Настраивать передний переключатель скоростей вообще не стоит до тех пор, пока не настроен задний. Но перед тем как что-то настраивать, нужно досконально знать, как оно действует. Поэтому попробуем разобраться в принципе его работы.
Как работает этот переключатель
Это не автоматическая коробка передач Типтроник, и работает переключатель очень просто. Если отбросить все условности, то это просто стальная рамка, подвешенная на раме велосипеда, которая способна перемещаться вправо и влево. Перемещаясь, она толкает велосипедную цепь и заставляет ее перемещаться с одной звездочки на другую. Приводится в движение тросиком, который соединен с манеткой на руле.
Вроде бы все просто, но не так, как кажется. Переднему переключателю скоростей приходится работать с самой загруженной, верхней частью цепи, которая передает усилие на задние звездочки и постоянно находится в натяжении. Поэтому в случае, если переключатель настроен неверно, сменить передачу будет непросто даже при идеальных настройках задней перекидки.
Для того чтобы вся регулировка стала ясна и понятна, представим, что мы устанавливаем ее на голую раму велосипеда. Настройки с чистого листа, своего рода.
Установка переднего переключателя на раму
Чтобы определить, правильно ли перекидка установлена на раме, мы должны убедиться в том, что:
- рамка переключателя находится на 2 мм выше, чем зубцы самой большой передней звезды;
- рамка должна располагаться строго параллельно блоку ведущих звезд;
- передний переключатель велосипеда помыт, удалена вся грязь и пыль, он смазан и все регулировочные винты вращаются свободно;
- цепь находится на самой большой звезде сзади и на самой маленькой звезде спереди;
- зажимной винт приводного троса ослаблен;
- кожух троса распущен (находится в свободном, ненатянутом состоянии);
- угол передней перекидки – средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы.
Ниже мы поместили рисунок, на котором попытались продемонстрировать исходные положения всей конструкции перед настройкой.
Маленький совет – чем ниже будет опущен передний переключатель, тем его работа будет четче.
И вот тут возникает вопрос, на решение которого мы повлиять не сможем без замены перекидки. Если радиус звезды больше того, на который рассчитан переключатель, то задняя часть рамки будет цеплять зубья большой звезды. Но иногда это можно вылечить тонкими регулировками, о которых мы поговорим позже. А пока у нас все готово и нас ждет настройка переднего переключателя.
Методика настройки
Шаг первый
Вращением винта 1 добиваемся того, чтобы рамка находилась на минимальном расстоянии от цепи со стороны каретки. Следим за тем, чтобы при этом цепь не задевала рамку.
Шаг второй
Крепим трос привода переключателя скоростей. Слегка натянув его, фиксируем винтом или гайкой крепления. Если есть прокладочная шайба с канавкой, укладываем трос в нее и зажимаем.
Шаг третий
Перебрасываем цепь на самую маленькую звездочку сзади и на самую большую спереди. Вращением винта 2 добиваемся минимального расстояния между цепью и рамкой, но без соприкосновения.
Шаг четвертый
Проверяем работу переключателя под нагрузкой. Если цепь свободно перемещается по всем звездам и не задевает рамку при езде, можем считать настройку законченной. Поздравляем.
Но вам никогда не удастся настроить так, чтобы цепь не терла о рамку при передней самой высокой и задней самой низкой и наоборот. Стремиться к этому нужно, но не у всех получается. Поэтому, если вы хотите достичь академических высот в настройке передней перекидки, то только практика поможет в этом.
Иногда виной скрежета рамки о цепь может быть повышенный износ перекидки. Проверить это просто – если рамка имеет люфт, лучше переключатель скоростей поменять на новый. Его ремонт не стоит того времени, которое вы потратите, а новый не так уж и дорог, к тому же будет гарантия, что он проходит еще не один сезон.
Но в любом случае, как бы вы тщательно не настраивали переднюю перекидку, она не спасет от скрежета цепи о рамку, если вы переключаете передачи не правильно. Не вдаваясь в тонкости, запомните самое главное – не нужно переключаться скорости во время нагрузки на педали. Т.е. на секунду перестаньте давить на педали, переключите скорость и плавно (без лишнего давления) сделайте несколько оборотов педалями. Когда пока не поймете, что цепь перешла на нужную звезду, можно продолжить обычное педалирование. Причем, чем более дешевая система на вашем велосипеде, тем строже стоит выполнять данное правило.
В целом, описанных выше настроек вполне достаточно для удобной и беспроблемной эксплуатации переднего переключателя скоростей.