Для осуществления ремонтно-профилактических работ велосипедного колеса требуется снять и разобрать этот элемент конструкции байка. Чтобы не обращаться с этой проблемой в специализированные сервисы или к частникам (зачем платить, если представляется возможным сделать все собственноручно), разберемся в вопросе, как разобрать колесо велосипеда, чтобы добраться до нужного узла и провести ремонт или профилактику. Осуществить этот процесс, имея в багаже определенные знания, просто. В этом можно убедиться, прочитав статью-инструкцию.
Внимание! Разборка ведомого (переднего) колеса велосипеда требуется для проведения ремонта или профилактики втулки, замены покрышки или камеры, подтяжки или ослабления спиц.
Конструкция переднего колеса велосипеда
Прежде чем приступить непосредственно к снятию и разборке переднего колеса байка, которое ответственно за траекторию движения велосипеда, следует знать, из каких деталей состоит конструкция. Колесо, пожалуй, основной элемент байка, который меньше всех подвергался каким-то модификациям. Естественно, сегодня можно приобрести велосипеды, оснащенные литыми дисками, цельнокруглыми колесами (для езды по треку). Однако в целом обычные байки, скоростные велосипеды или другие модели имеют традиционные колеса со спицами.
Переднее колесо конструктивно проще заднего и состоит из следующих деталей:
- втулка;
- обод;
- спицы;
- флиппер – резиновая лента (прокладка) на внутренней стороне обода, защищающая камеру от прокола спицами;
- покрышка и камера;
- диск, если байк оснащен дисковыми тормозами.
Разобравшись с устройством, переходим к следующему этапу.
Демонтируем переднее колесо с велосипедной вилки
Перед тем как приступить к разборке велосипедного колеса, его необходимо снять с вилки байка. Для этого предпринимаем следующие шаги:
- Переворачиваем байк вверх колесами.
- Разжимаем тормоз на ободе. Снимаем калипер (клещевой тормоз) с диска.
- На дропаутах вилки ослабляем фиксаторы.
- Ось колеса снимаем с вилки.
Внимание! Дропауты могут быть с гаечным или эксцентриковым креплением. Первый вариант потребует 2 гаечных ключа на 15 мм (один в качестве фиксатора, другим осуществляется скручивание). Второй вариант элементарней – скручиваем гайку и отщелкиваем зажимной механизм.
Разборка велосипедного колеса с целью устранения неисправностей
Прокол камеры – проблема, с которой велосипедисты сталкиваются чаще всего. Чтобы снять шину для замены камеры, необходимо предпринять следующее:
- Снять колесо с вилки байка вышеописанным способом.
- Спускаем остатки воздуха из камеры.
- Сняв колпачок с ниппеля, немного продавливаем внутрь обода.
- С противоположной стороны двумя пластиковыми монтажками нужно подцепить борт покрышки.
- Еще одной монтажкой держать борт покрышки, пока она не сойдет с обода.
- Достаем камеру.
Заклеив прокол или взяв запасную целую камеру, осуществляем сборку шины по следующей схеме:
- Слегка накачиваем камеру с целью ее распрямления.
- Помещаем камеру в покрышку.
- Глядя на стрелочки, выбираем правильное направление шины и пропускаем ниппель через отверстие в ободе.
- Устанавливаем борта покрышки на место – в обод. Действие осуществляется от ниппеля. Использование монтажек упростит процедуру.
- Вытягиваем ниппельную трубку наружу и проверяем, чтобы борта покрышки плотно стыковались с ободом.
- Надеваем колесо на вилку байка.
Внимание! Серьезный ремонт – поломка спиц, трещины во втулке и тому подобное – потребует вмешательства специалиста. Собственноручно эти проблемы не ликвидировать.
Болтающееся велосипедное колесо, люфт, видимый невооруженным глазом, затрудненное вращение, скрип – симптомы, красноречиво говорящие о том, что пора осмотреть втулку. Разборка втулки несколько сложнее, чем бортировать колесо, но также осуществимо непосредственно самим велосипедистом по следующей схеме:
- Демонтируем ось с дропаутов.
- С помощью двух ключей на 17 мм ослабляем гайку, крепящую втулку. Правую гайку фиксируем, а левую скручиваем против часовой стрелки.
- Подцепив ключом на 14 мм, откручиваем руками конус.
- Осторожно вынимаем ось с противоположной стороны. Достаем левый подшипник из корпуса, а правый снимаем с конуса.
Далее осуществляем осмотр и смазку деталей, чистку корпуса от грязи, пыли. После чего выполняем сборку колеса:
- Правый подшипник устанавливаем на конус той же стороной.
- Ось помещаем во втулку и производим монтаж левого подшипника.
- Вкручиваем конус таким образом, чтобы поверхность лишь касалась подшипника, но не фиксировала его.
- Закрепляем втулку гайкой.
- Возвращаем колесо на дропауты и закрепляем.
Легкое и беззвучное вращение велосипедного колеса после его энергичной раскрутки говорит о том, что все сделано грамотно. Отцентровать переднее колесо байка, подкручивая или ослабляя конус, необходимо в том случае, если втулка «ходит» по оси или осталось затрудненное вращение.