На самом деле, без спортивных дисциплин не было бы современных велосипедных технологий. Спортивные велосипеды принесли на рынок очень многое: переключатели, амортизаторы, композитные материалы – всё это впервые появилось на различных соревнованиях и обычно приносило новаторам победы. Были и поражения, и неудачные компоновки, но сейчас мало кто об этом вспомнит.
Главное, что велосипедный спорт, через огромное финансирование, поддерживает передовые разработки, которые приходят к нам, велолюбителям, спустя несколько лет и по намного более демократичной цене. Кроме того, популяризация спорта и доступность байков привели к тому, что уже во многих городах есть спортивные секции, и многие занимаются велоспортом для себя, а не в рамках подготовки к каким-либо соревнованиям.
К слову, профессиональные велосипеды очень часто выпускают неизвестные широкому кругу райдеров фирмы, работающие по прямым договорам со спортивными командами и лигами. Раньше же многие высококлассные спортсмены, как и современные триальщики, собирали байки буквально своими руками.
Виды спорта
Какие же направления велосипедного спорта сейчас актуальны, и какие велосипеды в них используются? Рассмотрим виды подробнее, исключив, правда, плеяду «экстремальных дисциплин» и трюковых BMX, так как требования к ним слишком слабо проработаны и сейчас находятся в процессе становления.
Шоссейные гонки
Первые соревнования были шоссейными гонками. На самых современных байках спортсмены должны были преодолеть внушительное расстояние, соревнуясь в скорости и выносливости. Шоссейные гонки всегда были вызовом и для физического состояния гонщиков, и для технического обеспечения.
Сейчас данный спорт превратился буквально в массовый. Локальные соревнования проходят даже в небольших региональных центрах, но настоящие звёзды соревнуются во Франции и Италии на гонках Tour de France и Giro d’Italia. Данные гонки продолжаются много дней, и суммарное расстояние, которое предстоит проехать во Франции – 3-4 тысячи километров, в Италии – около 3 тысяч километров. Один этап может достигать 300 км, которые необходимо проехать за один день. Скорость движения спортсменов может составлять 70 км/ч.
На этих глобальных соревнованиях появляются все технологические новинки. На сегодняшний день шоссейные велосипеды сильно отличаются от обычных:
- очень низкий вес – не более 11-ти килограмм;
- композитные и высокопрочные материалы для исполнения всех элементов;
- малое число спиц, порядка 20;
- узкие колёса с цельными покрышками или трубными камерами;
- оптимизированный руль «бараньи рога».
Инженеры также часто экспериментируют с трансмиссией, вводя различные формы звёзд, цепей, передаточных комбинаций. Современный шоссейный велосипед очень дорог. Сколько стоит весь комплект разработок, мало кто рассказывает, но затраты профессиональных команд могут превышать 100 000 долларов на байк.
Трековые гонки
Данная дисциплина – практически ровесник шоссейным гонкам. На велотреке соревнуются сразу во множестве дисциплин, аналогично бегу, это и спринтерские дистанции, и эстафеты, и отрезки с различным стилем старта.
В силу того, что на велотреке не нужна амортизация и нет перепадов высот, которые следует отрабатывать на различных скоростях, велосипеды упрощаются, но технологическая сложность их остаётся на уровне. Ключевые изменения в байках для велотрековых гонок:
- цельные карбоновые колёса;
- отсутствие механизмов переключения передач;
- специализированные клещевые тормоза.
Очень большое внимание уделяется аэродинамике, и байки выглядят очень футуристично со сплошными колёсами и выполненные в едином аэродинамическом стиле с костюмами спортсменов.
Триатлон
Триатлон – один из тяжелейших видов спорта, недаром лучшие соревнования и титул по триатлону среди любителей называется Iron Man – железный человек. Триатлон включает в себя плавание, кросс и велогонку и отличается от обычного заезда. Все три отрезка преодолеваются последовательно, без отдыха между ними, что предъявляет очень высокие требования и к спортсмену, и к его оборудованию.
Велосипеды для триатлона представляют собой комбинацию достижений шоссейных разработок (так как велогонка идёт по шоссе) и трековых моделей. Сокращается количество передач, увеличивается аэродинамика и создаётся максимум условий, чтобы человек, не делающий фокус исключительно на велогонках, смог показать высокий результат.
Гонки по пересечённой местности
Вместе с появлением MTB появились и гонки по пересечённой местности. Кросс-кантри соревнований существует множество, трассы прокладываются по естественным территориям, паркам, могут проходить и через техногенные ландшафты.
Горный велосипед для таких гонок нам всем хорошо знаком, ибо является сейчас стандартным:
- жесткая рама с передней или двойной амортизацией;
- широкие колёса с покрышками для грунтовых покрытий;
- большое количество спиц для твёрдости колеса;
- прямой упрощённый руль для надёжного хвата и отработки препятствий;
- поднятая трансмиссия, защищённая от грязи.
Маунтинбайк может весить до 20 кг, и главное в нём – работа с грунтовой поверхностью и большим количеством перепадов высот. Сейчас ставка делается на взаимозаменяемость компонентов, и каждый райдер может сам выбрать, какие комплектующие установить на свой байк.
Триал и фристайл
Велотриал – это логическое развитие, с одной стороны, гонок на горных велосипедах, а с другой, трансляция в велосипедный мир соревнований для мотоциклов. Заключается велотриал в преодолении полосы препятствий, предварительно выстроенных организаторами соревнований.
