Велосипедная фара появилась вместе с велосипедом. Даже тогда, когда это был просто самокат, для того, чтобы отталкиваться двумя ногами, нужно было освещать путь. Собственно, сама фара для велосипеда не существовала, вместо нее болтался керосиновый фонарь. Из-за сильнейшей вибрации корпуса его приходилось держать в руке. Дальнейшее развитие фары для велосипеда в самых разных конструкциях произошло только с появлением воздушных камер и возможностью более или менее плавного хода.
Какими фарами стоит оборудовать велосипед
Прежде всего напомним, что нужно различать велосипедные фары и световозвращатели (катафоты). Фары являются источниками света, а катафоты отражают (возвращают) его. Таким образом, водитель транспортного средства, освещающего велосипед, может увидеть его и вовремя отреагировать.
Существуют правила оснащения велосипеда осветительными приборами, которые не отличаются от таковых у других транспортных средств:
- передняя – белая велофара (или белый световозвращатель);
- задняя – красный катафот, или красный стоп, – сигнал, который может гореть постоянно или в режиме различного мигания, выполняя ту же функцию, что и задние габаритные красные огни у автомобиля. Можно, конечно, сделать так, чтобы стоп-сигнал загорался ярче при торможении, но это излишне. Ниже показан красный стоп-сигнал с интегрированной микросхемой и элементами питания для мигания в различных режимах. Такая задняя подсветка очень популярна;
- на спицах колес необходимо иметь простые оранжевые катафоты, так как именно они помогают увидеть велосипедиста издали.
Так как обзор велофар затронет, в основном, источники белого света, то сразу скажем о тех велосипедах, которые оснащены поворотниками.
Эффективность поворотников заведомо низка, применять их рекомендуется лишь в темное время суток, когда жесты могут быть не видны водителям. Это понятно тем велосипедистам, которые одновременно являются и водителями автомобилей.
Причины, по которым опасно использовать велосипедные поворотники:
- сигнал не регламентирован ПДД, и обращать внимание на него необязательно;
- велосипед довольно редко находится строго впереди автомобиля, разве что на кольце, или во время совершения маневра;
- днем увидеть поворотные фонари зачастую просто невозможно, тем более водитель не знает, куда смотреть, и не ждет их включения;
- сам велосипедист не вправе быть уверен на 100%, что его сигнал понят правильно, и все равно вынужден обернуться.
Какие велофары применяются в современных велосипедах
Настоящий «бум» малогабаритного и высокоэффективного освещения для велосипедов начался с широким поступлением на рынок свермощных ярких светодиодов всех цветов.
Именно светодиодные велофары, особенно китайские, чаще всего можно увидеть на большинстве велосипедов, и в этом нет ничего плохого. Качество этих источников света хорошее, микросхемы и прочие сложности практически не требуются, охлаждение происходит за счет хорошо отдающего тепло алюминиевого радиатора, оптика простая. Пример светодиодной фары китайского производства на рисунке.
Цена китайской фары замечательного фабричного качества – около 2500 руб., а западные лучшие бренды могут стоить раз в 5-6 раз дороже при тех же параметрах светотехники и сроке службы. Кроме того, крепление фары на вынос руля простое и надежное – на хомутах или даже на «липучке».
Примером качественной продукции могут служить осветительные устройства для активного отдыха, которые выпускаются китайской компанией Magicshine с 1999 года. Вся продукция имеет международный сертификат качества ISO 9001.
Самые популярные модели – это MJ 808 и MJ 808 e со световым потоком 900 и 1000 Лм, которые «пробивают» мрак на 200 м, имеют два режима работы и хорошую систему охлаждения. Именно велофара Magicshine изображена выше.
Выбираем велосипедные фары
Требования, предъявляемые к современным велосипедным источникам освещения, довольно разнообразны. Но для того чтобы выбрать хороший и надежный источник света, нужно обязательно принять во внимание следующие важнейшие «критерии отбора»:
1. Фара должна создавать освещенность, равную, если не дневной, то такой, чтобы позволять не снижать скорость даже во время движения под уклон. Такому требованию отвечают фары, обладающие световым потоком не менее 800 – 1000 Лм (люмен). Практически это означает, что в абсолютной темноте можно отчетливо видеть предметы на расстоянии 25-45 м.
Такую освещенность способен создать светодиод Cree XM-L T6, который был создан в 2011 году. С его помощью сделано большое количество разных модификаций велосипедных фар. Это сверхяркий белый светодиод мощностью 10 Вт.
Не нужно обманываться кажущейся малостью мощности. Действительно, лампа накаливания мощностью 10 Вт едва даст возможность читать. Но у ламп накаливания 99% мощности уходит в тепло, а у светодиодов – значительно меньше, поэтому этот поток света будет не меньше, чем от лампочки 100 Вт.
Сила тока в цепи – 700 миллиампер, а потребляемое напряжение или, вернее, падение напряжения на диоде – 2,9 В. Световой поток колеблется в зависимости от напряжения от 900 до 975 Лм.
Важной характеристикой любой фары является телесный угол, в пространстве которого распространяется световая волна, или обзорность. Он составляет 125°.
