Во время езды велосипедист нередко замечает странное подрагивание одного из колёс. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо незамедлительно спешиться и внимательно осмотреть повреждение. Для этого нужно снять колесо, взять его за ось и покрутить сначала в одну, потом – в другую сторону. Взяв тонкие гаечные ключи, надо отрегулировать зажатие контргайки и проверить наличие люфта.
Проблема с шатающимся колесом традиционно связывается с люфтом. Люфт или зазор, как правило, образуется между взаимосвязанными механическими деталями, вращающимися в непосредственной близости друг от друга. Иными словами, один элемент системы приходит в движение, а второй при этом остаётся неподвижным. На колесе такое происходит из-за того, что его плоскость смещается по отношению к втулке или оси вращения. В последнем случае колесо смещается в одну либо другую сторону и начинает «биться», двигаясь по восьмёрке.
Кто виноват?
Если у вас стало ощутимо шататься колесо, скорее всего, произошло одно из трёх:
- велобайк работал на пределе возможностей и часто подвергался большим нагрузкам;
- на велосипеде были установлены некачественные детали;
- детали пришли в негодность из-за длительной эксплуатации.
На «микроуровне» могло произойти стирание какой-либо детали, приведшее к образованию люфта. Погрешности вращения обычно бывают вызваны следующими техническими или механическими неисправностями:
- втулка колеса стирается;
- изнашивается конус, из-за чего приходят в негодность дорожки качения подшипников;
- стираются насечки контргайки, приводящие к слишком плотному сцеплению контргайки с конусом.
Что делать?
Если вы обнаружили износ или повреждение деталей, достаточно просто заменить их на новые. И гайки, и втулку можно приобрести в любом специализированном магазине.
Если же дело в простом разбалтывании гаек, решить проблему поможет гаечный ключ. Поджатие между радиусной гайкой (конусом) и контргайкой ослабляется, зазор между контргайкой и рамой велосипеда заполняется гравёром или шайбой.
Устройства переднего и заднего колеса отличаются друг от друга, поэтому об этапах осмотра каждого из них нужно сказать отдельно.
Шумит переднее колесо
Обнаружив неисправность переднего колеса, необходимо незамедлительно узнать, в чём причина, и произвести ремонт. При разборе переднего колеса нужно поочерёдно выполнить следующие действия:
- Снять колесо с велорамы.
- Подетально разобрать втулку, почистить её.
- Проверить наличие повреждений.
- В случае отсутствия неполадок заново заложить смазку, установить сепаратные подшипники.
- С одной из сторон оси закрутить радиальную гайку, вслед за чем накрутить контргайку.
- Вернуть ось назад.
- Совершить закрутку с другого конца, так, чтобы длина гаек по сторонам оси была равной.
- Зафиксировать подшипники контргайками с нормальным натяжением.
- Проследить за равномерным натяжением гаек (работать следует двумя рожковыми тонкими ключами).
- Установить колесо на прежнее место, закрутить его гайками для зажима.
- Проверить плавно ли вращается колесо, есть ли люфт.
- При обнаружении зазора устранить его, используя шайбу.
Неисправно заднее колесо
Если шатается заднее колесо велосипеда, необходимо снять его и совершить следующие шаги:
- Отсоединить трещотку, чтобы получить доступ к контргайке и конусу.
- Разобрать втулку, протереть её, удалив грязь, а также прежнюю смазку.
- Оценить состояние подшипников, особенно дорожек качения, просмотреть радиусные гайки.
- Если обнаружена неисправность, заменить деталь на исправную.
- Вернуть детали втулки на свои места, заложить свежей смазкой.
- Закрутить контргайки, конусы.
- Совершить поджатие конуса, а также контргайки с той стороны, где установлена трещотка, а с другого конца – отрегулировать натяжение подшипников.
- Поставить трещотку на прежнее место.
- Проверить легкость вращения (оно должно быть плавным), зафиксировать.
- Установить колесо на раму.
Что будет, если «не лечиться»?
Если запустить проблему, колёсная втулка полностью выйдет из строя, что приведёт колесо в нерабочее состояние. Обнаружить люфт может любой велосипедист даже без осмотра специалиста, поэтому для нормального самочувствия «железному коню» вполне достаточно хорошего хозяйского пригляда, предусматривающего от одного технического осмотра в год.