Пока дальность поездок не превышает нескольких километров, а все маршруты проходят по знакомым велодорожкам и путям, у велосипедистов не возникает мысли о необходимости навигатора. Ведь крутить педали – это не ехать в незнакомый город на автомобиле, всегда можно покрутить головой и понять, куда двигаться.
Некоторые же райдеры преодолевают за поездку сотню километров, да ещё и по незнакомым трассам. И вот этим спортсменам навигатор уже просто необходим. Раньше велотуристы пользовались картой и компасом, да и сейчас спортивное ориентирование на велосипеде – очень интересная дисциплина. Развитие технологий привело не только к тому, что велосипеды стали надёжнее, технологичнее и, конечно же, дороже, а каждый серьёзный байк можно оборудовать десятком аксессуаров.
Одним из таких аксессуаров, интересных велосипедным «дальнобойщикам», стал GPS навигатор для велосипеда. Функции навигатора может выполнять как отдельное устройство, по аналогии с автомобилями, или же специализированное приложение для смартфона или планшета.
Отдельные устройства
Как и для автомобилей, для велосипедов создаются отдельные навигационные устройства. Используются те же решения, но часто делаются изменения, почти все они направлены на экономию заряда – на велосипеде нет постоянного источника тока, каким является аккумулятор и генератор автомобиля.
Отличия велосипедных навигаторов от автомобильных:
- уменьшенный экран;
- увеличенная батарея;
- компактные размеры;
- способ крепления.
В функциях же и возможностях велосипедный навигатор ничем не отличается от своих более крупных собратьев, и предоставляет те же функции. Конечно, вопрос зарядки в любом случае остаётся ключевым и при «обычном» режиме использования, и с включенным экраном и голосовыми комментариями. Это и остаётся пока самым большим ограничением в использовании устройств с большим экраном.
Новинки
Основные нововведения в сфере отдельных навигаторов связаны с энергетикой. По одному направлению, это увеличение продолжительности работы от одной батареи за счёт ввода в эксплуатацию E-Inc экранов и диодных указателей вместо сенсорных панелей. По другому – отыскание дополнительных источников питания, таких, как солнечные батареи.
Серийного производства таких аксессуаров ещё нет, но появляются первые пилотные проекты и спонсируемые сообществом модели с kickstarter’a.
Приложения для смартфонов
Если отдельный девайс для навигации купит себе не каждый, то уж смартфон в наши дни есть практически у каждого велосипедиста. Это понимают и разработчики приложений.
Разработчики выпускают множество навигаторов для разных моделей смартфонов, и в сумме данные приложения по их функциональности можно разделить на три группы.
Спортивные трекеры
Данные приложения обычно не ориентированы только на велосипеды. Функция навигации в приложениях-трекерах – это дополнительная опция, и она соседствует с десятками возможностей по отслеживанию пройденного расстояния, затраченных калорий, рациона и количества отжиманий в прошлую субботу.
Комбайны всегда были удобны тем, что предоставляли дополнительные сервисы. Например, это могут быть:
- объединённая статистика по всем тренировкам;
- запоминание и аналитика по повторяющимся маршрутам;
- объединение пути и выполняемых упражнений.
Всех плюсов и не перечислить. Есть и минусы. Спортивные комбайны обычно мало ориентируются на навигационный момент, и единственное, что есть в них, это демонстрация положения на карте да следование некоторому заранее проложенному маршруту. Для реализации этих функций часто используют онлай-сервисы. Для работы с картой понадобится интернет-подключение и изрядный объём трафика.
Минималистичные навигаторы
Отдельное направление – это заточенные под велосипедистов навигаторы. Обычно это упрощения более сложных навигационных приложений с некоторыми упрощениями и «заточками». Например, с карты убирается дополнительный цвет, и байер видит только белые рамки на чёрном фоне, или же основным интерфейсом сообщения становится голосовой канал – робот начитывает в наушник ближайшие повороты, текущую скорость и другие параметры.
Как и навигационные устройства, данные GPS-трекеры являются скорее стартапами и не вышли «в тираж». Это разработки энтузиастов и потенциальные флагманы велосипедного мира. На деле, пока мало кто использует подобные приложения.
Карты и навигационные программы
Настоящую навигацию обеспечивают навигационные программы. Navitel, Garmin, Ovi Maps и другие сервисы, используемые на навигаторах, доступны и на мобильных iPhone или Андроид. К плюсам навигаторов можно отнести:
- комплексность – есть все необходимые функции, включая адресную базу и вычисление сложных маршрутов с условиями;
- независимость от связи – карты могут быть загружены заранее;
- надёжность – данное ПО проверяется многократно и используется большим количеством профессионалов.
Минусами же является платность таких приложений и их энергозатратность – сложные программные комплексы слабо приспособлены для работы в режиме экономии энергии.
Использование планшетов
Относительно энергии, современный рынок электронных устройств предлагает отличное решение – это планшеты. Используя голосовые интерфейсы, не включая экран, навигатор может проработать долгие часы от объёмной батареи планшета, например, запас питания на iPad превышает таковой на iPhone в 6 раз.
Держатель здесь не будет нужен, планшет — это аксессуар, который перевозится в рюкзаке или специальной сумке.
Безопасность
Главное, о чём стоит помнить при использовании GPS навигатора с постоянной демонстрацией экрана, это о безопасности. Постоянные взгляды на экран могут настолько отвлечь внимание, что райдером не будет замечена очередная кочка или, что ещё хуже, автомобиль или другой велосипедист.
Правило относительно безопасности использования навигаторов достаточно простое: отвлекаться на него как можно реже, а все манипуляции, даже самые минимальные, производить, остановившись в безопасном месте.
Заключение
GPS навигаторы – удобные современные устройства для помощи в дальних поездках. Существует большое количество аппаратов для навигации, а также ещё большее число приложений для смартфонов. Современный райдер может выбрать устройство или приложение себе по вкусу, сконфигурировав функции, удобство использования, цену и время работы. Очень важно не забывать о безопасности. Любая помеха вниманию может привести на дороге к фатальным последствиям.