Когда катание на велосипеде перестаёт быть делом необходимости и становится частью души, хочется создать по-настоящему неповторимый образ байка. Можно полностью или частично перекрасить железного коня, а можно изменить его облик с помощью графики. При этом лучше не торопиться, а сделать это «со смыслом», чтобы узор рамы или крыльев не просто радовал глаз нестандартным дизайном, но заодно и рассказывал людям, понимающим ваши склонности, привычки, заветные мечты, – одним словом, раскрывал бы ваш внутренний мир. Помочь в этом могут мастера аэрографических студий.
Аэрография – искусство современности
Первый опыт работы с аэрографом относят к концу ХIX столетия. Поначалу эта тонкая и дорогостоящая техника не пользовалась популярностью. С развитием таких отраслей, как автомобилестроение и реклама, аэрографические надписи и композиции стали распространяться всё шире. Сегодня художники-аэрографы могут нанести эксклюзивное изображение практически на любую гладкую поверхность: автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед, системный блок компьютера, мобильный телефон и даже женские ногти. Правда, аэрография на велосипеде будет иметь свои особенности, связанные со спецификой этого транспортного средства.
Рисуем на велосипеде
Перед осуществлением аэрографической задумки нужно учесть несколько важных нюансов:
- велосипед располагает весьма ограниченной площадью для нанесения изображения, поэтому создать развёрнутое полотно на нём не получится – лучше выбирать геометрический узор или рисунок из завитков и линий, других декоративных элементов;
- украсить с помощью аэрографа можно не только раму, но и руль, шатуны, выносы;
- загрунтованную и покрытую краской раму обязательно нужно обработать лаком, иначе изображение пострадает от частого контакта с водой, пылью, грязью.
От чего зависит качество рисунка
Так как индивидуальная работа с мастером – удовольствие очень и очень недешёвое, велолюбители всё чаще прибегают к самостоятельному украшению велобайков. Для того, чтобы это, в общем-то, несложное дело было выполнено качественно, следует выбрать качественное оборудование: правильный аэрограф, нужные трафареты и подходящий материал для распыления.
Для работы с велосипедом понадобится следующее оборудование:
- аэрограф с боковой или верхней задувкой краски и универсальным диаметром 0,3 мм (лучше, если у него будет двойной принцип действия, рассчитанный на подачу воздуха и материала);
- компрессор с ресивером, работающий с производительностью от 20 л/мин;
- укрывистые краски с сольвентовой основой.
Трафареты можно выбрать в Интернете или, при наличии фантазии, изготовить самостоятельно.
Этапы работы
Основные этапы работы сводятся к следующим действиям:
- Рама готовится к грунтовке. Для начала нужно удалить заводские наклейки, затем вышкуриваются глубокие царапины и зашкуривается заводская краска.
- Обезжиривание. Для наилучшего контакта с грунтом поверхность должна быть чистой и сухой.
- Грунтовка. После нанесения грунта нужно дождаться, чтобы он хорошо застыл. Понадобится не менее 12 часов.
- Выравнивание грунта. Любители могут пропустить этот этап, а вот художники хорошо знают, что слой краски гораздо тоньше слоя грунта, поэтому последний необходимо тщательно вышкурить наждачной бумагой.
- Настройка пистолета. Нужно подсоединить шланг к компрессору, затем включить компрессор и продуть сопло.
- Нанесение краски. Сперва необходимо проверить чистоту краски, распылив её на палитру или отдельную нерабочую поверхность. Затем на подготовленную поверхность изделия наносится краска, являющаяся фоновой для основного рисунка. Затем – слой за слоем – наносятся детали заранее придуманного рисунка. Перед тем, как нанести новый цвет, нужно продуть сопло аэрографа, чтобы краски не смешивались. Каждый слой краски тоже должен подсохнуть.
- Нанесение лака. На велосипедах аэрография без покрытия держится недолго. После нанесения лак должен сохнуть не менее суток.
- Полировка. Этот этап не является обязательным, особенно в тех случаях, когда рисунок изобилует цветовыми переходами.
Значения рисунков
Собственно техническая сторона процесса тонка, но для человека с умелыми руками вполне посильна. А вот эстетика выбора изображений для велосипедов требует ещё и тонкого художественного вкуса. Среди велолюбителей распространены такие элементы рисунка, как:
- линии, различающиеся по толщине, количеству, конфигурации, цвету (символизируют жизнь, движение);
- огонь (страсть, энергия, напор, мужество, воля к победе) – походит для спортивных байков;
- волна (женское начало, изменчивость, свобода);
- изображение коня, волка или птицы (образы движения, свободы и независимости, восходящие к скифской культуре с её идеей вечного кочевья);
- растительные элементы (соотносятся с прорастанием, продолжением рода, женским началом);
- змеи и драконы (мудрость, сила, власть).
Элементы разных тематических групп можно сочетать или дополнять собственными образами. Нередко художники-аэрографы создают настоящие шедевры, с помощью техники тонкого распыления, выполняя на заказ портреты известных людей или отдельные картины.
Роспись велосипедного шлема
Не все велосипедисты охотно носят велосипедные шлемы. Яркая идея по его украшению – хороший стимул исправить эту оплошность.
К примеру, аэрографическое изображение на велошлеме, подаренном сыну-подростку, – весьма грамотный психологический ход. Можно продублировать изображение, созданное на раме, или нанести уникальный рисунок, не выходя за пределы выбранной цветовой гаммы. Технология изготовления таких изображений гораздо проще за счёт того, что поверхность шлема не нуждается в покрытии грунтом.
Чтобы ваше бытие в мире велосипедного дизайна состоялось, не стоит гнаться за проектами супердорогих художественных мастерских и новейшим аэрогрфическим оборудованием. Достаточно подойти к процессу создания образа обдуманно, с душой. Пусть велосипед подчёркивает вашу индивидуальность и чувство вкуса, а не стремление посоревноваться в яркости с новогодней ёлкой. Помните: лучше меньше да лучше.