Ни один велосипедный аксессуар не вызывает столько споров и жестких оценок, как бензиновый двигатель для велосипеда, который превращает байк в моторизованное транспортное средство. Причина понятна. Каждая опция (будь то фара, генератор, звуковой сигнал, рокринг, дисковые тормоза) не перестают делать велосипед велосипедом, потому что не замахиваются на «святыню» - использование только мускульной силы человека. Кто «за» и «против»?
Аргументы «против» чаще всего приводят те велосипедисты, которые используют байк как средство поддержания спортивной формы и сами отличаются выносливостью. Их велосипеды легкие, оснащены современными переключателями и звездочками. Средства на байк они вкладывают в аэродинамически выгодную экипировку и приобретение велосипедных спиц плоского сечения для снижения сопротивления воздуха. Сама мысль о дополнительном источнике энергии, тем более таком «экологически грязном», как двигатель внутреннего сгорания, кажется им кощунственной.
Существует другая часть велосипедистов, которые на первое место ставят результаты другого рода, которые приветствуют такое явление, как бензиновый двигатель на велосипед. Уехать дальше, чем обычно, в выходной день. Добраться на дачу за то же время, что и на электричке, но втрое дешевле. Смочь преодолеть такие горки, на которых сердце выскакивает, а пешком идти не хочется. И, наконец, жажда странствий: заглянуть за горизонт не так, как все.
Итак, рассмотрим велосипедные бензиновые двигатели. Определимся сразу с терминологией: «мотовелик», «мотобайк», «мотовелосипед» – это средства передвижения, на которых так же можно крутить педали, как на обычном велосипеде, а двигатель будет существовать как груз на багажнике. Если же речь идет о мопеде, то велосипедные педали на нем служат лишь для «завода с толкача», и на одних педалях далеко не уедешь.
О недостатках мотовелосипеда
- Появление в конструкции дополнительных деталей (шкив, ремень, поршневая группа, свеча зажигания, сцепление, проводка) и увеличение уязвимости. Но это имеет косвенное значение, так как просто, в случае поломки, велосипед становится обычным велосипедом. Именно этот пункт из недостатка превращается в преимущество: все остальные транспортные средства, даже скутер нужно «вести в поводу», автомобиль тянуть или эвакуировать.
- Некоторое увеличение массы транспортного средства (в среднем, на 6–7 кг)
- Движение с повышенной скоростью опаснее. В среднем, скорость 30–40 км\ч более травмоопасна.
- Требуется возить в рюкзаке или в бензобаке запас топлива и масло для смешивания.
- Двигатель занимает багажник, чаще задний (на фото - пример передней компоновки), к заднему багажнику крепится тубус, в котором находится емкость с 2 литрами топлива.
- Появляется шумность и выхлоп при езде (нарушение святого принципа экологичности велосипеда).
- Непонятная ситуация вокруг мотовелосипеда и органов ГАИ (права, ответственность – описано ниже).
Преимущества моторизованного велосипеда
- Повышение скорости в три-четыре раза при незначительном увеличении массы (средняя скорость в городских условиях – 10-12 км\ч), увеличивается до 40-50 км\ч.
- Возможность использовать в серьезных, «дальнобойных» поездках. На мотовелосипеде поездка на четверть тысячи километров может быть вполне выполнена за день и доступна каждому, это серьезный козырь для велотуристов.
- Современный двигатель заводится «с хода», поэтому можно его включать периодически, использовать только на затяжных подъемах, экономя силы. Это важно в случае пожилого возраста, не очень хорошей физической формы, избыточного веса.
- Возможность «помогать» педалями, используя оба источника энергии – мотор и свою силу.
- Потрясающая экономичность, в сравнении с достаточно высокой скоростью в условиях городских пробок. Например, в пятницу вечером автомобили на загородных направлениях создают многокилометровые пробки. И поездка на дачу, которая находится в 38 километрах от дома, отнимает полтора часа времени и 5 литров топлива за счет «газования» в пробках. Мотовелосипед справится за час, причем на дорогу уйдет один литр бензина (средний расход – 2,5 л\100 км). В то же время стоимость топлива для автомобиля составляет 150 руб., билет на электричку - 53 рубля (и еще идти от станции 20 минут), а мотовелосипед обойдется в 30 рублей.
