Есть несколько типов односкоростных велосипедов. Главное преимущество таких байков – простота конструкции, отсутствие таких деталей, за которыми нужен пристальный уход. В этой статье мы определимся, зачем нужен велосипед-синглспид (от англ. single – один), как его выбрать и в чём его достоинства.
Виды
Городские
- круизеры
- складные
- фиксы
- дорожные
Трюковые
- стрит
- триал
- дёрт
Трюковые
В этой статье мы остановимся только на городских велосипедах. Пару слов о трюковых: на них всегда ставят маленькую переднюю звезду, и их передаточное отношение всегда меньше двух. Это говорит о том, что на трюковом велосипеде сильно не разгонишься. Для такого байка важно лёгкое педалирование на маленькой скорости.
Городские
Городские велосипеды – это класс байков для комфортного и быстрого передвижения в городских условиях. Практически все такие велосипеды не имеют амортизации, за счёт чего увеличивается инертность.
Владельцы синглспидов имеют широчайшие возможности кастомизации байка.
Особенности
Круизеры отличаются удобством положения седла и руля, особой прямой посадкой. Они чаще всего продаются с полными крыльями, которые надёжно защищают велосипедиста от грязи при езде в дождь.
Складные велосипеды любят жители мегаполисов, ведь этот байк можно взять с собой с метро. Он очень удобен ещё и для перевозки в поезде или электричке.
Fixed Gear (фиксированная передача, фикс) – особый вид синглспидов. Во втулках у них отсутствует система холостого хода (freewheel), то есть пока вы крутите педали, велосипед едет. У многих фиксов стоит двусторонняя втулка типа флип-флоп: с одной стороны колеса фиксированная передача, а если перевернуть колесо другой стороной к цепи, работает freewheel. То есть вы всегда сможете выбрать, кататься на фиксированной передаче или нет.
На фиксах чаще всего стоят высокопрофильные обода, что улучшает аэродинамику.
Рамы обычных дорожных велосипедов напоминают горные, однако делается упор на то, что человек будет катать по дорогам. Для дорожников характерна удобная прямая посадка, регулируемый по высоте вынос руля, руль с большим подъёмом, широкое мягкое седло с дополнительной амортизацией. Такие велосипеды часто имеют мультискоростную трансмиссию.
У синглспидов много преимуществ, но есть и недостатки. Рассмотрим их поподробнее.
Круизеры обычно красиво выглядят и прекрасно сочетаются с повседневной одеждой.
Достоинства
- Накат. Городские односкоростные велосипеды чаще всего имеют большие (28”) и узкие колёса. Они обладают отличной инертностью.
- Низкая стоимость. У сингспидов нет манеток, переключателей, набора звёзд, тросиков. Всё это стоит дорого. Соответственно, дешёвый односкоростной велосипед будет схож по качеству с мультиспидом среднего сегмента цен.
- Низкий вес. Как уже было сказано, у односкоростных байков нет деталей, характерных для мультиспидов. Чем меньше навесных компонентов, тем ниже масса велосипеда.
- На некоторые синглспиды устанавливают ременную передачу. Ремень не надо смазывать, он не пачкает одежду, и в нём нет трущихся элементов. Он также снижает массу велосипеда.
- Короткая цепь. Меньше раскачивается при езде. Благодаря горизонтальным дропаутам положение колеса можно регулировать в зависимости от длины цепи. На велосипеды с вертикальными дропаутами ставят натяжители цепи.
- Нет перекоса цепи. Для наилучшей стабильности работы цепи передачу на многоскоростном велосипеде нужно ставить такую, чтобы передняя звезда была примерно в той же плоскости, что и задняя. На синглспиде же ведущая и ведомая звёзды всегда находятся друг напротив друга. Из-за этого цепь изнашивается гораздо меньше, а эффективность педалирования спортсмена возрастает.
- Нет роликов переключателя. Прохождение цепи по роликам у мультиспида повышает трение цепи, а значит, снижает производительность кручения педалей. Односкоростной велосипед не имеет такого недостатка.
- Простота конструкции. Это значит, что такой байк легче обслуживать, да и ломаться там особо нечему. Односкоростной велосипед в этом смысле более надёжный.
Недостатки
- Складные велосипеды портятся при езде по кочкам. Механизм, защёлкивающий раму в разложенном состоянии, из-за вибраций расшатывается.
- Низкий каденс вначале движения. Из-за этого возможны проблемы с коленными суставами.
- Сложнее преодолевать подъёмы. Чем ниже отношение ведущей звезды к ведомой, тем легче крутить педали. При езде в горку на мультиспидах велосипедисты обычно переключаются на маленькую передачу, чтобы ехать было так же просто, как и на равнине. На синглспидах это невозможно.
