
При всем уровне развития современной техники и ее материальной доступности находится немало любителей, например, старых пленочных фотоаппаратов и современной им оптики – подобное явление существует и в среде велосипедистов. Причем эти люди вовсе не обязательно являются коллекционерами велораритетов – многие действительно катаются на своих советских байках, таких как, скажем, велосипед "Спутник", преодолевая порой довольно значительные расстояния, увлеченно обсуждают их с единомышленниками на форумах, ремонтируют и апгрейдят.
Харьковский велозавод тогда и сейчас
Начав свою работу в середине 20-х годов ХХ века, Харьковский велосипедный завод быстро вышел на лидирующие позиции в СССР по производству этого вида техники. На предприятии освоили выпуск различных типов велосипедов – от детских трехколесных и подростковых вариантов до трековых и шоссейных, ориентированных на спортсменов профессионального уровня.
Наиболее известные серии велосипедов ХВЗ:
- "Украина", пожалуй, самый знаменитый советский велосипед и к тому же самая старая номенклатурная линейка завода: эти байки там начали выпускать буквально с момента пуска предприятия; универсально-проходимый как мужской, так и женский варианты рамы.
- "Спутник" – велосипед для широкого круга любителей, настоящий "спутник" туриста с мягким сиденьем, крепкой рамой и надежной механикой;
- "Турист" – еще один универсальный байк, но, в отличие от "Украины", с ручным тормозом;
- "Старт-шоссе" – спортивно-шоссейная линейка; отличительные характеристики ‒ облегченная рама и целых семь передач.
Расцвет предприятия пришелся на 60-е – 80-е; здесь, безусловно, сыграла немалую роль подготовка к Олимпиаде-1980, к которой на заводе специально разработали и выпустили "малым тиражом" две модели велосипедов: трекинговый "Рекорд" и шоссейный "Чемпион Шоссе", ввиду своей редкости они сегодня очень высоко ценятся у коллекционеров.
В настоящее время ХВЗ продолжает выпускать недорогие велосипеды под маркой "ВОДАН" – актуальный каталог предприятия включает свыше 50 моделей, от горных до детских.
Серия "Спутник" и ее особенности
Серия велосипедов "Спутник", состоявшая из шести моделей спортивно-туристического назначения, ориентированных на взрослых людей, выпускалась на Харьковском велосипедном заводе (ХВЗ) в 60-е – 80-е годы прошлого века. Несмотря на то, что завод относительно благополучно пережил распад державы и работает по сей день, "Спутники" в капитализм не шагнули, так и оставшись целиком и полностью атрибутом СССР.
Вот модели велосипедов этой серии, которые ХВЗ производил в крупных масштабах ввиду их популярности у целевой аудитории – широкого круга туристов и просто любителей здорового образа жизни, включающего и активные велопоездки.
В-34 "Спутник" – легкодорожный велосипед для спорта и туризма, выпускавшийся в 1961-64 годах. Спортивный руль, ручные тормоза, три передачи, стандартная комплектация – подрамная сумка с инструментами и велонасос.
В-37 "Спутник" – выпускался с 1964 по 1968-й, в отличие от предшественника, обладал усовершенствованной тормозной системой и обновленным седлом, а также трещоткой на задней втулке. На него можно было поставить спортивный руль и контактные педали с тем, чтобы использовать в режиме усиленных тренировок. Производитель прилагал к нему, кроме насоса и сумки, также звонок, электрооборудование и запчасти к трещотке.
В-39 "Спутник" (1968-1973) – обновленная версия В-37, в целом характеризовавшаяся аналогично.
В-301 "Спутник" – выпускался в 1973-75 годах, назначение указано как "спортивно-туристический велосипед для деловых, туристических и прогулочных поездок". Четыре передачи, мягкое седло, педали с туклипсами, стандартная и расширенная комплектация. В первом случае – обязательные сумка и насос, а также катафот на заднее крыло, звонок и задний багажник; дополнительно можно было заказать и поставить передний, а также зеркало заднего вида, электрогенератор и фару.
ХВЗ 153-414 "Спутник" (1976-1977) – еще одна классическая модель для любительского спорта и туризма с жестким седлом, педалями-"топталками" и вариативной задней втулкой (на 3 или 4 звезды). Комплектация предусмотрена заводская и расширенная и в целом и общем отличается от предшественника лишь наличием масленки.
ХВЗ 153-424 "Спутник" – модель 1978-82 годов для занятий велоспортом, а если установить задний багажник – то и для туристических поездок. От предшественников этот байк отличался тонкостенной рамой и, соответственно, меньшим весом, чему способствовало также облегченное пластиковое седло. Из конструктивных новшеств можно отметить и то, что количество передач возросло до восьми.
"Спутники" и современность
Велосипеды "Спутник" давно сняты с производства, но благодаря тяге постсоветского человека к ностальгии и его стремлению улучшить и максимально довести до ума то, что попало в руки, множество таких "железных коней" в наше время получили вполне полноценную вторую жизнь.

Модернизация советских велосипедов – очень распространенное увлечение, судя по обилию и длине дискуссий на специализированных форумах. Их пользователи особенно хвалят качество "спутниковых" рам, которые спустя столько лет все еще остаются крепкими и надежными и даже далеко не всегда требуют косметического ремонта. Экспериментаторы переносят на эти рамы современные рули и седла, пытаются оснастить старые байки современным "шимановским" навесным оборудованием и увлеченно делятся друг с другом рассказами о результатах этих попыток.
Восстановление подобных раритетов – еще один оригинальный вариант подхода к наследию советского машстроя: нельзя просто так взять и поставить на раму старого велосипеда все готовое – нет, необходимо найти максимально современные исходники, а желательно и вовсе аутентичные запчасти, что само по себе спорт.
Особняком стоит такое явление, как тотальная переделка этих байков. Отдельные энтузиасты пытаются даже – с переменным успехом – превратить обычный велосипед "Спутник" в моторный, придирчиво подбирая и комбинируя для этих целей необходимые детали. Собирая своих франкенштейнов, они наслаждаются скорее всего не столько результатом, который едет далеко не всегда, сколько процессом, который можно назвать поистине творческим.
Отреставрированные и переделанные велосипеды используют не только в качестве реквизита для фотосессий симпатичных девушек на фоне сельских и городских пейзажей, хотя и это тоже. На них продолжают ездить, развивая приличные скорости и наматывая немалый километраж. При том, что сегодня для российского велосипедиста доступен богатейший выбор байков хоть из Европы и Америки, хоть вовсе из Австралии, многие все-таки выбирают для себя советский спортивный "недошоссейник".
Ну и, конечно, байки "Спутник", хотя и не являются особой редкостью, но обязательно присутствуют в собрании каждого уважающего себя коллекционера ретровелосипедов как яркая примета определенной эпохи в истории отечественного велодвижения.