Именно последний пункт обусловил огромную популярность велосипеда с мотором в странах третьего мира и вообще в Азии, а также в крупных мегаполисах с затруднением городского движения. Так, например, в Шанхае в 1996 году было 370 тысяч мотовелосипедов и 470 тысяч других моторизованных транспортных средств.
Какие бывают моторы для велосипедов
Двухтактные (F 50, Комета). На 1 фото изображен мотор «Комета» производства Санкт – Петербург. На 2 фото – комплект китайского F50. Его стоимость около 7500 руб.
Что касается модели F50, то это китайский аналог советского велосипедного мотора серии «Д - 5», производимого на заводе «Красный Октябрь». Его недостатки, пожалуй, в следующем: он жестко фиксируется к раме, для чего нужно сверлить алюминий, а это снижает прочность рамы.
В настоящее время качество моторов выросло, брак случается все реже, велосипед «тянет» 40-50 км\ч, и на это затрачивается 1,5-1,7 литра топлива.
Четырехтактные (Honda GX35, GXH50, мощность 2,5 л.с).
Диапазон средних технических характеристик двигателей:
- Объем камеры сгорания в пределах 35-50 куб. см.
- Мощность – 1,5-2 л.с. (напомним, что одна лошадиная метрическая сила равна 735 Вт, а двигатель в 2 л.с. способен поднимать груз в 150 кг за 1 секунду на 1 метр, что очень прилично).
- Объем бака от 0,6 до 1,2 л (по данным двигателей «Комета»). Самодельный бак может быть каким угодно.
- Расход топлива в среднем 1,5-2,5 л\100 км.
Мотовелосипеды могут быть как на ременной передаче, которая одновременно является понижающим редуктором, так и на цепной (ниже модель на основе двигателя Honda GXH 50). Только в этом случае педали уже не получается покрутить: их просто нет. Зато этот образец, по словам автора, разгоняется до 70 км\ч, точнее, 68-ми.
А вот мотовелосипед с мотором «Весна – 20» имеет цепную передачу с возможностью вращения педалей.
Плюсом этой схемы является свободный багажник и низкий центр тяжести, а минусом – асимметричная нагрузка.
Какие детали, кроме двигателя, входят в комплект установки мотопривода?
Рассмотрим систему двигателя с бензиновой тягой на примере мотовелосипеда «Комета». В комплект входят:
1. Мотор.
2. Комплект сцепления (на фото – центробежное). Он состоит из чашки, ведущего вала, колодок, натяжных роликов, втулок, болтов.
3. Багажник (иногда годится и штатный, но лучше приобретать из комплекта).
4. На багажник устанавливается двигатель с помощью подвески.
5. Система рукоятки газа (дроссельная заслонка).
6. Ведомый шкив. Крепится на колесо, переднее или заднее, в зависимости от компоновки.
7. Ведущий шкив, который передает крутящий момент с главного вала.
8. Система армстартера (ручного запуска двигателя).
Кроме названных основных элементов, в состав комплектности входят различные крепежные элементы, инструкция по сборке.
Мотовелосипед и ГАИ. Несколько важных фактов
- Теперь (с 9.04.2014 г.) на любые транспортные средства нужны права. В данном случае, категории М.
- Пока автошколы не берутся обучать на эту категорию. Во-первых, автошколы прекрасно зарабатывают, обучая на «В». Во-вторых, нет комментирующих и обучающих документов, поясняющих, какие нормативы распространяются на бензиновые двигатели для велосипедов.
- Если у вас есть права (любой категории), то автоматически владельцу присваивается и категория М.
- Регистрация в ГАИ не нужна, но если вы не захватите свои автомобильные права, то получите штраф в 800 рублей. Правда, непонятно, как он будет выписываться (без документов), наверное, будет изыматься транспортное средство. Хотя инспекторы не связываются со скутеристами, а с мотовеликами подавно, так как одно удовольствие уезжать от инспекторов по парку и лесной тропинке.
