Лежачий велосипед является одним из немногочисленных транспортных средств для езды лёжа или почти улегшись в кресло. У него имеется, в отличие от обычного велосипеда, не простое седло, а ковшовое сиденье или мягкое кресло. Кареточный узел и педали находятся спереди за рулем. Таким устройством не сложнее управлять, чем обычным велосипедом. Немцы называют лежачий велосипед liegerad (лигерад). В большинстве англоязычных стран его называют recumbent (рикамбент).
Правилами международного велосипедного союза (UCI) исключено использование рикамбентов в большинстве соревнований. В правилах UCI определено, что только велосипеды с алмазной рамой (так на Западе называют велорамы с обычной вертикальной посадкой) разрешается использовать в состязаниях.
Преимущества в сравнении с обычными велосипедами
Удобное сидячее положение. Улегшись на спину, вы находитесь в очень удобной позе, поскольку нагрузка с запястий рук, плеч и спины снимается. Не нужно укладывать руки на руль для поддержки верхней части тела, как при вертикальной посадке. Разминать периодически мышцы шеи, как при поездке на обычном велосипеде, становится необязательно. На многих рикамбетах водитель не напрягает шею, чтобы смотреть прямо. Только есть некоторые низкие лежащие велосипеды с очень плоскими сиденьями, на которых нужно поднимать голову, чтобы осматривать дорогу впереди.
Сохранение здоровья. При поездке на лежачем велосипеде позвоночник находится в расслабленном состоянии. Врачи доказали, что в это время межпозвоночные диски восстанавливаются наилучшим образом. Кроме того, давление на седло распределяется равномерно, так, что ни передавливания важных кровеносных сосудов, ни трения в определенных областях ягодиц и промежности не возникает. На лежачей веломашине можно избежать тех проблем с простатой, которые возникают у мужчин при езде на обычном велосипеде. Также исключено раздражение периферийных нервов, часто возникающее во время длительных поездок и проявляющееся в виде раздражающего покалывания или даже онемения.
Низкое сопротивление воздуха. Часто сопротивление воздуха при движении на лигераде составляет около 20-30% от силы, действующей на велосипеде с вертикальной посадкой. Также, благодаря вытянутому положению тела и наклоненной назад голове, реже возникает тормозящая турбулентность воздуха, которая имеет наибольшую силу за спиной водителя. В частности, если на багажник положить рюкзак, то разрежение воздуха сзади снизится ещё больше. Лежачее положение позволяет развить более высокую скорость, чем на простом велосипеде.
Безопасность при несчастных случаях. Хотя обзор на большинстве рикамбентов значительно хуже, чем на обычных велосипедах, да ещё и колесная база часто больше, но необычная длинная рама очень эффективно поглощает удары спереди. Даже при аварийном столкновении с препятствием последствия для лежачих гонщиков будут менее серьезными. Можно избежать тяжелых травм головы и спинного мозга, которые случаются, когда водитель вылетает вперёд и сталкивается головой с препятствием. Лежачее положение ногами вперёд позволяет всаднику затормозить ногами, а не принимать удар головой. Низкая посадка также снижает риск получения травм при падении на небольших скоростях.
Полная передача энергии. Как известно, рикамбенты дают лучшую опору для таза и верхней части тела, поэтому можно со значительной силой давить на педали, опираясь равномерно на сиденье со спинкой. При этом каждая мышца непосредственно используется на педалирование, значит, можно избежать усталости рук и верхней части тела. Однако на велосипеде с алмазовидной рамой достигается намного больший крутящий момент, если на короткое время встать на педали, чего невозможно сделать на лежачей конструкции.
Основные недостатки
Цена. На рикамбенты цены значительно выше, чем на обычные велосипеды. Это объясняется небольшим количеством таких велосипедов в серии и использованием некоторых специальных запчастей, таких, как сидение, длинная цепная передача и багажник. Из-за более высоких скоростей движения очень высока цена и на такие обычные узлы, как переключатели и тормоза. На рикамбентах очень дорого ремонтировать подвеску в связи с отсутствием других вариантов деталей, кроме как от производителя конкретной модели. Диапазон цен на лежачие велосипеды находится в пределах от 1100 до 10000 евро.