В оценке соревнующихся используется обычно время преодоления, но иногда и балловая система по качеству преодоления и числу ошибок. Велосипеды в данной дисциплине скорее «творческие», чем технологически проработанные, так как трюки совершаются спортсменами с разной геометрией тела и наработанными приёмами. Некоторые особенности таких байков:
- малый размер колеса, сейчас это от 19 до 24 дюймов;
- рамы с переменным сечением для минимизации массы;
- сложная геометрия руля и выноса для удобного хвата.
Основное направление технологий во фристайле и триале – это облегчение велосипеда и предоставление максимума удобств для райдера.
История велоспорта
Первые крупные соревнования по велосипедному спорту прошли во Франции в 1869 году. Это была гонка на 120 километров между Руаном и Парижем, победитель достиг невероятной для такого расстояния в те годы средней скорости в 11 км/ч. Это очень хороший показатель для тех лет.
Со временем технологии развились, ведь первая гонка проходила ещё на деревянных велосипедах, и к началу двадцатого века оформились современные шоссейные соревнования, где спортсмены резко увеличили скоростные показатели.
В 1893 году прошли первые соревнования на велотреке в Чикаго (первый чемпионат мира), три года спустя велоспорт появился в программе Олимпийских игр. В 1930-х годах появился триатлон, включивший в себя и велогонку.
Новый импульс богатству направлений велосипедных дисциплин дали открытия 1950-х – 1960-х годов в механической составляющей байков и в сфере материалов. Байки многое восприняли из мотоспорта, который развивался параллельно, и в конце 1970-х в Европе появился триал или велосипедный мотокросс. Соревнования по кросс-кантри начинаются в 1980-х, а в 90-ые приобретают огромную популярность.
Рубеж нового века ознаменован взлётом популярности BMX и скейтерской культуры.
Советские модели
Несмотря на критические отзывы о советской велосипедной промышленности, которая к 1980-м годам сильно отстала от передовых западных производителей, в течение пятидесяти лет в СССР выпускались спортивные велосипеды высокого качества, мало чем уступающие своим конкурентам.
Советские инженеры сосредоточились на трёх направлениях:
- трековые – исторически наша страна была сильна в этой дисциплине, и велосипедисты обеспечивались современнейшими байками;
- шоссейные – эти гонки были очень популярны в СССР, и продукция производилась массово;
- спортивно-туристические – это направление было буквально сформировано нашими инженерами и сочетало хозяйственное предназначение велосипеда и возможность соревноваться в гонках.
Производство и модели
Первым велосипедом был трековый ГМ-30 московского завода, который производился ещё до войны, в 1930-х годах. После тяжёлых 1940-х инициативу «перехватил» харьковский велосипедный завод (ХВЗ), который вплоть до девяностых годов производил львиную долю спортивных моделей в СССР. ХВЗ стал крупнейшим заводом, на котором выпускались ещё и подростковые, женские, профессиональные и хозяйственные байки.
Большое количество «народных» спортивно-туристических моделей выпускалось всё время, но были и специализированные спортивные линейки велосипедов.
Трек
Трековое направление под маркой «В» было запущено в 1949 году велосипедом В-62. Трубчатая тонкая рама, тканевые шины и дюралевые обода позволили сделать очень лёгкий байк, а конструкция трансмиссии была столь удачна, что буквально повторялась в последующих моделях. К слову, тормозов данный велосипед не имел.
Линия продолжилась. Появились марки В-63, В-64 «Харьков», «Рекорд», В-67И «Спринт», В-68И «Метеор». Последний выпускался вплоть до 80-х годов.
Шоссе
Самыми популярными шоссейными велосипедами ХВЗ стали В-551 «Чемпион», выпуск которого начался в 1957 году и его наследник В-552 «Чемпион-Шоссе». На базе «Чемпиона» изготавливали ряд модификаций, например, модель для соревнований ХВЗ – Compangolo с комплектующими одноимённой итальянской фирмы.
Преемником «Чемпионов» стало новое направление, начашееся с В-555 «Старт Шоссе», но изменения в политической ситуации не дали конструкции завоевать популярность и развиться аналогично предшественнику.
Заключение
Спортивные велосипеды – это «передний край» инженерной науки, результаты которой мы получаем в наших байках спустя некоторое время. Развитие технологий привело к тому, что уже не дисциплины формируют запрос на разработку новых компонентов и материалов, а новые возможности велосипедной промышленности позволяют открыть новые горизонты для спортсменов.
Так, в конце XX века появились маунтинбайк, триал и BMX, а в будущем готовятся новые открытия в сфере частичной моторизации (электровелосипеды) и новых трюков (карбоновые трюковые рамы). Мы можем выбрать любое направление велосипедных технологий, и в нём уже точно зарождается новая соревновательная дисциплина.
Наша страна практически не отставала от своих зарубежных конкурентов по качеству спортивных велосипедов, а провал 90-х годов успешно компенсируется тем, что велоиндустрия в наши дни стала глобальной, и у всех производителей, включая российских, научная составляющая распределена по всему миру. Так, последние соревнования Giro d’Italia выиграл испанский гонщик российской команды, основанной в Дании, на байке из японских, американских и немецких комплектующих.