Велосипедная дорожка – самостоятельный элемент дорожной инфраструктуры для передвижения на двухколесном транспорте. Позволяет четко от автомобильного трафика, призвана обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения, является законной территорией водителей велосипедов. Въезд автомобилей и выход пешеходов на велодорожки в общих случаях запрещены.
Отношение к велосипедистам в ПДД поменялось: теперь они полноценные водители с правами, обязанностями и специально выделенной территорией – той самой велосипедной дорожкой. На практике все выглядит иначе: похвалиться дорожками для велосипедов сможет далеко не каждый город нашей страны. Вот и приходится выкатывать байки на дорогу или ездить по многолюдным тротуарам.
Впрочем, не все так плохо: велодвижение активно развивается в России, и это плюс. Дорожки хоть и в малом количестве, но появляются. В некоторых городах удалось даже четко урегулировать велосипедистов, водителей авто и пешеходов на перегонах и перекрестках.
Велосипедная дорожка представлена в трех вариантах: размеченная полоса на проезжей части, тротуарная велозона и отдельная дорожка.
Велополоса на проезжей части
Полоса для велосипедного движения – участок дороги, отделенный от основного автомобильного потока. Ограничена с левой стороны сплошной линией, справа – бордюром. Сплошная разметка одновременно запрещает пересечение линии и водителям байков, и автомобилистам.
Преимущества велополосы:
- относительная безопасность по сравнению с движением в общем потоке;
- четкий приоритет прямого проезда на перекрестках;
- меньше припаркованных автомобилей и дверей на пути.
Парковка машинам на участке с полосой для велотранспорта запрещена. Однако не все уважительно относятся к ПДД, не говоря уже о водителях велосипедов. Таким образом, припаркованный автомобиль и рискованный объезд препятствия с нарушением правил.
Особенности движения:
- держаться нужно возможно правее, уступать часть полосы обгоняющим велосипедистам;
- на перекрестках проезд разрешен только прямо и направо (даже если проезжая часть двухполосная);
- контролировать дорожную обстановку: обращать внимание на знаки и сигналы светофора, оценивать расстояние до других ТС.
Велодорожки на проезжей части – не лучший вариант, поскольку гарантии безопасности здесь нет. Может также внезапно остановиться машина или выскочить пешеход. Полоса на проезжей части скорее подходит как промежуточный вариант. Но если такая вдруг внезапно появилась на крупной улице города, это уже прогресс!
Велопешеходная дорожка
Совмещенные велосипедная и пешеходная зоны – реалии практически каждого города России. Велосипедная дорожка на пешеходной территории – это бюджетный и простой вариант сделать жизнь велосипедистов чуточку спокойней. Несмотря на такие светлые стремления властей, сами велолюбители скептически относятся к этому и считают откровенным обманом.
Велодорожки пролегают по туристическим маршрутам, преимущественно в центрах городов:
- набережные;
- улицы без автомобильного движения;
- парки;
- широкие тротуары;
- в местах, где прочертить велополосу на проезжей части или построить отдельную дорожку невозможно (например, узкие мосты).
У совмещенных с пешеходной зоной дорожках есть два существенных плюса: полная изоляция от автотранспорта и возможность отдохнуть в седле за медленной ездой. Последнее относится к любителям неспешных прогулок.
Недостатков у такой велодорожки предостаточно:
- выходящие пешеходы;
- невозможно развить хорошую скорость;
- небольшая ширина полосы;
- сложность разъезда со встречным велосипедистом.
Размеченный велотрек на пешеходной улице в Сочи
Несмотря на четкую разметку и даже знак «Движение велосипедов», большинство пешеходов часто не воспринимают велодорожки всерьез и выходят за пределы разметки. Отдельная тема – непрактичность. Велозона больше спроектирована для неспешных прогулок, чем для полноценного передвижения без выхода на проезжую часть.
Отдельная велодорожка
Собственно, это полноценная дорога для велосипедистов. Проложенная отдельно от шумной дороги и тротуаров, она должна обеспечивать передвижение во встречных направлениях.
Велодорожка может прилегать к проезжей части и прокладываться отдельно. Первый вариант – городские улицы с автомобильным движением, второй – перегоны между микрорайонами и туристические маршруты. Понятное дело, что на российских просторах отдельные велосипедные дороги пока в проекте.
Преимущества:
- изоляция от пешеходов и машин;
- удобно передвигаться;
- возможность наслаждаться прогулками на велосипеде без мешающих пешеходов.
Недостатки:
- ширина полосы менее 1 м;
- сложно разъезжаться и опережать;
- невысокая скорость по сравнению с движением по дороге.
Если улица оснащена отгороженной велосипедной дорожкой, двигаться по проезжей части вместе с машинами запрещено. Это не совсем удобно, особенно если дорожка заканчивается через 200 – 300 м.
Профессионально оформленная велодорожка – качественное покрытие, расположение выше уровня проезжей части, заграждения. Обозначается знаком «Движение велосипедов» и разметкой: разделение встречных потоков, силуэт велосипеда и стрелки с направлениями.
Безопасное проектирование
На прямых участках:
- ограждение от автомобильного потока;
- разграничение потоков;
- достаточная ширина велосипедного полотна.
Вблизи остановок общественного транспорта велодорожка не должна располагаться слишком близко к дороге: пассажиры будут сразу выходить под колеса велосипедов. Оптимальное расстояние – несколько метров от остановки.
Стандартные перекрестки: прерывистая разметка на пересечении транспортных потоков и стоп-линия.
Правая полоса (или два ряда) на перекрестке только для поворота направо. Велодорожка снабжается специальным светофором. Схема разъезда:
- на основной транспортный зеленый движение велосипедов запрещено;
- проезд велосипедам разрешен, всем автомобилям и пешеходам горит красный;
- разрешается движение в поперечном направлении, велосипедистам –красный.
Достоинства – возможность проехать на велосипеде во всех направлениях. Недостаток – длительное ожидание, скопление автомобилей перед светофорами.
Нужны ли велодорожки в городах? Безусловно. Специально выделенная и хорошо спроектированная велозона – возможность обеспечить безопасность передвижения на двухколесном транспорте. Наличие этой дополнительной и нужной инфраструктуры помогает полностью следовать правилам дорожного движения и повышает уровень культуры на дорогах.
Комментарии
сеня
круто!!