Найнер – велосипед с диаметром колес 29 дюймов (twenty-ninth), маунтин-байк со всем набором характеристик 26-дюймового стандарта. Молодой, перспективный и привлекательный – три слова для описания этого велосипеда. С каждым годом количество счастливых обладателей неуклонно растет, а вместе с ними и количество положительных отзывов.
Велосипеды-МТБ с 26-дюймовыми колесами отходят на второй план, уступая место найнерам? Отнюдь. Во-первых, «двадцать девятые», хоть и внедряются на рынки, но не занимают лидирующих позиций по продажам. Во-вторых, они продолжают развиваться, независимо от найнеров, и являются классикой. И, наконец, новый представитель на 29-дюймовых колесах имеет ряд особенностей.
Рассмотрим, что представляет собой, какими плюсами и минусами обладает, и есть ли альтернативное решение, кроме «26 или 29»?
Как выглядит и устроен велосипед-найнер
Первые модели были разработаны и выпущены на дороги не так давно – в 2004 году. Идея принадлежала конструктору Гари Фишеру. Байк создавался как удобная и практичная машина для рослых велосипедистов.
Найнер – большой и видный хардтейл. Размеры определяются диаметрами колес, геометрией рамы и конструкцией амортизационной вилки: более вытянутая по сравнению с вилкой на велосипеде с 26-дюймовыми колесами.
Размеры колес определяются в укомплектованном состоянии, то есть с надетыми покрышками. Подбором высокопрофильной резины на стандартный горный велосипед можно увеличить размер колеса до 27.5 дюйма. Отмечается усиление сцепления с дорогой, мягкий ход, уменьшение качения колес. По характеристикам велосипед на 27.5” близок к 29”, что позволит «примерить» найн-байк, не садясь на него. Впрочем, производители с этим не согласны и считают свое детище уникальным произведением, не похожим на стандартные модели.
Геометрическая особенность найнера – высокая рама со смещенным центром масс наверх. Несущая конструкция разработана специально под большие колеса:
- увеличена длина перьев;
- иногда зазор между дропаутами немного шире;
- кареточный узел выше над дорогой, чем у 26-дюймовых моделей;
- более длинная вилка (от 80 мм), устанавливаются и ригидные вилки.
Несмотря на повышение центра масс на 1.5 см вверх, положение велосипедиста будет более стабильным. В движении ключевой характеристикой колес на 29 дюймов является стабильный накат и увеличенный крутящий момент. За счет большого диаметра создается и дополнительная амортизация, что в сочетании со скоростью, накатом и низким качением* позволит легче преодолевать препятствия.
Качение колеса уменьшается с ростом диаметра: при маленьких размерах оно задевает препятствия полностью, а при больших «скачет по верхам» благодаря большей угловой скорости обода.
Геометрические особенности рамы вносят свой вклад в управляемость: от райдера требуется больше внимательности к габаритам своего велосипеда. Однако, данную проблему можно нивелировать, например, изменяя величину хода и геометрию вилки. Последнее воплощено на практике в виде уменьшения зазора. Таким образом, переднее колесо больше зажато между ногами вилки, что позволяет повысить точность его управления.
Стабильность хода найнера обусловлена уменьшением кривизны при движении по сравнению с 26-колесными моделями. Вкупе с увеличением точности управления этот велосипед намного превзойдет стандартный МТБ на каменистых и песчаных трассах, а также на асфальте.
Скоростные характеристики, стабильность и комфорт передвижения по неровностям вывели найнеры «в свет», и с 2010 года они уже активно стали применяться в гонках по кросс-кантри. Туристические сообщества также оценили этот подкласс маунтин-байков по достоинству.
Плюсы и минусы 29-дюймовых МТБ
Если еще раз посмотрим на картинку, то увидим, что рядом два колеса достаточно отличаются по размерам, чтобы сразу сказать, какое из них стандартное, а какое – «найнерское». Но смотреть – это одно, а как эта разница проявляется на практике, в чем ее плюсы, а где скрыты вездесущие недостатки?