- Долгий разгон и большие энергозатраты при езде. Если разгоняться с высоким каденсом, переключая передачи так, чтобы кручение педалей было с одинаковой периодичностью на любой скорости, это будет намного менее энергозатратно, чем разгон на синглспиде. Это как на автомобиле: мы же не начинаем движение на легковой машине со второй или третьей передачи, потому что разгон будет слишком долгим и нагрузка на мотор слишком большая.
- На синглспиды чаще всего устанавливают ободные тормоза, которые намного хуже работают, чем дисковые. На фиксы не ставят тормоза вообще.
Как выбрать синглспид?
Вам нужен велосипед односкоростной или многоскоростной? Если последнее, то далее можно не читать, ведь сейчас мы рассматриваем выбор односкоростного байка.
Скорость
Определитесь, с какой скоростью вы собираетесь кататься. Наибольшая скорость достигается на фиксах из-за низкой посадки, как на шоссейных велосипедах.
На круизере наиболее прямая посадка, а значит, далеко на нём не уедешь, но зато комфортно.
Подберите для себя передаточное отношение ведущей и ведомой звёзд. Стандартно – 2:1, но при соотношении 2,5:1, 3:1 и так далее максимальная скорость увеличивается, но начинать движение становится сложнее. Если вы купили велосипед и чувствуете, что вам нужна звезда спереди большего размера, то не беда: в спортивных магазинах продаются соответствующие звёзды, и их легко менять.
Тормоза
На фиксированной передаче торможение осуществляется противодействием движению шатунов по часовой стрелке (при езде вперёд).
Ободные – наиболее распространённый тип тормозов на синглспидах. Они тормозят неплохо, но хуже, чем дисковые. Их достоинство – маленький вес. Они также делятся на клещевые, V-brake и кантилеверные. Все они механические. Существуют и гидравлические ободные тормоза, но они дорогие, поэтому их никогда не ставят на синглспиды.
Дисковые механические или гидравлические тормоза устанавливаются в основном на дорогие круизеры и дорожники. Этот вид тормоза выполняет свою функцию наиболее эффективно.
Ножной тормоз. Вид тормоза, который в наше время уже устарел. Главный его недостаток – невозможно затормозить, если слетела цепь. Устанавливается только на самые бюджетные модели байков. Из достоинств – за счёт закрытой системы не требует обслуживания.
Некоторые рекомендуемые модели
Рассмотрим конкретно несколько синглспидов.
Дорожный/циклокроссовый Fairdale Parser
- Руль «баран» предоставляет владельцу возможность менять хват, если руки устали.
- Прочная хромомолибденовая рама и вилка никогда вас не подведут.
- Передняя звезда 42T, задняя – 14T или 16T. В таком случае у вас есть выбор между отношением 3:1 или 2,625:1.
- Покрышки Continental Cyclocross Race с небольшим протектором позволит вам ездить не только по дорогам, но и лёгкому бездорожью.
- Кантилеверные тормоза.
SE Draft (freewheel)
- Передаточное отношение – 2,75:1. Передняя звезда 44T, задняя – 16T.
- Присутствуют крепления для крыльев сзади и спереди.
- Клещевые ободные тормоза.
- Масса – 12,3 кг.
- Короткий руль для узкой посадки.
- Высокопрофильные обода различных цветов на ваш выбор.
Круизер Worksman LGB
Пожалуй, лучший велосипед для поездок за продуктами!
- В комплекте идут защита цепи, полноразмерные крылья и корзина для багажа.
- Удобная подножка.
- Переднее колесо меньше заднего, поэтому даже если вы едете с грузом, манёвренность байка всё равно будет на высоте.
- Широкое седло, высокий руль. Предусмотрена прямая комфортная посадка.
Складной Strida
Велосипеды фирмы Strida уже давно пользуются популярностью среди жителей крупных городов, ведь он легко транспортируется в общественном транспорте. Другие его достоинства тоже имеют большое значение.
- Легко складывать, а затем его можно катить в сложенном виде.
- Ремень вместо цепи не испачкает вашу одежду, а также он не требует постоянного обслуживания.
- Удобно хранить в квартире.
- Очень манёвренный из-за маленьких колёс.
- Мощные дисковые тормоза.
- Большое передаточное отношение звёзд.
- Полноразмерные крылья в комплекте.
- Вместо спиц – диски. Это значит, что байк меньше подвержен искривлению ободов.
- Наличие багажника.
Городские синглспиды сочетают в себе много достоинств, а стоят не слишком дорого. Они не требуют к себе особого внимания, достаточно только иногда смазывать цепь. С ремнём ещё лучше: можно вообще забыть про смазку, лишь раз в сезон или два возить байк на ТО для проверки целостности подшипников. Не велосипед, а сказка!