Зачем нужны велосипедные грипсы, и какими они бывают

Время чтения: ~8 минут Автор: Михаил Скворцов 3368
грипсы

Грипсы на велосипед - это резиновые (реже поролоновые, для спортивных велосипедов) окончания ручек руля. Согласитесь, гораздо приятнее, когда ладони и пальцы крепко держат руль, да и поверхность приятная на ощупь.

Для чего нужны грипсы?

  • С ручками гораздо надежнее и увереннее хват руля, благодаря фактуре их поверхности, которая отличается от металла, а также из-за того, что они толще.
  • Грипсы создают температурный комфорт для кистей, так как они должны плохо проводить тепло, в отличие от металла, из которого сделан руль.

Есть ли разница между жесткими и мягкими грипсами?

Да, есть. Грипсы для велосипеда из мягкой резины более комфортны для рук, не натирают кожу, но срок службы их короче, чем жестких. Ручки на руль из твердой резины служат очень долго, но способны натирать ладонные бугры и основания пальцев при длительной езде. Если на вашем байке жесткие грипсы, то необходимо приобрести велоперчатки. Многие покупают перчатки даже в случае использования мягких грипсов, но это дело вкуса. Поролоновые грипсы, кроме того, немного облегчают вес руля, так как почти ничего не весят.

Имеет ли значение форма грипс? Да, имеет, и гораздо большее значение, чем ей придается на большинстве интернет-сайтов. Поясним, почему.

Велосипедные грипсы, в подавляющем большинстве случаев, имеют цилиндрическую форму. Это диктуется легкостью при производстве.

форма для отлива грипсов

Так выглядит форма для литья грипсов цилиндрического профиля. Поэтому получается примерно такой результат, как на рисунках ниже. На крайнем правом рисунке показаны грипсы, обтянутые натуральной кожей:

грипсы, обтянутые натуральной кожей

Зачем нужны «анатомические» грипсы

Существуют специальные, «анатомические» ручки руля, которые подбираются под конкретный размер кисти и пальцев индивидуально.

Такие наконечники эффективно работают, будучи расположенными под определенным углом. Их задача – как можно более полно заполнить пространство внутри ладони, не допуская излишнего сгибания кончиков пальцев «с заходом на второй круг», особенно если пальцы длинные:

«анатомические» ручки

На самом деле, важность «анатомических» грипсов высока. На многочисленных сайтах указывается длина наконечников, и это понятно: при установке они не должны упираться в манетки скоростей и смещать их, а также не должны мешать принятой схеме и положению тормозных рычагов.

принятая схема установки

Как избежать туннельного синдрома: о толщине грипс и анатомии кисти

Но почти никто из производителей не указывает толщину грипсов (наружный их диаметр), хотя бы в максимальной части (так как даже цилиндрические рукоятки часто имеют утолщение в середине, немного приближаясь к анатомической форме).

цилиндрические рукоятки

А это очень важно. Дело в том, что, пытаясь инстинктивно подобрать уверенное положение кисти на руле, многие постоянно держат пальцы на тормозных рукоятках, опираясь о руль ладонным бугром. Выглядит это так.

Положение пальцев кисти в норме на манетке: большой палец – на рычаге более «медленных» скоростей заднего переключателя, но при этом охватывает рукоятку, указательный – при необходимости, перемещается на рычаг манетки на «быстрые» звездочки, а кисть плотно охватывает грипсы.

положение пальцев кисти

При необходимости торможения, четыре пальца перемещаются на рукоятку тормоза, а большой палец надежно выполняет функцию опоры и контроля.

перемещение пальцев

Очень тянет поставить ладонь в третий, компромиссный вариант. Особенно в том случае, если рука большая, пальцы длинные, а грипсы тонкие. В таком случае пальцы постоянно находятся на тормозной рукоятке, а опора приходится на ладонные бугры, при этом кисть не сомкнута вокруг руля, так как это неудобно.

неправильная опора пальцев

Стрелка показывает, на какую точку оказывается давление. Это тенар - ладонное возвышение большого пальца, на картинке он показан цифрой «1».

ладонное возвышение большого пальца

В том случае, если у владельца маунтинбайк, то нагрузка со спины распределена равномерно, «добавлена» на руки. В этом случае ладонное возвышение испытывает значительное давление и вибрации.

Чем опасна такая езда?

строение кисти

Дело в том, что в области, близкой к ладонному возвышению, проходят ветки срединного нерва и поверхностные ветви лучевой артерии.

Поэтому при злоупотреблении таким типом езды, спустя 30-40 минут, начинается онемение, «ползание мурашек» в кистях, снижение чувствительности. Позже могут присоединиться боли в суставах и мышцах кисти, а также отек.

