Общеизвестно, что безопасность езды на велосипеде напрямую зависит от качества тормозов. Правила дорожного движения предупреждают, что любое транспортное средство (а значит, и велосипед) должно быть полностью исправно на момент эксплуатации. Исправность тормозов становится для велосипедиста вопросом первостепенной важности. За полноценную работу тормозного устройства отвечает калипер велосипеда.
Типы тормозных устройств
С развитием велосипедной промышленности тормозные системы совершенствовались. При этом все они работали по принципу взаимодействия тормозных колодок с другими деталями тормозной конструкции. Обычно принято говорить о четырёх видах устройств торможения:
- барабанные тормоза (с ножным, педальным, а в недавнее время и с ручным приводом);
- ободные тормоза;
- дисковые тормоза;
- роллерные тормоза (используются редко).
У каждого из названных видов существуют преимущества и недостатки. Однако опыт показывает, что наиболее надёжными остаются ободные и дисковые конструкции.
Барабанные тормоза
Принцип работы барабанных тормозов хорошо знаком владельцам стареньких советских велосипедов: мы просто проворачиваем педали в обратную сторону – и останавливаемся. Специальный вращающийся барабан стоит внутри задней втулки, а внутри самого барабана расположены тормозные колодки. Во время торможения они расходятся, прижимаются к стенкам барабана и трутся о его поверхность. Сейчас такая конструкция используется на городских велосипедах с планетарным управлением.
Ободные тормоза
Торможение на велосипедах, оборудованных устройством данного типа, происходит за счёт соприкосновения прижатых тормозных колодок и колёсного обода. Колодки при этом мягкие, как правило, резиновые. Это сделано для того, чтобы при трении стирались они, а не сам обод. Колодки подходят к ободу попарно, сильно зажимая его. Ободные тормоза бывают механическими или гидравлическими. Известны такие подтипы тормозных систем, как V-брейки (на бюджетных моделях), U-брейки, клещи (чаще всего встречается на шоссейниках), кантилеверы (можно встретить разве что на некоторых циклокроссах) и, собственно, ободная гидравлика (редкость в мире велоспорта).
Дисковые тормоза
Этот вид тормозных устройств с каждым годом становится всё популярнее. С 2011 года дисковые тормоза разрешены для использования на спортивных соревнованиях. Сейчас можно с полной уверенностью говорить о том, что дисковые системы являются наиболее распространёнными и надёжными среди всех устройств.
Торможение происходит за счёт остановки вращающегося диска или ротора, зажатого между колодками, прикреплёнными к калиперу. Калипер, в свою очередь, крепится к вилке или раме велосипеда при помощи адаптера, выполняющего функцию переходника. Силовой импульс от тормозной ручки переходит к калиперу по металлическому тросику или по гидролинии. Калипер передаёт усилие колодкам, которые сразу же сжимаются и тем самым останавливают диск. Металлический ротор нагревается во время вращения. Он может иметь различный диаметр. Большие роторы ускоряют торможение и быстрее остывают.
Для чего нужен калипер
Среди возможных видов тормозов наиболее надёжными считаются дисковые. Рабочей частью дискового устройства является калипер. По внешнему виду и принципу работы он напоминает циркуль (кстати, само слово «калипер» так и переводится с английского). Калипер используется, когда необходимо сдвинуть либо раздвинуть тормозные колодки. В дисковых тормозах колодки могут прижимать тормозной диск, а в клещевых тормозах— колёсный обод. Калипер выполняет роль переносчика силы вращающегося устройства на тормозные колодки, одновременно являясь для них своеобразным держателем. Функциональная значимость этой детали чрезвычайно высока, в связи с чем калиперы должны быть прочными и адаптированными к конкретной модели велосипеда.
Как устроен калипер
В целях облегчения тормозной конструкции калиперы обычно делают из алюминия, реже – из сплавов магния. Иногда цельнолитые калиперы изготовляют из двух частей, прикреплённых друг к другу с помощью болтов.
Калиперы бывают:
- однопоршневые;
- с двумя поршнями с каждой стороны.
К двупоршневым деталям можно свободно прикрепить удлинённые колодки.
Существуют универсальные крепления (по типу Post Mount), имеющие овальные отверстия, благодаря которым калиперы можно крепить практически к любой вилке. В недорогих тормозах имеется фиксированный ввод гидролинии в калипер, у более дорогих угол ввода можно настраивать самостоятельно.
Механика или гидравлика?
При механической передаче усилие доходит до калипера посредством тросика, а гидравлическая – по гидролинии.
- Механический способ задействует натянутый между тормозной ручкой и рычагом клипера тросик. Если ручку нажать, тросик сдвинется и тронет рычаг, а калипер приведёт в движение тормозные колодки.
- Гидравлический способ задействует изолированную от внешних воздействий гидролинию, наполненную внутри маслянистой тормозной жидкостью. Масло гидролинии под давлением находящегося в тормозной ручке цилиндра передаёт силовой импульс цилиндру, расположенному внутри колодки.
У механических дисковых тормозов есть преимущества перед гидравлическими:
- они значительно дешевле;
- механика легче устанавливается (правда, она требует постоянного подкручивания);
- механические системы проще отремонтировать.
По некоторым параметрам гидравлика всё-таки опережает механику:
- гидравлические тормоза гораздо мощней;
- гидравлика не такая громоздкая по своим габаритам;
- она обладает лучшей модуляцией среди всех вариантов тормозных систем.
Таким образом, дисковые велосипедные тормоза становятся лидерами по распространённости среди тормозных устройств, а калипер как рабочая часть механизма превращается в неотъемлемую деталь современного велосипеда.