Во времена СССР активную позицию на велорынках занимали белорусские велосипеды. Популярная марка «Аист» пользовалась спросом среди покупателей велосипедов по всем союзным республикам, и многие велики тех времен еще можно встретить на наших дорогах.
Производятся ли сейчас велосипеды в Беларуси? Да, и стало их гораздо больше, чем в Советском Союзе, как по количеству, так и по ассортименту. Аист продолжает радовать новыми яркими моделями, подтянулась и пара других производителей. Посмотрим, какие они, белорусские велосипеды.
Аист: краткая история и современные модели
Аист – велосипеды производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода (ОАО «Мотовело»). Первая модель была выпущена в 1947 году, тираж на первый сезон составил около 6 тыс. моделей. С каждым годом популярность бренда увеличивалась в геометрической прогрессии, и к 20-летнему юбилею Аиста было продано свыше 8 млн. велосипедов.
До 1977 года ММВЗ специализировался на выпуске полноразмерных дорожных велосипедов, позже стали выпускаться складные модели на 20-дюймовых колесах. В 90-х годах был выпущен в продажу первый трюковый BMX, именно с этого момента Аист стал считаться мультимодельным производителем.
Детские велосипеды марки AIST на маленьких колесах берут начало в 2000 году, а с 2008 производитель расширил ассортимент до 35 моделей. В наше время велосипеды AIST – это детские, дорожные, сити-байки, МТБ и гоночные модели.
На Олимпийских играх 2012 в Лондоне спортсменки из Белоруссии установили рекорд на велотреках марки AIST.
Горные велосипеды AIST:
AIST Quest Disk – бюджетный МТБ для ежедневных поездок. Классический велосипед для езды по всем неровностям, оснащен стандартной комплектацией современной горной модели:
- механические дисковые тормоза;
- Shimano-вские переключатели скоростей и звездочки;
- амортизационная вилка (хардтейл);
- двойные алюминиевые обода;
- широкие и компактные крылья.
Рама выполнена из стали, достаточно тяжелая. Впрочем, по прочности этот велосипед выиграет у своего алюминиевого собрата.
Аист 26680W – еще одна современная горная модель ОАО «Мотовело». На алюминиевой раме, легче предыдущей модели. По конструкции рама относится к женской – передняя труба наклонена.
Характеристики:
- тормоза V-brake;
- переключатели Shimano (21 скорость);
- двойные обода, алюминий;
- амортизационная вилка.
Современный МТБ со старым советским названием
Дорожные велосипеды марки AIST – полноразмерные и складные модели. Предназначены для езды по городским улицам и проселочным дорогам. От своих советских предшественников современные модели взяли отличное качество сборки, долговечность и неприхотливость.
Аист 28-130 – классический односкоростной велосипед на стальной закрытой раме. Рекордов на пересеченке и на трассе не покажет, зато прекрасно подойдет для езды по городу. Преимущества модели:
- высокая курсовая устойчивость;
- удобный руль и седло;
- простейшая трансмиссия на 1 передачу;
- закрытый тормоз – проверенная советская система;
- отличный накат на 28-дюймовых колесах.
И, конечно, в комплектацию входит багажник, звонок, полноразмерные крылья и даже, для галочки, насос.
Теми же характеристиками может «похвалиться» женская полноразмерная модель с открытой рамой:
Шоссейные велосипеды AIST представлены моделями серии TC:
- TC9 – 105;
- TC9 – 106;
- TC9 – 108;
- TC9 – 109.
По характеристикам перечисленные модели схожи между собой, рассмотрим спецификацию велосипеда AIST TC9 – 106:
Материал рамы | Алюминий |
Амортизация | Нет |
Тормоза | Клещевые, любительские |
Колеса | 28 дюймов, двойные обода, покрышки Kenda Kontender |
Кол-во скоростей | 18 |
Педали | с туклипсами |
Руль | Баран, шоссейный |
Велосипеды Borant
Borant – современный белорусский производитель велосипедов, велоколес и спортивного инвентаря. Компания образовалась относительно недавно, в 2009 году, однако основатель – Анатолий Борисевич – положил начало фирме еще в конце 1980-х годов.