Данные жалобы характерны для туннельного синдрома, или компрессионно-ишемической нейропатии. Компрессия – это сдавление, а ишемия – нарушение кровообращения и его последствия, вызванные сдавлением.

сдавление нерва
связка запястья

Кроме того, могут начать неметь безымянный палец и мизинец, что говорит о вовлечении в процесс веточек и локтевого нерва. В тяжелых случаях, при многодневных походах, может развиться нейропатия локтевого нерва, или «паралич велосипедистов».

Что нужно сделать, чтобы избежать неприятных ощущений в кистях

Для этого нужно сделать равномерной нагрузку на все отделы кисти, а для этого необходимы более толстые грипсы. Поэтому «анатомические» наконечники на руль, несмотря на их дороговизну (в среднем, около 2000 рублей за пару) могут существенно улучшить здоровье и, сняв неприятные ощущения, повысить удовольствие от поездки.

анатомические грипсы с рогами

Например, на рисунке изображены анатомические грипсы с дополнительными рогами, тоже анатомического профиля с гелевыми вставками, с рычаговыми соединениями из алюминия. Стоимость такой конструкции около 2500 руб.

Довольно хороший комментарий, а также возможность осмотреть анатомические грипсы со всех сторон с установкой, здесь:

Натягиваем грипсы на руль

Так как новые грипсы часто не «налазят», а старые не хотят сниматься, то можно применить мыльную воду в шприце, чтобы снять старые грипсы, или можно брызнуть в шприц WD-40, а затем «сделать инъекцию» вдоль старой рукоятки.

Чтобы надеть новые грипсы, нужно их нагреть в кастрюльке, если они резиновые и недорогие. После этого они легко натянутся на руль. Если они дорогие, ручной работы, или из крокодиловой кожи, то лучше смочить руль спиртом и уже потом, не торопясь, натянуть рукоятки. Все дело в том, что спирт за несколько часов испарится, а мыльная вода может сделать рукоятки «плывущими» в течение нескольких дней или даже недель.

Хорошее видео о том, как снять грипсы, можно посмотреть здесь:

О грипстопах

Для того чтобы грипсы не соскальзывали с руля, на них надевают специальные заглушки – грипстопы. Так как торцы руля всегда испытывают повышенную нагрузку, часто оказываются в контакте с землей, гравием, как при падении, так и просто, если байк положили на землю. При этом в открытый руль набивается пыль, затекает дождь, и противно гудит ветер. Кроме того, если преодолеть узкий проезд, то торцом руля можно «поцарапать» дерево, стену дома и прочее. От всего этого предохраняют грипстопы, или заглушки:

грипстопы
заглушки для грипсов

Стоит ли экономить на безопасности?

Увы, как и везде, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Самые дешевые рукоятки на руль – китайского производства.

Вот грипсы новые:

новые

И через год после эксплуатации:

изношенные (1 год эксплуатации)

Как видно, от рифления вследствие применения низкокачественной резины, почти ничего не осталось. Кроме того, это резиновое покрытие совершенно нестойко к химическим средам. Например, если на руки попадет спрей от комаров, типа «Рефтамида», то потом руки «приварятся» к таким грипсам и будут «отдираться с мясом», потому что резина растворится. Это проверено на собственном горьком опыте.

Советуем выбрать грипсы по собственному вкусу, и поездка на байке доставит вам истинное удовольствие. Ведь новые ручки, поставленные даже на старый советский велосипед «Урал», дают незабываемое впечатление от поездки.

Комментарии

Даже и не знала, что грипсы - это ручки на руле велосипеда. Когда выбирали дочери "горник", даже и не задумывались и качестве и параметрах ручек, хотя зря, они были из очень мягкой резины и быстро пришли в негодность. Думаю, подобные нюансы в выборе "железного коня" учитывают лишь профессионалы. Интересно было узнать, что есть грипсы, подбирающиеся под анатомическое строение руки.

"При необходимости торможения, четыре пальца перемещаются на рукоятку тормоза"
Ну это подзагнули явно. Пальцы никуда не перемещаются, средний, безымянный и мизинец постоянно держат руль, указательный постоянно контролирует тормозные рукоятки, а большой фиксирует ладонь на руле. Если дёргать со всей дури тормоза всеми четырьмя пальцами - так можно либо сальто через руль сделать, либо уехать юзом куда-то вбок. Максимум два пальца тормозят, если совсем тормоза или пальчики слабые.

Поверьте, далеко не у всех велосипедистов (а особенно у тех, для кого написана эта статья) на велосипедах стоят гидравлические тормоза. На механике одним пальцем много не натормозишь

Добавить комментарий