Плохая защита от атмосферных осадков. Обладателя лежачего велосипеда без обтекателя в большей степени досаждает дождь, чем водителя обычного двухколёса. Капли дождя бьют по телу, по всей длине, а сильный ветер задувает воду снизу под одежду. В противопоставление этому есть рикамбенты полностью закрытые обтекателем, которые хорошо защищают от дождя. Это, как правило, трёхколесные веломобили. На открытых рикамбентах также может быть легко установлен специальный чехол от дождя, зафиксированный на передней рейке. Лежачий велосипед, закрытый тентом, имеет повышенную неустойчивость при боковом ветре.
Большой вес. Многие рикамбенты из-за габаритной трубной рамы, длинной цепи и большого сидения имеют вес немалый, в среднем 17 кг. Но есть и исключения: неподрессоренные спортивные аппараты со спартанскими условиями посадки имеют вес 7,5 кг; спортивные лежачие велосипеды с креслом, без подвески могут весить примерно 10 кг; подходящие для ежедневного использования машины доступны, начиная от 12 кг.
Нарушенный баланс. Лежачий велосипед может иметь плохой баланс между колёсами из-за неподвижности тела в кресле. Кроме того, длинная колесная база является причиной заклинивания руля на поворотах, например, при маневрировании змейкой на малой скорости. Низкая посадка, тем не менее, всегда позволяет безопасно встать на ноги при низкой скорости движения.
Небезопасно ездить в пробках. Насколько хорошо лежачие велосипедисты видны на дороге, является спорным вопросом. Многим водителям машин нелегко заметить низкий рикамбент за припаркованным транспортом, потому что он ниже крыш автомобилей. С другой стороны, лежачий гонщик привлекает больше внимания, чем любой другой участник движения. Из-за того, что в полулежачем положении неудобно оборачиваться назад, когда нужно сменить полосу движения, на многих моделях есть замечательная опция — зеркало заднего вида.
Трудно перескакивать через бордюры. В зависимости от конструкции, на лежачем велосипеде перескочить через бордюрный камень можно только на очень низкой скорости или вовсе невозможно. Нельзя потянуть на себя переднее колесо во время вождения.
Опасно кататься по льду, снегу и грязи. Риск падения на лежачей машине несколько выше, чем на стандартном велосипеде, так как на ней сложнее удерживать баланс своим телом. Тем не менее, падать приходится с меньшей высоты, а это снижает травмы. Трёхколёсные рикамбенты несравнимо безопаснее, особенно при преодолении сложной пересечённой местности.
Сильное ослепление фарами встречных машин. Из-за низкого положения сиденья водитель лигерада часто оказывается ослеплённым светом фар. С другой стороны, лежащий гонщик полностью виден на уровне фар водителям машин, в отличие от ездока на высоком велосипеде, у которого просматриваются в луче света лишь ноги.
Выпадает содержимое карманов брюк и куртки. Если не сложить все личные вещи в застегивающиеся карманы или отдельную сумку, то бумажник и ключи очень быстро потеряются во время езды на лигераде.
Особенности устройства
Перевозка груза. На туристических лежащих велосипедах багажник значительно крепче, чем у обычных двухколёсников, из-за низкого центра тяжести. До четырех крупных сумок можно уложить за сиденьем и на боковые крепления, не опасаясь, что они в дороге съедут до колеса. В отличие от традиционных туристических велосипедов, на лигераде развесовка между осями при загрузке багажника сильно не меняется. Только вот нет возможности надеть рюкзак на плечи или сумку на руль. Кроме того, в зависимости от подвески заднего колеса, не всегда возможно использовать прицеп.