- Если вы на мотовелосипеде (с правами на категорию В) наедете, например, на открытую дверцу автомобиля и станете причиной ДТП, то вас могут лишить прав на автомобиль (какие у вас есть), а так как ОСАГО к мотовелосипедам не разработано, будете платить из своего кармана. Вариантов целых четыре: не попадать в ДТП, избегать вызова ГАИ, скрывать наличие прав или просто удирать. Я выбираю первый пункт.
В заключение хочется сказать, что практически все велосипеды, на которые устанавливаются двигатели, предназначены для езды в три раза более медленной, и пробег на них в единицу времени превышает аналогичный у простого велосипеда втрое. Поэтому нужно обращать внимание не только на техническое обслуживание двигателя и его привода, но и велосипеда. Чаще всего возникают следующие проблемы:
- повышенный износ покрышек;
- люфт задней втулки колеса;
- ослабление многих соединений на винтах и гайках из – за повышенной вибрации. Нужно ставить «самоконтрящиеся» гайки.
В полной мере почувствовать поездку на мотовелосипеде можно здесь
Комментарии
Артур
Классная статья, спасибо!
Сергей
При наезде на внезапно открытую дверцу автомобиля виноват тот, кто открыл дверцу. В правилах об этом четко прописано. И не важно, что за транспортное средство наехало - автомобиль, мопед или велосипед.
Сергей
вы знаете где можно купить такой мотор на велосипед?
Егор
По внешнему виду это триммер. А завод, который это выпускает, просто доукомплектовывает двигатель дополнительными креплениями и обвесами. Кстати, мотобур - это тоже двигатель триммера с редуктором.
Алим
погугли MOTAX
Вячеслав
Мда статья познавательная! Спасибо автору. Особенно про ГИБДД и права.
Владимир
Мне сейчас 16лет, у меня могут мотовелосипед конфисковать если меня поймают ГАИ
Леонид
А, ежели же я, проезжая на мотовелосипеде мимо поста ГАИ, привожу его в движение, только крутя педалями, то что тогда?
Тима
Пацаны расслабтесь ниче не будет,велосипед он и в африке велосипед даже если летает,никто неимеет права у вас ее конфисковать
Леонид
Шосейники разгоняются до 80км\ч так что мотовелосипед по сравнению свеликом ничего не меняет для гайцов, пошли они в Ж
Евгений
Какой же предпочтительней: с мотором КД или триммером? КД - классика, ручное сцепление, заводится с толкача (даже засраная свеча прочихается), триммер - легко устанавливается, меньше запаха бензина (для хранения в квартире не критично), но внешний вид не очень и заводится от армстартера (если свечу закидало, то не заведется)....
Александр
Езжу на д 5 с 1970 года.
123
кто то умеет такую фигатень установить?
8 985 463 71 12
Евгений
Там ничего сложного нет,в ютубе много инфы.
RichardDup
Всем привет!
Ийорасафарам ||
Что-то не верится то что 2 лс способны поднять вес 150кГ на один метр за 1сек...
Как так? А инерция?
Иван
А представь, что он на диких оборотах крутится и поднимает груз не с места, а с движения, заменяя другой мотор
иван
на велосипеде ездить по дороге в современных условиях нельзя,собьют автолюбители,а с мотором и тем более.Хотите проверить? Только покатушки в поле или в лесу.
Marita
Эта рубрика, как и все остальные на нашем сайте, постоянно пополняется совершенно новыми и полными
сценариями, как говориться на все.
Frances
Сейчас на прилавках магазинов есть масса средств для красоты,
но из чего они изготавливаются,
доподлинно неизвестно.
Emerson
Ниже прописывается место, время, примерное
количество участников.
Tommie
Примечательно, что широкомасштабной попойки в
этот раз не случилось, хотя
недостатка в продовольствии и спиртном в это время еще не.
Thelma
Одно занятие длится в пределах 30 минут.
Buck
В ход идут все вещи прошлых эпох,
которые только попадаются
под руку, при этом неважно, какой они
имеют вид.
Paulette
Тут же пальцами продавливайте каждый лепесток, делая его немного выпуклым.
Осень уходит.