Какое количество скоростей у велосипеда лучше

коробка передач велосипеда

Нашим отцам в годы их юности и не снилось, что велосипед может быть многоскоростным. Такие новинки существовали в то время только на Западе: в середине ХХ века велосипед со звёздочками на переднем и заднем колесе был спроектирован в Италии изобретателем Туллио Компаньоло.

Число шестерёнок возрастало от десятилетия к десятилетию, и сегодня (в отдельных моделях для велогонок) переваливает за 10. Но всегда ли много значит хорошо? Чтобы понять, сколько скоростей у велосипеда лучше, нужно разобраться, в каких случаях они облегчают жизнь велосипедиста, а в каких - только усложняют.

Всё дело в звёздах

Количество звёзд напрямую зависит от типа велосипеда. Обычно на шоссейниках две, а на горных велосипедах три ведущие звёзды, но есть и исключения. При этом есть и дополнительные звёзды: к примеру, на шоссейники устанавливают по 3 и по 7-10 шестерёнок на переднее и заднее колесо соответственно. Чтобы определить общее количество передач, нужно перемножить число звёзд на обоих колёсах. Легко определить, что их количество на современных шоссейных байках варьируется от 21 до 30. Городские велосипеды часто оборудованы пятью шестерёнками сзади и двумя сзади. Десяти скоростей для них будет более чем достаточно. Большинство современных ситибайков оснащены семью стартовыми передачами. Не нуждаются в большом количестве скоростей и детские велосипеды.

задняя звезда

Для чего нужны

Переключая скорости на велосипеде, мы перебрасываем цепь со звёздочки на звёздочку и меняем каденс, то есть частоту вращения педалей с учётом силы, необходимой для их нажатия. Варьируя передаточное число между педалями и колесом, мы и можем изменять давление на педали. Для того чтобы энергия в процессе вращения распределялась равномерно, мы и включаем разные передачи.

Во время езды по сельской местности, на крутых подъёмах или спусках велосипедист вынужден крутить педали на большой скорости. Один, два, три раза это можно проделать без риска для здоровья, но постоянные эксперименты над организмом могут привести к серьёзным проблемам с сосудами. Что можно сделать? Включить максимально низкую скорость. Велосипед поедет медленнее, зато нагрузка на мышцы и сосуды уменьшится за счёт скорости вращения педалей.

При спуске скорость, наоборот, нужно будет увеличить. Вам придётся приложить чуть больше усилий, но велосипед ускорится и пойдёт ровнее. Для езды по ровным поверхностям в городе обычно выбирают средние скорости, при этом цепь натягивается равномерно, а нагрузка распределяется между группами мышц.

Получается, что многоскоростная система с достоинством проходит следующие испытания:

  • подъём на крутые холмы;
  • резкий спуск с возвышенностей;
  • преодоление высоких барьеров;
  • езда по песку, грязи, бездорожью.

Обобщая сказанное, можно подытожить: передачи необходимы для экономии мышечной энергии на различных участках пути. Именно поэтому вопрос о количестве скоростей напрямую зависит от того, на каком велосипеде и по каким дорогам вы собираетесь ездить.

Переключатели

Для того чтобы переключить скорости, достаточно повернуть или потянуть переключатель на руле. Переключатели (они же манетки) бывают нескольких видов:

  • вращательные (скорости переключаются при повороте ручки);
  • рычажковые (на руле расположены специальные рычажки для переключения скоростей);
  • гриптшифтовые (ручку следует вращать от себя или к себе);
  • рычажки для пальцев (один рычажок меняет скорость на меньшую, другой – на большую).

Стоят все эти устройства примерно одинаково, последние изобретены недавно и обойдутся вам чуть дороже.

переключатель скорости

Жить на полной скорости

Сколько бы скоростей вы ни выбрали, каждой звёздочке отмерен свой срок службы. Продлить жизнь системе переключения скоростей, в которую входят цепь, кассета, шестерёнки и педали, может каждый велолюбитель. Достаточно запомнить несколько правил.

  • Старайтесь не переключать передачи на подъёмах. Выберите первую скорость для обеих звёзд и держите её до конца подъёма.
  • После подъёма или спуска при выезде на гладкую поверхность трассы не забывайте вернуть переключатель на среднюю скорость.
  • Скорость можно менять, только когда педали крутятся, то есть когда велосипед на ходу. Иначе цепь быстро износится.
  • Разница между шестерёнками цепи не должна быть выше 4. Если ставить максимальную скорость на одну звезду и максимальную – на другую, цепь сильно растянется и сломается вся система.
  • Не забывайте своевременно ухаживать за цепью. Если велосипед используется в относительно комфортных условиях, цепь достаточно просто протирать сухой тряпкой и покрывать смазкой для велоцепей. Если практикуется езда по бездорожью, перед тем, как смазать цепь, её нужно будет промыть специальной смесью или обычным керосином.

Завершая разговор о количестве скоростей, хочется отметить, что комфорт езды – вещь очень и очень индивидуальная. Кому-то недостаточно и 28 скоростей, а кому-то приятно кататься по дорожкам парка, не утруждая себя мыслями о передачах. Прогулки, велопоходы, езда на работу или профессиональный велоспорт – всё зависит от ваших целей.

загрузка...
Добавить комментарий