Преимущества МТБ на больших колесах:
- мягкое преодоление препятствий;
- длительный накат, улучшены динамические показатели на асфальте;
- высокая эффективность крутящего момента при педалировании: за один оборот найн-байк пройдет больше расстояния, чем простой горняк;
- велопокрышки имеют большее сцепление с полотном дороги, что повышает устойчивость на скользких участках;
- курсовая устойчивость на ровных участках выше в сравнении со стандартными МТБ и гибридами;
- найнеры прекрасно подходят для высоких велосипедистов – выше 180 см.
Большое значение имеет так называемый «психологический комфорт», когда скорость передвижения точно балансирует с безопасностью прохождения сложных участков.
Касательно увеличенного контактного пятна ведутся споры. Оппоненты считают, что вес на шину распределяется равномерно, независимо от размера покрышки. На обоих велосипедах он будет распределяться одинаково, а сцепление с дорогой связано исключительно с типом шин и давлением в камерах.
Наряду с преимуществами, рассмотрим также слабые стороны этих лошадок:
- увеличенный вес за счет размеров рамы и колес: на дорогих моделях эта проблема решается легкими материалами, бюджетные найнеры получат привеску в полкило;
- худшая динамика разгона с места: чтобы сдвинуть такой большой велик, понадобится больше усилий (правда, все это компенсируется стабильной скоростью и накатом);
- велосипед на 29 колесах менее поворотлив, требует более точного управления за счет размеров;
- высокая травмоопасность при падении;
- сложно подобрать некоторые компоненты: ободья, спицы, вилку, покрышки.
Найнеры будут не лучшим решением для велосипедистов низкого роста. Этот недостаток перечеркнет удобство управления: когда рама не по росту, ноги еле достают до педалей, а руки до руля, все внимание будет сконцентрировано на удержании себя на велосипеде, а не на полноценном использовании на горных трассах.
И еще один минус – найн-байк не умеет прыгать. Заскочить на высокую преграду, перелететь с одного трамплина на другой и просто исполнить простейший трюк на этом байке практически невозможно. К большим габаритам по сравнении с 26-колесным маунтин-байком добавляется та самая прибавка в весе. Иначе говоря, прыжки на найнерах получаются неуклюжими.
Вот такими плюсами и минусами цифра 9 в нашем контексте обладает перед цифрой 6. С учетом достоинств и недостатков можно окончательно принять решение, нужно ли покупать найнер, или же отказаться от него в пользу обычного МТБ или гибрида.
Колесный гибрид «байк 69» - характеристики и преимущества
Сиксти-найнер – гибрид классического МТБ и 29-дюймового байка, в обиходе этот велосипед называют «шестьдесят девятым». Конструкция предполагает установку спереди колеса на 29”, а сзади – обычное на 26”. Разность диаметров отклоняет раму назад и несколько выпрямляет посадку велосипедиста.
Реализация простой идеи сделать из найнера байк-69 достигается установкой назад колеса на 26”. Трансмиссия и тормозная система у обоих подклассов МТБ полностью идентична, расстояние между дропаутами также, зачастую, одинаково.
Накручиваем другое колесо и получаем принципиально новый байк с улучшенными ходовыми характеристиками
Что дает нам этот компромисс:
- улучшение динамики разгона ведущего колеса;
- сохранение накатистости за счет большого переднего колеса;
- сохраняется отличная проходимость и комфортность.
Наряду с этими достоинствами, есть и пара недостатков: изменение геометрии из-за наклона рамы и снижение общей скорости движения. Смогут ли такие велосипеды выйти в широкие массы, покажет время.
Заключение
Найнер, как горный велосипед, в чем-то превосходит, а где-то уступает классическому МТБ. Несмотря на ряд технических неудобств, он может на равных использоваться среди любителей экстремальной езды, в спортивных соревнованиях и велосипедном туризме.