Рядом с кристаллом полупроводника, излучающим свет, представлена велофара Fenix BC 30, представляющая собой пару таких светодиодов с раздельной оптикой, которая «собирает» рассеянные пучки в более узкие, дополнительно концентрируя световой поток. Суммарный поток – 1800 Лм.
Питание такой фары могут осуществлять как аккумуляторы формата 18650 (2 штуки), либо аккумуляторы типа СR -123 A, но уже 4 штуки.
Гарантия – 2 года, самый «дальнобойный» свет – до 170 метров.
Показатели хорошие, но и цена «кусучая» – около 8000 рублей, или 800 руб\вт. Кстати, мощный 3 Вт светодиод холодного белого света стоит (без оптики) 42 рубля, то есть 14 руб\вт.
Доплата происходит за бренд и высокоэффективную алюминиевую пассивную систему охлаждения, при которой радиатором является корпус фары. Именно эта красивая модель украшает велосипед в начале статьи. Она хорошо узнаваема по двум шурупам с крестообразным шлицем во фронтальной плоскости.
Нужно сказать, что китайские производители не уступают брендовым, например, той же продукции Fenix. Вот их новая разработка 2011-го года под названием «Сова», использующая точно такие же сдвоенные модули Cree XM-L T6, с теми же характеристиками.
Но именно здесь китайцы допустили оплошность: погнавшись за мощностью, забыли о хорошем радиаторе охлаждения. Модель хорошо охлаждается в движении, а при нахождении в покое нагревается очень быстро (за полминуты), с потерей мощности. При этом стоимость – около 10000 руб. – внушительна.
Следует отметить, что прогресс не стоит на месте. И для любителей более дорогого освещения существует, например, продукция известного велосипедного бренда Cateye (кошачий глаз). Речь идет о фаре стоимостью 36750 руб., световой поток 1600 Лм. Она называется Sumo 3 (HL-EL930RC). Как показано на рисунке, нужен хороший радиатор с дополнительной площадью для охлаждения зоны p-n-p перехода.
2. Второе важное требование – это нормальная цветопередача. Белый цвет должен быть именно таким: теплым или холодным, но без искажения, свойственного некоторым светодиодам с неправильным балансом «синюшности».
Это может вести к искажению контуров предметов и нарушению оценки расстояния между велосипедистом и препятствиями. Дело в том, что белый цвет является смесью цветов, из которых самым ярким является синий цвет, а самым тусклым – красный. Это нужно учитывать производителям светотехнических устройств.
3. Важным является периферийная освещенность, или боковой рисунок оптики. Можно так же сказать, угол раствора светодиодного луча. Физика светодиодного освещения такова, что оно очень контрастно. Создается яркое пятно света, а в стороне – полный мрак. Отсутствуют сглаженные, постепенные переходы от света к мраку. Для велосипедиста важно иметь обзор всей полусферы перед своим лицом. Передняя фара должна давать такую возможность.
Стоит помнить, что если у вас в руках фонарь, то вы можете его мгновенно направить туда, куда вам нужно. А фару вы не сможете повернуть, нужно дополнительное рассеяние.
4. Следующим важным показателем является автономность работы. Конечно, это не столь важно, если ток вырабатывается генератором. В этом случае гораздо важнее, чтобы сила тока не превышала заданные условия, иначе светодиод быстро нагреется и может сгореть. Для этого ток ограничивается наличием дополнительного сопротивления в цепи (резистором). В том случае, если ток вырабатывают мощные аккумуляторы, световой поток будет более ровным, без падения напряжения и мерцания.
Обычно используются элементы 18650. Если вы пожелаете купить такие элементы от компании Fenix вместе с зарядным устройством, то придется раскошелиться еще на 5500 руб.
Например, батарея из двух пар таких аккумуляторов может обеспечить хорошую освещенность в пределах 1000 Лм не менее 2-3 часов. Так как вряд ли кто будет кататься ночи напролет в сплошной тьме, то этого времени вполне достаточно, чтобы добраться домой, или для экстремальной покатушки.
В заключение несколько слов о других источниках освещения. Велосипедные фары могут быть не только светодиодными, но и работающими на иных физических принципах. Например, ксеноновая фара.
Изображена велосипедная фара, использующая пары инертного газа ксенона. Это бренд Light&Motion ARC стоимостью более 11000 руб. (в ценах 2014 года). Она способна выдавать около 700 Лм при мощности 13,5 Вт. В дороге это выглядит примерно так:
Заряжается подобное устройство в течение 3,5 часов.
Подводя итоги, можно сказать, что нехватки в осветительных устройствах для велосипедов не существует. Все упирается в соотношение «цена\качество». В настоящее время 1 Вт мощности, как сказано выше, стремительно дешевеет, и отдавать большие суммы можно лишь за качественную оптику, дизайн, удобство, а так же за срок гарантии.
Купить хорошую велофару вы можете на сайте наших партнеров.
Комментарии
Ко
" в ценах прошлого года" - какого года? Нигде нет упоминания, когда написана эта статья.
В начале статьи не "узнаваемый по двум шурупам" феникс, а двухглазая фара с внешним аккумулятором
Emil_admin
Цены имеются в виду 2014 года (до кризиса). А фара в начале статьи - просто пример популярной модели (т.е. не именно Феникс).
Денис
Это не велосипедные фары, а слепящее недоразумение.