Чем смазывать велосипед: советы по выбору смазки

смазка велосипедной цепи

При отсутствии смазки грязь и вода делают своё незаметное дело: появляются следы ржавчины, стираются рабочие поверхности деталей, разрушаются заклинившие элементы. Чтобы велосипед не отказал в дороге, нужно смазывать все его рабочие узлы в гараже. Велосипедные смазки, закрывая металлические поверхности от воздуха, препятствуют образованию ржавчины. Слой смазочного материала, нанесённый на соприкасающиеся поверхности, значительно снижает износ деталей и потери на трение между ними.

Чем смазать конкретную деталь велосипеда?

Недостатка смазок для велосипедов, как и для других машин, нет. Все существующие смазочные материалы можно разделить на несколько типов.

  1. Консистентные. Долговечные, переносят значительные низкие и высокие температуры. Но их трудно наносить, сложно убрать излишки. На них прилипает много пыли и грязи.
  2. Жидкие. Удобно наносить с помощью шприца или маслёнки, можно залить в собранные узлы. Остатки легко вытереть. Минусы: они стекают с покрываемых деталей, меняют вязкость при изменении температуры.
  3. Двухкомпонентные. В виде жидкости можно точно нанести, в состоянии аэрозоля проникают в закрытые места смазываемого узла. Минусы: аэрозольное масло распыляется мимо покрываемой части, после смазывания нужно ждать пока высохнет растворитель.

Дальше разберёмся подробно: какой смазкой пользоваться для защиты определенного узла.

Консистентные (густые) смазки

Продаются в банках и тюбиках. Данный вид смазок относится к пластичным веществам. Густая смазка для велосипедов применяется в механизмах с медленным вращением. Именно ней надо обрабатывать подшипники во всех узлах велосипеда, резьбовые соединения, втулки рычагов. Густые масла применяются при консервации цепи для длительного её хранения.

Как выбрать определенное густое масло, рассмотрим более детально.

разновидности густых велосипедных смазок

Литиевые масла

Смазки, содержащие литий, обычно имеют желтый или красный цвет. Соединения лития в смазочном масле необходимы для увеличения скольжения и расширения диапазона температур, при которых масло сохраняет рабочие свойства. Литиевые масла работают при температурах от -50°C до +180°C. Примерами смазок с литием могут служить отечественные ЛИТОЛ, ЦИАТИМ, ФИОЛ, ШРУС. Они смываются водой, но долго – в течение года.

Высокую адгезию имеет отечественная смазка №158, она практически не смывается водой. У неё отличительный голубой цвет. Такой цвет придаёт пигмент - фталоцианин меди, который является загустителем и антиокислительной присадкой одновременно. При работе это масло вычищает до блеска чашки, конусы, шарики подшипников. Имеет температурный диапазон от -40°C до +120°C. При отсутствии смазки №158, можно смазать втулки рычагов задней подвески, узел каретки, шарикоподшипники вилки другими густыми маслами.

Импортная смазка Lithium Grease английской фирмы Weldtite Products кроме лития, содержит тефлон.

У литиевых смазок есть общий недостаток – они химически взаимодействуют с алюминием.
Их общее преимущество – более низкая цена, в сравнении с другими типами смазок.

Кальциевые масла

Масла на основе соединения кальция чаще всего имеют желтый или зеленый цвет. Такие смазки отлично сцепляются с металлическими деталями, поэтому они долго смываются водой. Примерами смазок с кальцием являются отечественные Солидол, Униол. Их нужно применять для подшипников колёс, шарикоподшипников педалей, тормозных ручек и других узлов велосипеда, на которые часто попадает вода.

Вот только, ни в коем случае нельзя смазывать солидолом и другими густыми веществами втулку с тормозным механизмом. Если втулочные тормоза, по неопытности велосипедиста, были смазаны густой смазкой, их необходимо промыть керосином и закапать жидким маслом.

Кальциевыми смазками можно покрывать все металлы, для защиты от коррозии, так как химическая активность кальция очень низкая, в сравнении с литием.

Недостатком кальциевых смазок является узкий, по сравнению с литиевыми, диапазон температур при котором они сберегают свои свойства – от -30°C до +50°C.

Графитовые смазки

Графитовая пудра сама по себе является антифрикционным веществом. После того, как связывающее ее масло высохнет, или выгорит, она останется на поверхности смазанной детали. Оставшийся тонкий слой графита обеспечит хорошее скольжение двух соприкасающихся частей, даже тех, которые находятся под большой нагрузкой. Примером графитовой смазки может служить отечественное масло УССА.

Графитовые масла подходят для нанесения на резьбовые соединения и втулки рычагов задней подвески. Было время, когда велолюбители применяли графитку для проварки в ней цепи. Это была трудоемкая и долгая работа, при которой нужно следить, чтобы масло не кипело и, как следствие, не разрушалось. При наличии большого выбора двухкомпонентных смазок, нет необходимости варить цепь в графитовой или другой густой смазке.