Ремонт. Многие компоненты, такие как каретка или чашки рулевой колонки, не стандартизированы, поэтому они не могут быть обменяны между различными моделями лигерадов. Такие запасные части труднодоступны в массовой продаже. Они могут быть лишь заказаны у изготовителя или поставщика. Тормоза и переключатели можно использовать такие же, как и на обычных велосипедах.
Маленькие колёса. Обычно спереди ставится небольшое колесо диаметром в 20 дюймов. При настолько малых размерах шин увеличивается сопротивление качению. Более высокое давление в покрышках и сниженный вес на переднее колесо могут компенсировать это сопротивление движению. Тем не менее, переезжать колеи всё равно будет сложно, потому что маленькое колёсико проваливается в любые ямы на дороге.
Длинная цепь. Для всех рикамбентов с приводом на заднее колесо требуется длинная цепь. При использовании обязательных натяжительных устройств проблемы со слётом цепи не возникают. Особенно если цепочка находится в тефлоновых шлангах. Теперь такая конструкция является обычной для всех современных рикамбентов. Просто огромной длины цепь (в среднем 3,5 метра) увеличивает общую массу лежащего велосипеда.
Изменение положения. Наклоняться вперед при спортивной езде и обратно возвращаться в вертикальное положение при снижении скорости на лигераде не нужно. Обычно смена позиции используется, чтобы избежать сопротивления воздуха или онемения рук, но эти проблемы на лежачем велосипеде возникают в редких случаях.
Настройка по росту. Подгонка под водителя, которая на обычном велосипеде производится сменой высоты седла и, возможно, руля, также доступна и на лигераде. Только после перемещения кареточного узла потребуется изменить длину цепи, а это исключает возможность минутной настройки при совместном пользовании несколькими людьми.
Типы лигерадов
Лежачие велосипеды доступны в многочисленных вариантах: передний или задний привод, с высоким кареточным узлом или низким, руль в передней части рамы или под сиденьем.
Многочисленные модели лежачих веломашин могут быть условно разделены на следующие категории, в соответствии с особенностями организации управления на них:
1. Короткие, с малой колесной базой, подходят для повседневного использования, а также для путешествий, и на сегодняшний день являются наиболее распространенными веломашинами.
2. Лоурайдеры, с малой колесной базой и низкой посадкой, явно ориентированы на спортивный стиль вождения, в частности, для гонок.
3. Переднеприводные имеют короткую колесную базу. У них рулём служит шарнирная рама, которая поворачивается при перемещении своего тела.
4. Длинные предоставляют высокий уровень комфорта, но из-за большой колесной базы громоздки и очень неповоротливы при управлении.
5. Велоскутеры с посадкой над колесом имеют длинный руль и высокое положение сиденья. Они подходят как для городской езды, так и для путешествий.
6. Велоколяски с двумя колёсами спереди и задним рулевым дают картинговый опыт вождения.
7. Веломобили с тремя колёсами полностью закрыты кузовом и имеют хорошую защиту от непогоды, а также отличную аэродинамику, но они тяжелые.
8. Тандемы для двух водителей. Они доступны с двумя, тремя и редко с четырьмя колесами.
9. Гребные велосипеды относятся к лежачим машинам, которые приводятся в движение силой рук. Они могут быть с двумя и тремя колесами.
10. Наклонные велосипеды имеет низкое сопротивление воздуха, но в ущерб комфорту и обзору. На них ездить нужно, лежа на животе.
Типы рулей на лигерадах
Существуют различные типы рулевого управления, разница между которыми существенна:
1. Высокий руль, ручки которого расположены выше седла, возле груди водителя. Устанавливается на лоурайдеры и машины с короткой колёсной базой самых распространенных моделей.
2. Тиллер — это Т-образный руль, ручки которого находятся относительно близко к груди. Тиллер также доступен в складном виде, когда его можно откинуть вперед вместе с рычагами управления, чтобы легче было вылезать из-под него.
3. Аэроруль отличается тем, что его труба изогнута дугой вокруг коленных суставов. Его ручки чаше всего также находятся на уровне колен.