Производство велосипедов Borant располагается в столице Беларуси – Минске. Продукция постоянно совершенствуется, некоторые из моделей могут использоваться в Международных спортивных соревнованиях, компания гарантирует качество рам, колес и комплектующих. Поставки осуществляются во многие страны СНГ.
Современные линейки спортивных велосипедов Borant:
- Prime;
- TT-Track;
- Union;
- Factor.
Prime – спортивные шоссейные велосипеды высокого уровня. Выпускаются для соревнований по велотреку и соревнований на трассах. Стоимость моделей внушительная, первое место среди представленных линеек.
Ключевые характеристики:
- рама – чистый карбон;
- конструкция «антивибрация» – ультратонкие трубы;
- вес рамы – 900 г;
- многоскоростная трансмиссия;
- шоссейные тормоза клещевого типа;
- навеска Shimano.
Модели прошли сертификацию UCI.
TT-Track – карбоновый трек-байк с фиксированной передачей. Предназначен исключительно для скоростных соревнований:
- вес рамы до 1 кг;
- плоские аэродинамичные трубы;
- простейшая конструкция.
Borant Union – относительно недорогие модели, если сравнивать их с Prime и TT-Track. Это классические шоссейные велосипеды для обычной жизни: быстрой езды по трассе и соревнований среднего уровня.
Характеристики:
- рама – алюминий;
- карбоновая вилка;
- трансмиссия 2 Х 9 (Shimano Sora 3500);
- внешний переключатель;
- слики;
- седло Selle Royal Seta;
Borant Factor – мощные карбоновые шоссейники для индивидуальных гонок. Конструкция рамы:
- широкая нижняя труба;
- уменьшенный задний треугольник;
- мощная вилка;
- утолщенная подседельная труба.
В перпендикуляре этот велосипед будет выглядеть как тонкий диск, рама широкая и тонкая, что обеспечивает отличную аэродинамику. Навесное оборудование – традиционно Shimano, количество скоростей – 22 (система 2 Х 11). Тормоза классические шоссейные, совмещены с манетками.
Складной велосипед Спадорожник
И снова вернемся к классическим дорожным моделям белорусских велосипедов. К одной из таких относится компактный односкоростной байк Спадорожник (Спадарожнiк).
Сразу отметим интересную деталь: это скоростной раскладной велосипед. Для подобных моделей достаточно редкое явление, все-таки видеть складник с одной скоростью куда привычнее.
Спадорожник представлен одной модификацией – F-610. На цвета, правда, производители расщедрились – можно встретить не только классический синий, но и красный, белый, зеленый и даже двуцветный велосипед. Впрочем, владелец может и по собственному желанию поменять цвет рамы велосипеда, поэтому на улице могут попасться экзотичные варианты Спадорожника.
В современных городах велосипедисты особенно ценят компактность, и данная модель полностью соответствует этим требованиям: складывание рамы пополам и откидывание руля в сторону. Подседельный штырь с седлом не обязательно вынимать из рамы, достаточно опустить в крайнее нижнее положение.
Спецификация велосипеда (основные характеристики):
№ | Наименование | Параметры |
1 | Рама | Сталь, складная, низкая, 20-дюймов |
2 | Тормоза | v-brake, алюминий |
3 | Педали | Пластиковые, складные |
4 | Трансмиссия | 6 скоростей |
5 | Задний переключатель | Shimano RD-FT30 |
6 | Каретка | Картридж |
7 | Цепь | KMC Z30, 100 звеньев |
Где катать: городские улицы, прогулки в парках, по набережным и площадям, поездки на работу на непродолжительные расстояния. Велосипед удобно складывается, благодаря чему его можно удобно хранить в несезонное время и перевозить в чехле в метро или в общественом транспорте.
Заключение
Белорусские велосипеды – это неплохой ассортимент моделей: от классических городских до гоночных байков высокого уровня. На велосипедном рынке получили всеобщую известность и прочно занимают достойное место.