Поначалу не многие задумываются о весе велосипеда. Как в случае с машинами, когда одно появление техники уже полностью меняет картину мира. С накатанными сотнями и тысячами километров точка зрения понемногу меняется – и масса становится одним из самых важных факторов при выборе нового велосипеда или замене компонентов имеющегося двухколёсного коня.
На что влияет вес
Вес велосипеда влияет на три базовых параметра:
- Инерция и затрачиваемая для её компенсации сила;
- Управляемость велосипеда;
- Устойчивость на дороге.
И как ни странно, все три компонента только улучшаются при падении веса. Сомнительным пунктом является устойчивость, ведь, как может показаться, чем больше масса, тем лучше конструкция держит направление, но это не так. Умея кататься, велосипедист на уровне инстинктов удерживает равновесие на двух колёсах небольшими движениями и переносом центра тяжести. Большую массу тяжелее компенсировать, и на это уходит много сил, а может и вовсе в один «прекрасный» момент не получиться.
Материалы
Итак, вес важен. Поймём, из чего он складывается. Основной момент, влияющий на массу байка – то, из каких материалов изготавливаются его детали. Прогресс в развитии материалов и их удешевления являлся первопричиной развития всей велосипедной техники – ведь ещё век назад и подумать не могли о рамах, выдерживающих несколько тонн и весящих несколько килограмм и цепях, которые не изнашиваются за несколько тысяч километров пробега.
Итак, какие материалы используются для рамы – самой массивной части велосипеда?
- Сталь «обычная», иначе называемая «низкоуглеродистой» - то, из чего (не считая дерева) поначалу изготавливали все велосипедные рамы. Другие материалы пришли на смену низкоуглеродистой стали лишь 30-50 лет назад. До того же все пользовались очень тяжёлыми, сравнительно хрупкими и подверженными коррозии трубами, которые варились по месту и выглядели не особо презентабельно;
- Хромомолибденовая сталь – второе «рождение» использования стали в велосипедных рамах. Материал надёжнее и весит меньше, но всё равно недотягивает до алюминия. Кроме того, стоит больших денег и используется в основном профессионалами;
- Алюминий – стандарт для современных байков. Сравнительно лёгкий и крепкий металл, из сплавов которого изготавливается подавляющее большинство байков, не считая низшего ценового сегмента. Сплавов достаточно много, и они маркируются цифровыми последовательностями, подобными 7075 или 6061. Отличить даже хорошо закрашенную раму из алюминиевого сплава можно по оставленным аргоновой сваркой толстым швам;
- Карбон – технологический «идеал» для велосипедной рамы. Фантастически крепкие рамы весом в пару килограмм, правда, по цене недорогого автомобиля. «Карбон» - простое название сложной структуры из углеродных нитей, склеенных специальными смолами, иначе называемых углепластиком. Особенности структуры придают карбону удивительные свойства, но вместе с тем высокую цену и невозможность ремонта в случае повреждения.
В итоге всегда делается выбор между тремя составляющими: ценой, массой и надёжностью.
Нормы и рамки
Рассмотрим несколько реальных примеров, сколько весит велосипед того или иного типа и на какие цифры ориентироваться при выборе байка.
Шоссейные велосипеды
Для шоссейного варианта байка, особенно для тех велосипедов, которые разрабатывают команды для шоссейных гонок, характерен очень низкий вес. Применяются передовые материалы, карбоновые рамы и титановые элементы механизмов (кроме огромной стоимости и надёжности, титан отличается низкой массой итоговых деталей).
Существует один из рекордсменов по массе – шоссейник весом 3.5 кг. Успехи инженеров даже намеренно ограничиваются в соревнованиях – Международный союз велосипедистов ограничил цифрой в 6.8 кг минимальный вес спортивного байка, участвующего в официальных соревнованиях.
При покупке в магазине, нормально, если шоссейный байк с алюминиевой рамой весит до 8 кг.
Горные модели
Горный велосипед обычно серьёзно превышает по массе своих дорожных «коллег». В первую очередь причиной тому становится более крепкая рама и амортизаторы, которых на ригидах просто нет. Во всех дополнительных узлах тоже идёт «борьба» за вес велосипеда– титановые сплавы, полы рамки, облегчённые механизмы.
Можно встретить MTB весом 5-8 кг, но средний показатель для взрослого велосипеда равен 11 кг с разбросом в районе 9-14 кг, спортивные варианты для триала и даунхилла превышают 20 кг – эти тяжёлые байки, несмотря на передовые разработки, должны выдерживать слишком большие нагрузки.
Прочие модели
Отдельно стоит упомянуть «крайние» случаи.
Прежде всего это различные дорогие специализированные байки – BMX, трековые велосипеды и фикс-гиры. В них вес важен, но слишком зависит от производителя и ориентира, потому стандартных ориентировать дать нельзя.
