GPS трекеры пришли на велосипеды достаточно длинной дорогой. Первые подобные модели появились, конечно же, на автомобилях – ещё в начале 90-х годов. Сейчас бизнес интеллектуальных автосигнализаций стабилизировался, и особо новых технологий вводить не получается, поэтому производители обратили внимание на смежные сферы.
Понемногу стали появляться трекеры для мотоциклов. Функционально они ничем не отличаются от автомобильных, но стали изготавливаться более компактными, так как места на том же скутере заметно меньше. Следующим шагом в сторону велосипеда стали автономные элементы. Они встречаются и на машинах, но очень редко, а серийно производиться стали именно для компактных мотоциклов.
И лишь последним шагом в эволюции стали трекеры для велосипедов. Их всё ещё немного, но общая статистика удорожания велосипедов и их деталей ведёт к тому, что даже в регионах России потратить 3-5 тысяч на дополнительную охрану своего двухколёсного транспорта уже вполне логично.
Функции трекера
Итак, что может GPS-Трекер? В первую очередь выделяют подтип маячков. Это базовый функционал, который обеспечивает обнаружение трекера в случае угона. Электронное устройство периодически получает данные со спутника о своём местоположении и через GSM сеть отправляет на определённый сервис или номер телефона.
Устройства начинают разделять по типу инициации:
- Постоянно работающие – самые простые трекеры, которые не включаются и выключаются, а работают постоянно. Для экономии батарейки частота «включений» устанавливается достаточно низкой.
- Включаемые – такие устройства включаются по кнопке или специальным индуктивным ключом, который необходимо поднести к трекеру. Удобство в том, что устройство работает только тогда, когда вам это необходимо. Основной же минус – момент включения явно заметен злоумышленнику, и он сможет демонтировать маячок.
- Интеллектуальные и управляемые – современные модели, которые управляются со смартфона, смс сообщениями или через интернет.
На устройствах хорошего уровня есть так же датчики движения. В режиме защиты оповещения приходят не только о местонахождении велосипеда с некоторой периодичностью, но и само событие, что байк начал движение или вокруг появились подозрительные вибрации (при демонтаже и перевозке).
Дополнительные функции
Применение модуля навигации достаточно разнообразно, и часто сама функция маяка становится вторичной. Как может использоваться трекер в дополнение к основным функциям?
- Дополнительный GPS приёмник – на смартфоне он будет «пожирать» большой объём энергии, а на маяке навигационный чип специально оптимизирован для низкого энергопотребления. В такой конфигурации смартфон с трекером становятся через интерфейс Bluetooth единым целым.
- Полноценные функции спортивного трекера – далеко не все используют соответствующие приложения на смартфоне, а некоторые намеренно экономят заряд в дальних поездках, поэтому многие сервисы предлагают «записывать» на устройство всю поездку, а потом позволяют посмотреть записанную цепочку координат в виде карты, иной раз с аналитикой по нагрузке, скорости и другим параметрам.
Формы и точки крепления
Если даже на мотоциклах GPS\GSM маяки ещё выпускались в виде коробочек, которые закреплялись под кожухами и обивкой, то на велосипедах места для столь громоздких элементов нет.
Поэтому каждый производитель начал предлагать свои варианты креплений микросхем таким образом, чтобы и источник питания, и GPS датчик, и контроллер с GSM-передатчиком смогли быть незаметными на байке.
В итоге появилось три «форм-фактора»
Вкладка в рулевую колонку
Трекер представляет собой небольшой цилиндр меньше дюйма в диаметре, который закладывается в рулевую колонку под якорь. Полного демонтажа не требуется. Место достаточно очевидное, да и постоянная сборка-разборка для подзарядки оставят свои следы.
Плюсы:
- хорошее скрытое крепление;
- возможность уместить хороший аккумулятор;
- отличный сигнал;
- незаметная со стороны работа ключа включения режима охраны (просто поднести к рулю).
Минусы:
- необходим частичный разбор байка для подзарядки;
- не все колонки подходят, сложно подобрать размер;
- самая популярная точка для монтажа.
Вкладка в подседельный штырь
Форма абсолютно аналогичная предыдущей, только цилиндр вкладывается в подседельный штырь рамы. Места там ещё больше, но для подзарядки придётся приложить усилия, ключ незаметно использовать будет нельзя, а массивная рама, в которую обычно производится монтаж, может нарушать сигнал GPS и мобильной сети.
К плюсам можно отнести абсолютную неочевидность места. О нём может не догадаться даже профессиональный угонщик.
В виде фонаря
Оригинальная находка британских дизайнеров быстро нашла свой рынок. Всё устройство помещается в пластиковом корпусе заднего фонаря велосипеда, и по габаритам ничем не отличается от своих исключительно осветительных собратьев.
Лёгкость замены и зарядки батарейки, использования ключа и отличный сигнал компенсируются тем, что трекер, мало того, что заметен с первого взгляда, так ещё и подвержен повреждениям, а сломать или разбить при катании по кустам «фонарик» стоимостью от 90 фунтов стерлингов – серьёзная потеря.
Управление и использование
Уже несколько раз упоминалось о ключах и SMS-сообщениях. Собственно, большинство трекеров управляется по двум каналам:
- Прямое подключение к компьютеру и смартфону – как ни странно, до сих пор очень редкий способ управления, так как на рынках сигнализаций уважают проверенные промышленные способы настройки.
- Управление через GSM сеть – подключение через центральный сервер производителя сигнализации через любой канал – потребуется обеспечение GPRS связи, что увеличивает энергопотребление устройства и счета за связь.
- Управление через SMS – на удивление, но до сих пор этот путь связи и управления GPS-маяками остаётся основным.
Цены и выбор
Выбор на рынке маячков для велосипеда не очень велик. Начинается всё с китайских простеньких вкладышей за 2-3 тысячи рублей (привет, «gps tracker free shipping cheap!!!» с Алиэкспресс), которые управляются через SMS и иногда не работают корректно в российских сетях.
Следующий уровень – это эконом-устройства от более или менее известных брендов. Такие модели обойдутся в 5-10 тыс. рублей и уже обладают основными качествами:
- работают больше недели;
- управляются через нормальные интерфейсы;
- имеют интеллектуальные программы поведения (отслеживание толчков, отправка координат на сервис);
- с устройством часто поставляются SIM-карты (например, продукция от Starline) и аккаунты на специальных веб-сервисах отслеживания.
VIP-уровень представлен единичными элементами, так как трекер, который дороже самого байка, мало кого интересует. Здесь всё полностью заимствуется у автосигнализаций – интеллектуальные сервисы по подписке, международный роуминг и другие пропорциональные улучшения от моделей среднего сегмента. Стоимость этих изделий стартует с 15 000 р.
Многие трекеры предоставляют сервисы для просмотра траектории движения
Заключение
GPS трекер – редкий аксессуар, который пригодится владельцам действительно дорогих байков, которые беспокоятся о своём двухколёсном транспорте. Конечно, далеко не всем нужен маяк или отдельно стоящий спортивный трекер, но свой небольшой рынок у данных устройств есть, как есть он и у видеорегистраторов или антирадаров.
Среднее качество трекеров не внушает оптимизма, и выбирать лучше проверенные импортные модели или трекеры от приличных производителей противоугонных устройств для автомобилей. У них есть практика и наработанная электроника, а вот у небольших велосипедных компаний рынка и прибыли для хорошего развития своих продуктов определённо не хватает.