4. Низкий руль. Обычно его труба установлена под сиденьем, а сами ручки, как правило, расположены в вертикальном положении немного выше седла.
5. Два рычага. Как правило, их можно найти только на веломобилях или велоколясках. Каждый из рычагов непосредственно связан с двумя передними колесами и выполняет разворот в определенную сторону. Ручки рычагов расположены по бокам у сиденья.
Самодельные лежачие велосипеды
Особенно в 1980 годах в продаже рикамбентов было очень мало, и на дорогах часто встречались самодельные машины. В то время чаще всего обычные велосипеды переделывались в лежачие с частичными изменениями в раме. Многие чертежи самоделок того периода по-прежнему доступны и сегодня, например, в немецком журнале Chopper fahrrader в разделе «Хорошие идеи из отходов», написанном Кристианом Кутзом. В одной из статей рассказывается, как собрать своими руками лигерад из старых запчастей от велосипеда.
Фотография самодельного лигерада в немецком журнале
Но так как все лежачие велосипеды должны быть специально разработаны и точно изготовлены, только так они будут иметь хорошие характеристики управляемости и скорости, то самодельные лигерады почти всегда уступают профессиональным.
Рекорды скоростей и расстояний
Лигерады почти всегда используются, из-за их аэродинамического потенциала, для становления таких рекордов, которые были бы невозможны на вертикальных гоночных велосипедах. Контролирующими органами, без учёта UCI, являются WHPVA и IHPVA — ассоциации, устанавливающие пределы человеческих возможностей.
200 метров со старта:
- за 5,434 секунды при максимальных 132.50 км/ч пролетел Сэм Виттингам на веломашине Varna Diablo III Джорджа Георгиева 18 сентября 2008 года в Батл-Маунтинге, Ландер Каунти, штат Невада, США;
- за 5,911 секунды при скорости 121,81 км/ч преодолела Барбара Буатуа на Varna Diablo III Джорджа Георгиева 15 сентября 2010 года в Батл-Маунтинге.
1000 метров со старта:
- до 133.78 км/ч разогнался Себастьян Бауйер на веломобиле Velox III 14 сентября 2013 года в Батл-Маунтинге;
- за 33,9 секунды до 106.98 км/ч ускорилась Лиза Веттерлейн на Varna II 10 июля 2005 года в Батл-Маунтинге.
За один час со старта:
- 91,556 км проехал Франческо Руссо на своём болиде Eiviestretto 2 августа 2011 года по овальному испытательному треку Dekra в Германии;
- 84,02 км преодолела Барбара Буатуа 19 июля 2009 года в Риме.
6 часов в движении:
- 426,917 км со средней скоростью 71,153 км/ч проехал Аксель Фехлау на веломобиле Speedhawk II 9 октября 2010 года на треке Opel test в Дуденхофене (Германия);
- 338,689 км со средней скоростью 56,448 км/ч промчалась Эллен ван Вугт на Speedhawk II 9 октября 2010 года в Дуденхофене.
24 часа в движении:
- 1046,1 км со средней скоростью 43.58 км/ч преодолел Колодзичек 11 июля 2006 года в Аурике, штат Калифорния, США;
- 1109 км проехал Джефф Нильсен 2 апреля 2010 года;
- 1219 км при средней скорости 50,8 км/ч продержался Кристиан 1 августа 2010 года на марафоне Лаузиц в Милане.
Почти все перечисленные здесь рекорды были достигнуты на полностью закрытых специальных транспортных средствах. Исключение составляет лишь Кристиан на лигераде Einspurer с открытой рамой.
Комментарии
Николай
Абсолютный вариант веломобиля - это крытая карбоновая рама с титановыми усилителями, полноприводный с лежачей и низкой пасадкой, солнечными батареями, генераторными тормозами.
Андрей
Согласен с Николаем, только я бы добавил электромоторы на колесах, хорошие аккумуляторы и генератор, работающий от силы сопротивления встречного потока воздуха, для увеличения пробега.