Недостаток графитовой смазки в том, что она сильно пачкает всё, с чем соприкасается.

Технический вазелин

В отличие от медицинского и косметического, технический вазелин подвергается наименьшей очистке. Он не прозрачный, а его цвет может варьироваться от жёлтоватого до темно-коричневого. Технический вазелин лучше других смазок закрывает металлические детали от воздуха и воды, поэтому он замечательно защищает их от коррозии. Вазелин отлично смазывает все тросы велосипеда и долго держится на них.

В состав борного вазелина входят свободные кислоты, которые могут разрушать хромированные поверхности подшипников и ног велосипедной вилки.

Жидкие масла

Реализуются в бочках на разлив или в маленьких канистрах и флаконах-масленках. Жидкая смазка для велосипеда может иметь различную степень вязкости. Примерами смазок с различной текучестью являются индустриальное, веретенное, автомобильное масло. Автомобильным жидким маслом можно смазывать оси вращения тормозных рычагов, тормозные ручки, переключатели скоростей, шарикоподшипники трещоток. Оно годится для втулок велосипеда: вовнутрь них достаточно раз в месяц влить 2-3 капли автомобильного масла для обновления смазки. Но следует избегать чрезмерной заливки, поскольку вытекающее из узлов велосипеда масло образует с пылью липкую грязь. Попавшее на покрышки масло разрушает резину.

заливка масла в вилку велосипеда

Менее вязкое, индустриальное или веретенное масло заливают в вилку велосипеда, как рабочую жидкость масляного амортизатора, или смазывают им ноги вилки.

Жидким маслом можно покрывать тросы, но оно плохо удерживается на открытых поверхностях, поэтому потребуется часто его наносить. Жидкую смазку следует обновлять 1-2 раза за месяц или каждый раз после того, как велосипед побывает под дождём.

Двухкомпонентные смазки

Поставляются в аэрозольных баллончиках и флаконах-масленках. Двухкомпонентная смазка состоит из густого масла и растворителя, который разжижает масло. Такая комбинированная велосмазка имеет текучесть как у воды и легко затекает вовнутрь собранных элементов. После нанесения растворитель испаряется, и внутри остается только густое масло. Поэтому ей удобно смазывать цепь, втулки колесиков натяжения цепи, оси переключателей, опоры тормозных рычагов и другие закрытые узлы велосипеда.

Масляная пленка, которая остается после распыления из баллончика, трудно смывается водой, поэтому двухкомпонентные смазки можно наносить на поверхности велосипеда для защиты его при зимнем катании или долгом хранении.

флакон-маслёнка с двухкомпонентной смазкой

Силиконовая смазка

Масла на основе силикона можно купить в виде спрея, жидкости или пластичной смазки. Такое разнообразие необходимо для удобства нанесения. Несмотря на различие в исполнении, все они состоят из кислородсодержащего кремнийорганического соединения и растворителя. Силиконовое масло, в отличие от минеральных или эфирных масел, не разрушает резиновые детали.

Также силиконовые смазки отличаются высокой сопротивляемостью к налипанию пыли, поэтому они незаменимы для обработки резиновых уплотнителей.

силиконовые смазки Glidex

Тефлоновая смазка

Данный вид смазки имеет самый высокий показатель сопротивления к истиранию. Находясь между двумя подвижными частями, она долго не вырабатывается при большом давлении. Поэтому тефлоновое масло – лучшая смазка для цепи.

В состав тефлоного масла, кроме растворителя, также входят антистатические компоненты отталкивающие пыль.

тефлоновые смазки

Восковая смазка

В отличие от смазки на основе тефлона, создает более толстый воскоподобный синтетический слой масла снаружи, который реже потребуется обновлять. По своей способности задерживаться на деталях при увеличенном давлении уступает тефлоновой.

Перед повторным нанесением восковой смазки потребуется очистка поверхности от старого масла.

восковая смазка

Проникающие масла

WD-40 и её аналоги

Продаются в аэрозольных баллончиках. Они отлично размягчают ржавчину, разжижают высохшую смазку и вытесняют воду. Аналогами импортного WD-40 являются AnyWay и отечественное средство УНИСМА. На самом деле эти жидкости не являются смазками. В их состав входит уайт-спирит, связующие вещества и лишь немного керосина, в качестве смазки. Их главным действующим компонентом является именно растворитель, а не масло.

обработка цепи проникающим маслом WD-40
Правильно использовать WD-40 и подобные жидкости только для отворачивания заржавевших резьбовых соединений и удаления старой высохшей смазки, а не для смазывания узлов велосипеда.

Смазка Nanoprotech

Смазка Nanoprotech также относится к проникающим смазочным веществам, но в ней применяется минеральное масло в качестве основы. Поэтому с её помощью можно не только очищать детали и откручивать заржавевшие болты и гайки, но и смазывать ненагруженные трущиеся детали. Хотя лучше всего ею пользоваться при разборке велосипеда и его консервации.

