – это примерная параллельность цепи плоскости звёздочек, без перекосов. В цифрах, для классического на данный момент 24-скоростного горного велосипеда, значение на заднем переключателе должно быть между удвоенным и утроенным значением на переднем, за некоторыми исключениями – на краях, например, комбинаций 1-1. Т.е. из 24 вариантов рекомендуется использовать следующую схему переключения скоростей:

  • На 3 – самой большой передней звезде – задние скорости 6, 7, 8.
  • На 2 звезде – задние 6,5,4.
  • На 1 звезде – задние 1,2,3.
схема переключения

Конечно, эти правила могут нарушаться в зависимости от условий, но общепринятым стандартом они уже стали.

Каденс

Рассмотрим физическую подготовку велосипедиста.

Каденс – это частота педалирования, с которой едет велосипедист. Идеальным для длительного передвижения является стабильный каденс, т.е., если на всём протяжении пути педали крутятся равномерно, а неровности ландшафта, встречный ветер компенсируются с помощью комбинаций скоростей.

Но если выносливость важна только на длительных дистанциях, то в любой момент следует иметь в виду здоровье суставов и мышц. Многие начинающие райдеры перегружают колени, выдавая на каждом обороте шатунов максимальное усилие. Это не только утомляет и повреждает мышцы, но и при долгом повторении скажется на здоровье коленного сустава. Профессионалы используют стабильные и частые движения без серьёзной нагрузки на ноги. Этот режим наиболее безопасен и для велосипедиста, и для велосипеда.

частота педалирования

Тренировка и подготовка

Для подготовки к езде в начале дня или сезона рекомендуют использовать пониженные передачи. Первые 10-20 минут длительной поездки ногам необходим «разогрев», для которого идеальна частота педалирования в 60 rpm (движений в минуту) и минимальная нагрузка – т.е. скорости с 1 и 2 передними звёздами.

Аналогичная рекомендация и в более глобальном плане – первую сотню километров в сезоне, особенно на горном велосипеде, следует преодолевать на пониженных передачах, чтобы ноги «вспомнили» навыки и не были повреждены слишком серьёзными изменениями дневной нагрузки.

Иные принципы

Когда речь идёт о переключении скоростей, почти всегда это стандартные переключатели, но есть и иные модели, например, планетарная втулка и «привет» из автомобильного мира – трансмиссии-автоматы.

Планетарная втулка

В городских байках и дизайнерских чопперах обычно нет переднего переключателя, но зато есть редкая для велосипедного мира вещь – планетарная втулка, когда система передач и переключения упаковывается в единый закрытый механизм, устанавливаемый внутрь колеса. Такой принцип применяется на автомобилях, а у велосипедистов особого признания не находит, поглощает слишком много энергии (до 10%).

С другой стороны, у планетарной втулки нет никаких ограничивающих переключение механических факторов – можно переключать передачу и под нагрузкой, и в «неподходящий» момент. Механизм отработает исправно.

Планетарная втулка
Планетарная втулка и дисковый тормоз

Автоматическое переключение

Конечно, производителям не живётся спокойно на стабильном рынке, и они ищут новые сферы применения талантов своих инженеров. Так, уже долгое время топовые фирмы Shimano и SRAM выпускают небольшими партиями коробки-автоматы, где с помощью электронных датчиков (Shimano Nexis, Auto и др.) переключают скорости в планетарной втулке.

Существуют и редкие модели с автоматическим переключением скоростей на механической основе – по центробежной силе груза определяется частота вращения, отчего механизм и изменяет передаточное число.

Заключение

В заключение можно составить небольшой список тезисов, в соответствии с которыми, ещё до набора должного опыта, можно вполне аккуратно и правильно переключать, используя следующие правила переключения скоростей:

  • переключаться только во время движения и без серьёзной нагрузки;
  • управлять велосипедом с помощью трансмиссии, а не мышечным усилием;
  • переключаться заранее, а не в последний момент, или когда «стало слишком тяжело»;
  • переключать передачи по одной и по очереди спереди и сзади;
  • не отклоняться от нормальных комбинаций звёздочек;
  • содержать велосипед в чистоте и не допускать сильного износа деталей.
загрузка...

Комментарии

спасибо за статью. Только у меня возникли вопросы. 1.Сказано что переключение скоростей должно происходить при движении. При этом нужно вращать педали или это не имеет значения, главное чтобы велосипед катился? 2. Про каденс. В статье сказано что сильная нагрузка вредна для коленей. Получается педали должны крутится часто и легко. Верно? Вопрос не устанешь ли больше при частом вращении педалей? Например я по обычной асфальтовой ровной дороге всегда езжу с числом 2-5 или 2-6. Велосипед с 21ой скоростью. Так вот самую высокую скорость 3-7 почти не использую, так как педали курить тяжело. Когда целесообразно использовать такую скорость?

1. Чтобы произошло переключение передачи педали в любом случае придется крутить (иначе цепь попросту не перекинется на нужную звезду). Другое дело, что нужно делать это без сильной нагрузки на педали, иначе вы рискуете сломать переключатель. И обычно чем более дешевые переключатели, тем бережнее нужно с ними обращаться.

2. Насчет устанешь больше/меньше не буду ничего утверждать. Но если хочется кататься хоть сколько нибудь серьезно, то придется привыкать крутить педали с каденсом хотя бы 80. А усталость - это лишь вопрос тренированности.
Если же речь о неспешных катаниях в парке раз в месяц, то в принципе с каденсом можно не заморачиваться.

понятно. Спасибо за ответ!

У моего велосипеда начались небольшие заморочки с переключением задних скоростей! Вроде старался переключаться без нагрузок(интуиция),но теперь вот пришлось залезать в инет и искать консультацию у профи. Появились проблемы с переключением задних скоростей на большие звездочки. Не всегда своевременно переключается в нужную позицию,как бы не довключается! Приходится включать назад(меньшей манеткой),что бы соответствовало видимости датчика на руле и на шестеренках заднего колеса,потом с усилием пальца стараюсь вкл нужную скорость,соответственно как я писал на бОльшую звездочку. Боюсь настраивать пока сам ,что бы вообще не сбить переключения скоростей. У меня вел Cronus,21 скорость. И еще... никак не могу найти в инете таблицу(схему-рисунок) именно правильного переключения 21 скорости,хотя примерно догадываясь, смотря на таблицу переключения 24 скорости.Может просто натянуть тросик и больше ничего пока не делать? Вел прошел 800км,покупал в конце августа, не дали ни инструкции,ни гарантии,даже чек "постеснялся" взять в магазине. Так пока вел отличный ,но с о временем хочу купить Stels(производство-Москва) хвалят.Прошу дать мне какие либо советы,хочу оставшуюся жизнь провести за тренировками и ездой только на велосипеде!

Спасибо,очень полезная статья!

С планетарками в статье накосячили. На картинке не планетарная втулка , а вариаторная ну винчи 360, это совсем не то, хотя и похожа внешне. С переключением планетрок тоже всё обстаит не так радужно, они не любят переключения вниз под нагрузкой, необходими скинуть давление на долю секунды,зато пеключится можно на весь диапазон разом, особенно на шифтере. И можно преключаться при стоянке, а не заранее на 1-2 скидывать.А вот вариатор ну винчи можно крутить( изменять передатьчное число) и под нагрузкой и на стоянке,но тоже с ньюансами.

какую комбинацию переключений можно использовать при 30 скоростном велосипеде?

Добавить комментарий