На другой стороне находятся всеми любимые «ашанбайки» - максимально дешёвые велосипеды с железной рамой и грубыми, ненадёжными и тяжёлыми механизмами. Данные велосипеды продаются летом буквально на каждом углу и причиняют много разочарований своим владельцам.
Байк для даунхилла
Как облегчить велосипед
Отдельно стоит рассказать о том, как лучше облегчить уже имеющийся байк. Разберём пункты по важности.
1. Рама. При выборе велосипеда рама – главный элемент, её мы подбираем по росту и конфигурации, в ней же заключён основной процент массы байка. Материал, размер, способ сварки – с рамы начинается работа с массой велосипеда.
2. Колёса. Колёса в меньше степени влияют на вес, но являются первым элементом, от утяжеления которого увеличивается усталость – чтобы раскручивать тяжёлую окружность требуется большая энергия велосипедиста при каждом ускорении. Особенно это заметно на дорогах, в меньшей степени – на пересечённой местности. Основной вес и инерцию колесу дают покрышки – часто на горный байк ставятся тяжёлые модели и, при катании в городе, следует заменить их на что-то попроще и полегче. Следом идёт материал (и вес) обода. Cпицы и втулки на вес и усталость влияют мало.
3. Амортизационная вилка. Как ни странно, вилка может весить несколько килограмм. Особенно это относится к недорогим пружинным моделям, которые ставятся на MTB и гибриды начального уровня. Замена на профессиональную вилку, воздушную или масляно-воздушную комбинацию, изменит и восприятие катания, и вес байка.
4. Руль и штырь седла – сменные «трубы», закрепляющиеся на раме, часто меняют на изготовленные из карбонового состава варианты – это недорого и даёт небольшую выгоду в массе.
5. Прочие детали – конечно, цепь, переключатели и дополнительный обвес играют свою роль в общем весе велосипеда, но эта роль минимальна, и вместо переборки всех механизмов дешевле и эффективнее будет купить новый байк в сборе.
Заключение
Вес – важный параметр для велосипеда, но он не решающий. В зависимости от стиля использования байка, выбор часто делается в пользу надёжности, выносливости и безопасности. Кроме того, облегчение каждого узла велосипеда стоит серьёзных денег – и всегда следует делать разумный выбор. Каждый райдер может облегчить свой велосипед, но иногда стоит просто купить новый. Оптимальный по цене и доступности вес для MTB - 11-12 кг, шоссейника – 8-9 кг.
Комментарии
Кука
Прочитал статью, но что такое МТВ, негде не указано
Пука
МТВ - mountin byke - горный велосипед.
МакЪ
"...Можно встретить MTB весом 5-8 кг, но средний показатель для взрослого велосипеда равен 11 кг с разбросом в районе 9-14 кг..." 14-16кг средний показатель для горного по средней ценовой,12-14 для гибрида,да и вообще какая-то поверхностная статья,может ввести в заблуждение..
Михаил
Интересно ГДЕ можно встретить пятикилограммовый МТБ???
А также «средний показатель в 11 кг»
В магазинах их не найти точно)
Артём
как по мне средний показатель веса МТБ 16 кг,
Pavel
взвсесь мой mongoose tyax sport мтб с рамой L 27.5колёсами. 10.7кг
Igor
14KG mongoose tyax sport 2018 баран )))
Val
Более десяти лет пользовался велосипедом весом в 19 кг. Не ожидал, что в среднем, велосипеды (даже того-же "горного" класса) весят намного легче.
Андрей
Что это у тебя за "ашан байк" или это городской дорожник?
Сергей
взвесил свой найнер 19 кг тоже)
Дмитрий
Статья полный бред. Вес и езда всегда зависят от велосипедиста, поэтому вес рамы очень мало влияет на общий вес. Если велосипедист весит 80кг, ему не важно будет велосипд весить 13 или 16кг, потому что общий вес будет 83 и 86кг, и разница в эти 3кг будет незаметна при езде!
Михаил
Сам вешу 60, мой вел весит 20кг. катаюсь на нем 11 лет. ничего, живой, и ноги не оторвало, и ездил на нем по 20 км за день без проблем. и в горку идет нормально. еще на багажник могу 10 кило навесить и переть полтора километра в нормальную такую горочку. наверное больше влияет вес колес, чем велосипеда. конечно когда груженный то сложнее тронуться, а когда едешь, главное держать темп и не будет никакой разницы
Андрей
Вес вел-а имеет значение, т.к. вес тела ты можешь смещать относительно вел-а, и тут сильно влияет твой вел 10 кг или 20 кг + разный вес вел-а серьезно влияет на его поведение на дороге.
Было бы наверно даже точнее мерять отношение веса вел-а и веса наездника.
Шу
Про низкоуглеродистую сталь рассказали, про хром-молибден - рассказали. Hi-Ten? Не, не слышали. Тогда как именно она, а не алюминь по факту является стандартом среди любительских велов умеренной цены. Ну и да - сказать про карбон и ни словом не упомянуть про титан... Сравнение массы рам в зависимости от материала - так же практически отсутствует. Классная статья в общем.