Подседельный штырь – неотъемлемый элемент конструкции велосипеда. Он представляет собой тонкостенную трубу, на которой крепится велосипедное сиденье. Подседельная труба – это устройство, которое решает четыре задачи:
- служит опорой для велосипедного сиденья;
- позволяет изменять высоту седла;
- дает возможность регулировать наклон;
- позволяет поворачивать седло вокруг оси.
На заметку:
При покупке велосипеда обращайте внимание на возможность подстройки высоты седла «под себя». Важно, чтобы с помощью регулировки можно было обеспечить комфортную посадку во время велопрогулок.
Виды подседельных штырей
Конструкторы велосипедных компаний регулярно совершенствуют все элементы байков, в том числе и подседельную трубу. На рынке представлены четыре разновидности изделий, каждая из них имеет отличительные особенности и преимущества.
Тип устройства | Краткое описание |
Жесткий | Самый простой вариант устройства, отличающийся надежностью и прочностью. Устанавливается на большинстве велосипедов любительского и спортивного типа. |
Амортизационный | Изделие оснащено специальным механизмом, который смягчает толчки и удары при поездках по пересеченной местности. Устанавливается на некоторых моделях хардтейлов и ригидных велобайков. |
Телескопический | Подседел из двух труб, вставленных друг в друга. Позволяет менять высоту посадки. |
Гидравлический | Устройство представляет собой пневматическую систему, работающую по принципу офисного кресла. Гидравлический подседел позволяет менять высоту седла в процессе езды с помощью рычага на руле, он устанавливается практически на всех эндуро велосипедах. |
Жесткие устройства
Жесткий подседел – самый распространенный вариант устройства, он состоит из тонкостенной трубы, хомута и замка. В трубе рамы такой подседельный штырь фиксируется с помощью болта или эксцентрика в зависимости от типа хомута. Седло фиксируется замком, расположенным на верхней части трубы.
На заметку:
Преимущества жестких штырей очевидны – простота конструкции и отсутствие сложного обслуживания. Отрегулировать седло по высоте может любой взрослый человек или подросток.
Бюджетные модели комплектуются недорогими подседельными штырями из стали, в более дорогих аппаратах устанавливается подседел из алюминиевых сплавов. В легких шоссейных байках и хардтейлах используются подседельные трубы из карбона (углепластика). В дорогих аппаратах, которые собираются по индивидуальному спецзаказу, устанавливается подседел из титана или скандия.
Амортизационные модели
Подседельный штырь с амортизатором смягчает толчки и удары от неровностей дорожного покрытия и пересеченной местности. Устройство имеет широкие возможности настройки, можно регулировать высоту и угол наклона сиденья. К раме изделие крепится хомутом, а для фиксации седла предусмотрен замок.
Амортизационные модели бывают двух типов – телескопические и рычажные. Устройства первого типа состоят из двух труб, которые вставляются друг в друга. Внутри расположена стальная пружина, которая выполняет амортизационную функцию.
Рычажный амортизирующий подседел имеет более сложную конструкцию. В нем предусмотрены два рычага с эластомером между ними, который сглаживает удары и толчки за счет смещения сиденья в продольной плоскости.
Телескопические изделия
Устройство состоит из двух трубок, вставленных одна в другую. Они фиксируются в определенном положении при помощи зажима. Телескопический штырь позволяет быстро изменить высоту седла в дороге, но для этого велосипедист должен остановиться и произвести определенные манипуляции при помощи ключа. В некоторых моделях операцию можно проделать на ходу, для этого в конструкции предусмотрена пружина с парой хомутов. Высота регулируется при помощи зажима.
Гидравлические модели
Гидравлический подседел позволяет во время поездки поднять или опустит седло нажатием переключателя или поворотом манетки на руле. Инновационное устройство востребовано в заездах с препятствиями по пересеченной местности. Гидравлический подседельный штырь для велосипеда – настоящее чудо инженерной мысли. Однако эти устройства мало популярны из-за высокой стоимости и сложной конструкции.
Полезные советы
Совет №1
Качество и надежность подседельного штыря – это безопасность райдера, поэтому следует контролировать состояние устройства. Необходимо регулярно осматривать байк, чтобы своевременно заметить трещины и заменить неисправный подседел.
Совет №2
Выбирайте подседельный штырь известного бренда, который не сломается в самый неподходящий момент и может стать причиной травмы. В особенности это касается дешевых карбоновых изделий, сделанных в «китайском гараже».
Совет №3
Покупая подседел, обращайте внимание на ход штыря. От этого параметра зависит, сможете ли вы поднять сиденье на нужную высоту и обеспечить удобство посадки. Недорогие модели имеют небольшой диапазон 10-12 см, но высоким райдерам этого может оказаться недостаточно. В такой ситуации придется искать модель с ходом до 20 см.
Совет №4
На каждом изделии имеется ограничительная линия, выше которой нельзя проводить установку изделия. Штырь должен заходить внутрь рамы не менее чем на 10-15 см.
Совет №5
Лучшими производителями подседельных штырей считаются компании:
- Kind Shock;
- Suntour;
- Brand X;
- Humpert;
- M Wave.
Лучше всего приобретать комплектующие в специализированных торговых точках и интернет-магазинах, при покупке проверяйте наличие сертификата.
Совет №6
Подседельный штырь должен соответствовать диаметру трубы рамы велосипеда, при покупке уточняйте этот параметр изделия. В противном случае устройство будет люфтить при движении и быстро выйдет из строя.
Чаще всего в продаже можно встретить изделия с диаметрами 31,6 мм, 30,9 мм и 27,2 мм, но многие бренды выпускают подседельные штыри нестандартных типоразмеров. При необходимости установить поседел меньшего диаметра, чем необходимо, можно купить специальный переходник-адаптер.
Частые вопросы
Какой жесткий штырь лучше – стальной или алюминиевый?
Если важны лишние 100-200 грамм, то стоит купить алюминиевый подседел. В остальных случаях можно выбрать устройство из стали, обладающее хорошим соотношением цены и качества.
Стоит ли покупать гидравлический подседел?
Гидравлические модели удобны в использовании, но много весят и стоят дорого. Кроме того, они требуют регулярного обслуживания. Приобретать такое устройство имеет смысл только в том случае, если вам нужно регулярно менять на ходу высоту седла.