Современные велосипеды оснащаются многоскоростными трансмиссиями, которые позволяют выбирать скорость в зависимости от дорожного покрытия и рельефа. Городские байки комплектуются 6 - 8 скоростями, этого вполне достаточно для неспешных велопрогулок. На горных моделях устанавливаются трансмиссии на 10 - 33 передачи.
На заметку!
Механизмы переключения скоростей отличаются не только количеством передач, но также конструктивным устройством.
Переключение скоростей на заднем колесе реализуется с помощью двух типов приспособлений:
- трещотки;
- кассеты.
Первые велосипеды с переключением передач оснащались трещотками. Позднее были разработаны кассеты, их создатели постарались учесть и устранить все минусы предыдущей конструкции. Однако трещотки также улучшались и совершенствовались, поэтому остаются востребованными и в наши дни.
Но что лучше, кассета или трещотка на велосипеде? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в конструкции каждого механизма и понять, в чем разница между ними.
Конструктивное устройство
Отличить устройства можно по внешнему виду.
Мы постарались представить информацию в табличном виде, чтобы вы могли сразу понять, чем один механизм отличается от другого.
Критерий сравнения | Трещотка | Кассета |
Количество звездочек | Шесть - восемь | Семь - одиннадцать |
Количество зубьев | От 13 - 14 до 28 - 34 | От 11 на маленькой звезде до 24 - 36 на самой большой. |
Механизм свободного хода | Механизм состоит из собачки, пружины и храповика, интегрирован в трещотку. | Храповый механизм находится внутри барабана задней втулки. |
Установка | Навинчивается на заднюю резьбовую втулку колеса при помощи резьбового кольца. | Надевается на барабанную втулку заднего колеса. Для фиксации используется шлицевое соединение с зажимной гайкой. |
Ремонтопригодность | Проще и дешевле заменить целиком. | Довольно легко ремонтируется путем замены звезд. |
На заметку!
Велосипедные кассеты бывают разных видов – разборные, спейсерные, на одном пауке, на нескольких пауках, OpenGlide (блочные или цельнофрезерованные), Х-Done.
Самое главное отличие между велосипедной трещоткой и кассетной трансмиссией состоит в том, что каждый механизм можно установить только на свою втулку заднего колеса. Это значит, что механизмы не являются взаимозаменяемыми, нельзя установить кассетный переключатель на втулки и наоборот.
Визуально можно быстро определить, какая именно втулка перед вами. Деталь для установки трещотки имеет резьбу, а втулка для кассетного переключателя – барабан с выступами для шлицевого соединения.
Кассета или трещотка на велосипеде: что выбрать
Велосипедная кассета имеет ряд преимуществ перед трещоткой:
- способность переносить высокие нагрузки за счет расположения подшипников по краям втулки;
- возможность недорогого и быстрого ремонта путем замены звезд;
- более надежный механизм свободного хода.
Главный недостаток кассетных трансмиссий – высокая стоимость, их не используют для комплектации бюджетных велосипедных аппаратов. Кроме того, для разных типов кассет применяют втулки различной конструкции.
Трещотки стоят дешевле, чем велосипедные кассеты любого типа. Их можно встретить на недорогих взрослых велобайках, детских и подростковых моделях. Механизмы предназначены для неспешных велопрогулок, при отсутствии высоких нагрузок они будут исправно служить длительное время и без проблем справляться со своими функциями.
Полезные советы
Совет № 1
Зажимную гайку шлицевого крепления кассетного переключателя рекомендуется смазывать резьбовым герметиком. Эта процедура предотвратит самопроизвольное отвинчивание.
Совет № 2
В трансмиссиях для МТВ используются кассеты со звездами, у которых от 10 - 11 и до 50 зубьев.
Совет № 3
Чтобы кассета или трещотка исправно служили длительное время, важно правильно переключать передачи. Помните, что надо переключать скорости плавно и равномерно, поочередно переходя с низких передач на повышенные. Также нужно следить за тем, чтобы не было перекосов велосипедной цепи, и регулярно смазывать механизм.
Вопрос-ответ
Можно ли ремонтировать трещотки?
На рынке можно найти мастерские, где их ремонтируют. Однако разбор и ремонт этих механизмов более сложный и трудоемкий, чем в случае кассет.
На какие байки ставят кассетные переключатели?
Кассетные трансмиссии устанавливают на дорогих велосипедных аппаратах, где важна легкость и надежность.