Смазочные вещества не должны содержать твердых примесей, свободных кислот и воды, поэтому хранить их нужно в чистой посуде с плотно закрывающейся крышкой.

Теперь базовые знания относительно велосипедных смазок у вас есть. Остается лишь применить их на практике.

загрузка...

Комментарии

На зиму я всегда обрабатываю внутренние детали велосипеда двухкомпонентной жидкостью, содержащей проникающие масла, которые защищают от ржавчины, пока велосипед стоит всю зиму в гараже. Использую в виде спрея, для девушки так удобнее обрабатывать цепь, оси переключателей и другие закрытые детали велосипеда.

Годная статья, всё просто и подробно.

Статья может и годная, только в ней указано одних типов смазок намного больше, чем деталей в велосипеде, которые требуется смазать. Смазывать то надо всего несколько узлов - подшипники, цепь и вилку. И никто не будет искать для каретки шатунов одну смазку, а для ступицы колеса другую. Написали бы - вот этой смазкой лучше всего, а вот такими то тоже можно, но с таким то худшим эффектом. Отталкиваться нужно от того, что смазывать, а не чем смазывать.

Поддерживаю! Тема развернута скорее для профессионалов, а не простых велолюбителей.

Да, хотелось бы рекомендаций, а не лекцию

А мне, как владельцу велосервиса, статья очень даже пригодилась. Хоть не надо теперь объяснять работникам как, что и зачем. Усадил - читай - все понял?

Подскажите, а есть какой-то тест конкретных брендов/марок смазок? Потому что даже зная тип смазки необходимой, сложно выбрать из обилия представленных на рынке.

Спасибо за статью, описание смазок шикарное, и полезное не только для велосипедистов

Подскажите пожалуйста чем лучше смазать амортизационную вилку suntour, а именно алюминиевые её штаны и башенки!?

Для велосипедов с аллюминиевой рамой использовать любые жидкие или густые БЕЗлитиевые смазки и масла, т.к. литиевый загуститель вступает в хим. реакцию с аллюминием (коррозирует). Лучше всего силиконовые.

Дак посоветуйте в комментариях, господа, что куда лучше)

Вазелин. Технический уже не выпускается, но с чего вы взяли, что медицинский, очищенный, хуже? Он во-первых, единственный из вышеперечисленного, выпускается под контролем, во-вторых не воняет и безвреден для рук.
Машинное масло (типа, для швейных машинок) тоже никто не отменял, удобно впрыскивать (хоть шприцом) при необходимости.

В маленьком городе почти невозможно найти смазку для велосипедной цепи, а про тефлоновые и двухкомп. смазки можно вообще забыть.

Купил Масло Рунис 100мл/50р как думаете для цепи подойдет?

Да все для цепи подойдет, чем жиже, тем лучше. Нельзя только оливковое из греческого салата использовать, потому что в него винный уксус может входить, а это лишнее :)

Посоветую , для смазки цепи, использовать турбинное масло. Тип Т или Тп ( вязкость подбирается в зависимости от температуры при эксплуатации), но можно любую ( имеется везде, где есть турбогенераторы). Оно жидкое и проникающая способность очень велика. В нем есть присадки, вытесняющие воду и антиокислители. Чтобы сделать еще более жидким, можно добавить изопропиловый спирт В свободной продаже). лучшей смазки для цепи велосипеда просто не существует.

Поддерживаю сообщение Алекса. Смазываю цепь своего шоссейника много лет турбинным маслом марки Т-22, результат хороший: легко наносится на звенья цепи (смазываю только наружные звенья покапельно иглой); легко чистится тряпкой; в сухую чистую погоду хватает на 500 ... 700 км (при обязательной чистке цепи тряпкой после каждой тренировки); не забивает накопленной грязью ролики цепи; не загрязняет звезду и звезды кассеты; хорошо держится в дождь; низкая стоимость масла; малый расход масла. Рекомендую.

как я понял, оптимальный вариант для алюминиевого велосипеда выделяют 3 вида смазок: тефлоновые для цепи и звезд, силиконовые для вилки и Кальциевые масла, это густые для менее подвижных деталей,

Из этой пространной статьи так и не ясно, чем же смазывать втулки.

Так и не ясно осталось чем лучше смазывать цепь и каретки

Вот бы еще внятно сказали чем смазывать роллтормоза!

Каретку лучше смазывать картриджем. Один раз поставил и забыл.

Для цепи самая лучшая смазка это нанопротек для резьбовых соединений или для велосипеда их много видов пойдёт любая, особенно зимой! Тефлоновая смазка ТЛ2 замерзает зимой уже при -18. Для смазки подшипников только циатим 221 ф аналогов нет! Проверяли в лаборатории и т.д

Добавить комментарий