Для чего ставят суппорт на велосипед и как его настраивают

велосипедный суппорт

Скоростной велосипед – сложный и тонкий механизм, почти как автомобиль. В отличие от своего старшего брата-синглспида он имеет развитую трансмиссию. Это позволяет рационально использовать велик и расходовать силы в условиях прямой трассы, подъемов и встречного ветра.
Но другая сторона медали, чем приходится расплачиваться за комфортные условия катания, – поломки и частое техническое обслуживание. К проблемам с трансмиссией чаще всего относятся ходовые звезды на кассете, цепь, натяжитель и суппорт. О нем и поговорим.

Суппорт велосипедный – какие функции он выполняет

Суппорта велосипедные, или машинки, – подвижные детали на переключателях передач и дисковых тормозах. Под действием изменения натяжения троса суппорта перемещаются, благодаря чему задается нужное положение цепи или тормозной колодки.

Суппорта на велосипеде трех типов:

  • переднего переключателя – машинка с закрепленной рамкой, приводится в движение тросом, изменяет положение и перекидывает цепь по звездочкам;
  • заднего переключателя: деталь с рамкой и роликами, удерживает натяжение цепи на постоянном уровне при переключении передачи;
  • тормозные: крепятся на раму велосипеда, отвечают за перемещение тормозной колодки по отношению к ротору (диску).

При переключении передач необходимо заранее ослабить нагрузку на педали, это позволит цепи более гладко перейти с одной звезды на другую и уменьшит нагрузку на суппорт. При прокручивании педалей назад и во время стоянки переключать скорости нельзя: это чревато поломкой механизма.

Тормозной суппорт работает независимо от скорости движения велосипеда и приложенной нагрузки на педали. Суть его состоит в том, что при изменении натяжения тросика детали вместе с колодками сдвигаются (приближаются к диску) или расходятся, удаляясь от него.
Стоит лишний раз повторить: техническое состояние суппортов позволит продлить срок службы трансмиссии, уменьшить износ тормозов, а значит, повысить безопасность передвижения.

Почему суппорта расстраиваются

Причиной ухудшения работы деталей является чаще всего износ. Вызван он неправильной эксплуатацией трансмиссии, ударом, попаданием грязи и нерегулярным техническим обслуживанием. Косвенно поломку суппортов вызывает поверхностная настройка.

Схема суппорта
Схема суппорта заднего переключателя велосипеда

Осмотр и техобслуживание:

  • чистка и смазка цепи;
  • подтягивание тросиков;
  • регулировка переднего и заднего переключателей;
  • соблюдение правил переключения передач.
сочетание звездочек трансмиссии
Правильное и неправильное сочетание звездочек трансмиссии

С тормозным суппортом все примерно так же: из-за попадания грязи колодка хуже прилегает к ротору. Также может ухудшиться подвижность узла – изменение допустимых расстояний, – что придется отрегулировать.

Типичные ситуации с дисковыми тормозами горного велосипеда:

  • трение диска о тормозные колодки из-за неправильного вылета колодок;
  • ослабевшая пружина (колодки туго или вовсе не отскакивают назад);
  • задевание колодок диска при полном обороте колеса - неправильно затянуты болты суппорта.

Как настроить узел своими руками

Не стоит настраивать сильно изношенные и долго служащие бюджетные детали (Shimano начального уровня, например) – это немного сгладит, но не решит проблемы.

переключатель и отвод цепи
Велосипедный переключатель и отвод цепи

Настройка отводки переднего переключателя:

  1. Установить машинку в то положение, при котором цепь должна ровно располагаться на большой звездочке.
  2. Поставить цепь на малую звезду.
  3. Подтянуть тросик.
  4. С помощью регулировочных болтов выставить крайние положения рамки.

Установка крайних положений и правильное натяжение винтов позволяет равномерно протягивать цепь при переключении передач в обе стороны. Если цепь плохо идет с низшей передачи на высшую, ослабляем регулировочный винт L, и наоборот.

Регулировка заднего переключателя проводится по аналогии с передним, правда здесь придется повозиться дольше из-за большего количества звездочек.

  1. Установить цепь в положение высшей передачи (самая маленькая звезда).
  2. Ослабить, а затем затянуть трос машинки.
  3. Высшая звезда должна полностью лежать на одной линии с направляющим роликом (регулируется винтом H).
  4. Аналогично установить крайнюю точку со стороны низшей передачи – большая звезда должна сойтись на одной линии с направляющим роликом (регулировка винтом L).
  5. Переключением на другие звезды определить, где требуется настройка натяжения. С помощью регулировочного болта добиться быстрого и легкого переброса на эту звездочку.

Суппорта могут хуже работать из-за набившейся грязи, поэтому перед регулировкой их следует почистить.

Как настроить суппорт дискового тормоза:

  1. Ротор зацепляется за колодки. Ослабить крепление узла к раме. Если трение уменьшилось, но не исчезло, потребуется центрирование суппорта. Для этого снимаем колесо с велосипеда и выравниваем вылет колодок.
  2. То же центрирование позволяет устранить проблемы задевания колодок о диск. Правда, здесь играет роль и усталостное напряжение рамы - геометрия нарушается и суппорт отстоит от тормозного диска. Ослабить крепления суппорта, отцентрировать суппорт, сидя на велосипеде, и затем затянуть болты.
  3. Заедание поршней из-за грязи можно решить полной переборкой и смазкой узла.

Проблемы с торможением могут быть вызваны также изменением геометрии ротора. Из-за незаметных искривлений колодки будут задевать ротор даже на допустимых расстояниях. Самостоятельный ремонт не всегда дает желаемые результаты. Если добиться правильной работы узла не удается – узнать, сколько стоит услуга регулировки в мастерской, и вперед.

Заключение

Не стоит эксплуатировать расстроенный или изношенный компонент трансмиссии или тормозной системы – это чревато неприятными последствиями. Лучшая защита от них – обращать внимание даже на незначительные неполадки и своевременно устранять их с помощью несложных рекомендаций в статье.

Добавить комментарий