Залог безопасного катания – умение правильно тормозить. На первый взгляд элементарный навык торможения приобретается далеко не сразу. Особенно много сложностей возникает у тех, кто седлает «железного коня» впервые или пересаживается на велосипед с тормозной системой, отличающейся от системы предыдущего байка.
Разобраться в том, как правильно тормозить на велосипеде, поможет знакомство со всеми составляющими процесса.
Как происходит торможение
Как известно, современные велосипеды могут иметь один из трёх видов тормозов:
- V-образные;
- дисковые;
- гидравлические.
В зависимости от типа тормозной конструкции торможение будет осуществляться с учётом определённых правил и законов физики. Собственно, с точки зрения физики, всё просто: велосипедист подвергается воздействию двух сил:
- силы тяжести;
- силы инерции.
При этом первая направлена вниз, а вторая – вперёд. Когда мы тормозим, нам надо уравновесить воздействие данных сил. Современные велобайки, как правило, оснащены передними и задними тормозными системами, позволяющими при правильном использовании грамотно преодолевать трудности пути. Простая блокировка колёс в этом случае не только стирает покрышки, но и полностью нивелирует возможности тормозов.
Для того чтобы вовремя затормозить, достаточно грамотно воспользоваться передним тормозом, переместив центр тяжести с помощью небольшого «сползания» с седла. Необходимость использования заднего тормозного устройства возникает лишь тогда, когда переднее колесо скользит на ледяном покрытии, высоко подскакивает на неровностях дороги, проколото и рискует соскочить с обода, либо когда у передней системы оторвался тросик. Во всех остальных случаях вместо того, чтобы безропотно вас послушаться, велосипед пойдёт юзом и сотрёт резину до дыр, что особенно вероятно на выбоинах или щебне.
Итак, если пользоваться одними только задними тормозами без особых на то причин – неправильно, что нам остаётся? Есть два наиболее предпочтительных варианта: одновременно тормозить передом и задом или аккуратно притормаживать одним передним тормозом.
Использование передних и задних тормозов одновременно
Такой способ торможения можно считать наиболее продуктивным. На самом деле, нажатие рукояток происходит не совсем одновременно: задние тормоза пускают в ход на несколько секунд раньше, чем передние.
Для начала нужно плавно (не резко!) надавить на задний тормоз. Затем практически сразу задействовать передние тормоза. На них нужно жать сильнее. Весь секрет – в плавности совершаемых движений. Какой бы неожиданной ни была ситуация торможения, не стоит включать панику и тормозить рывками. Лучше заранее потренироваться, доведя это умение до автоматизма в спокойной обстановке: в заасфальтированном дворе, на пустой автомобильной стоянке.
Научитесь «прислушиваться» к заднему колесу, различая момент его ухода в занос. Лучше всего это чувствуют ноги при торможении педалями. На более современных байках получить такое умение тоже можно. Всё дело в навыке, доведённом до автоматизма.
Использование переднего тормоза
Среди начинающих велосипедистов бытует мнение, что при торможении на переднем сцеплении ездок рискует перелететь через руль. Такое возможно только при очень резкой попытке остановиться, когда сила инерции перетягивает райдера вперёд.
Чтобы уравновесить нагрузку на велосипед, нужно переместиться на сиденье чуть назад, слегка свесив попу и откинув корпус. При таком распределении веса заднее колесо даже не поднимется над асфальтом, и уж тем более перелетать через голову вам не придётся.
Если предстоит срочно остановиться на повороте или во время сильного заноса, паниковать также не стоит. Необходимо одновременно наклонить велосипед и собственный корпус в сторону создавшегося крена. Вы с велосипедом визуально должны составить одну наклонную прямую.
Разнонаправленное усилие тела велосипедиста и самого байка создадут дисбаланс, из-за которого вы в лучшем случае уйдёте в юз, а в худшем потерпите крушение.
С какой стороны тормоза?
В мире до сих пор не договорились относительно того, справа или слева на руле нужно располагать переднее тормозное устройство. Путаницу усиливает распространённое заблуждение, согласно которому основными являются задние тормоза.
В нюансах установки присутствует своя логика:
- На мотоциклах рычаг переднего тормоза расположен справа, поэтому байкеры, управляющие ещё и велосипедом, по аналогии тоже ставят его с правой стороны.
- В государствах, где распространено правостороннее движение, тормоза устанавливают так, чтобы передним тормозом могла управлять левая рука.
- В государствах с левосторонним движением, естественно, работает обратная связь: с передним тормозом должна справляться правая рука.
В России можно встретить велосипеды с тем и другим вариантом установки рычагов. Практика показывает, что ведущим является всё-таки передний тормоз, поэтому для управления им необходимо прикладывать больше всего усилий. Исходя из этого, смотрите, как вам удобней. Если вы не левша, есть смысл поставить передний тормоз справа.
Общие рекомендации
Какой бы системой тормозов ни был оборудован ваш байк, есть несколько общих принципов грамотного торможения, которые должен запомнить каждый желающий остаться в живых:
- Перед каждым выходом из дома необходимо убедиться, что тормозная система исправна;
- Лучше избегать катания под дождём, если умение тормозить не доведено до совершенства;
- Необходимо победить страх использования переднего тормоза;
- При торможении передним тормозом совсем игнорировать задние тормоза не стоит. На них приходится 20-25% нагрузки, значительно сокращающих тормозной путь;
- Качественному торможению способствует сила рук. Держать руль нужно уверенно и очень крепко;
- На неровной дороге тормозить нужно прерывистыми чёткими движениями, когда заднее колесо чуть отрывается от земли;
- Если падение неизбежно, предпочтительнее падать на бок. Для этого нужно сдвинуться назад на сиденье, склонить корпус вбок, дождаться момента и одновременно отцепить руки и ноги. Такой навык требует очень тщательной тренировки, для которой лучше выбрать необитаемый квадрат двора, окружённый грудами сухих листьев или сугробами.
Не принимать во внимание данные рекомендации может только тот, кто использует велосипед раз в год для неспешной прогулочной езды по сельским дорогам. Всем остальным, особенно в условиях города, где велосипед ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения, остаётся тренироваться, тренироваться и ещё раз тренироваться!
Комментарии
Эйнштейний
Сила инерции?! И силы трения никакой нет. А сила сопротивления воздуха как же?
Алексей
сразу хочется исправить неточность в начале статьи - цитата:
"Как известно, современные велосипеды могут иметь один из трёх видов тормозов:
V-образные;
дисковые;
гидравлические."
Первые два вида самые распространённые, но есть ещё и роторные и втулочные (как на старых советских велосипедах), а вот по типу привода чаще всего тормоза могут быть как механические, так и гидравлические, а может и ещё какие))) электрические например может скоро появятся)
по поводу физики торможения - сила торможения зависит от нагрузки на колесо и сцепных свойств покрышек с дорогой (которые в свою очередь зависят от свойств самих покрышек и давления воздуха в шине). Поэтому переднее колесо при торможении загружается сильнее и тормозить им можно тоже активнее, однако важно не переборщить и не потерять сцепление заднего колеса с дорогой, иначе занос и падение почти неизбежны, особенно при торможении в повороте. Т.е. влияющих факторов очень много, лучше просто потренироваться по возможности тормозить различными способами в малолюдном месте, лучше даже на грунтовой площадке, где падать не так больно если что)) Чувство эффективного торможения приходит с опытом езды. В любом случае можно дать совет на незнакомом маршруте, в местах с ограниченной видимостью, людных местах двигаться с невысокой скоростью и быть очень внимательными к дорожной обстановке)) Удачи!