Разновидности звуковых сигналов (звонков) на велосипед

велосипедный сигнал

Споры о том, нужен ли вообще звуковой сигнал для велосипеда не утихают. Единого стандарта не существует даже для легковых автомобилей. Особенно заметно это было в 90-е годы. Некоторые автомобили издавали обычное «би-би», от других в экстренной ситуации неслись обрывки популярных мелодий.

Приверженцы порядка на дороге ратуют за то, чтобы можно было определить тип транспортного средства даже на слух, когда он раздается за спиной. Например, услышав электрический звонок, похожий на школьный, нужно скорее уходить с трамвайных рельсов.

Немного истории: простой механический велосипедный звонок

Все велосипеды в СССР – от детских до взрослых – комплектовались ручным звонком, который устанавливался на руле с помощью хомута таким образом, чтобы можно было нажимать большим пальцем на рычажок, не снимая рук с руля.

механический велосипедный звонок

Внутреннее устройство такого звонка было простым, но надёжным: посредством нажатия большого пальца на специально предназначенный для этого рычажок раздвигались и раскручивались шайбы, которые изнутри ударялись о корпус звонка, издавая характерный «малиновый велосипедный звон».

старинный сигнал

Что характерно, для этого корпус звонка должен быть абсолютно свободен. Если звонок взять в руку и попытаться «позвонить», то для получения красивого, чистого тембра нужно было держать звонок только за хомут.

По этому заливистому тембру велосипед можно было услышать издалека. Особенно это помогало, например, рыбакам избежать встречи на узком мосту над рекой ранним туманным утром.

Преимущества классического велосипедного звонка были следующие:

  1. энергетическая автономность, отсутствие источников питания;
  2. относительная простота конструкции;
  3. характерный тембр.

Несмотря на все очевидные преимущества, такой сигнал на велосипед имел недостатки:

  1. Конструкция при падении часто подвергалась «перекосу», и отворачивающаяся крышка звонка переставала издавать ясный, мелодичный звук.
  2. Вода, песок, попавшая внутрь, часто повреждала механизм и звонок «ржавел», вследствие чего рычаг не двигался.
  3. Сила звука была хороша в бетонных городских джунглях, чему помогало эхо, но явно недостаточной в условиях влажной деревенской дороги в полях, в лесу, среди зарослей травы и кустарников.
  4. Слабое крепление хомута на руле приводило к тому, что звонок на первой же кочке переворачивался «вниз головой» и пользоваться им было невозможно.

Самым главным недостатком являлась некоторая сложность издать звуковой сигнал в экстренном порядке. Требовалось точно попасть подушечкой большого пальца в рычажок звонка и совершить несколько энергичных нажатий. Во время влажной погоды палец мог запросто соскользнуть, и звонок издавал слабое «кваканье». Дополнительного времени для нажатия часто не было. Единственное, что оставалось – попытаться объехать или применение экстренное торможение со всеми вытекающими последствиями.

С тех пор ситуация значительно изменилась. Правила дорожного движения никак не регламентируют установку звукового сигнала на велосипед, поэтому наличие этого девайса целиком на совести байкеров.

Старый добрый велосипедный звонок до сих пор можно купить в магазинах, правда, немного изменился его внешний вид и дизайн, но тип крепления остался прежним. Немного изменилось направление движения большого пальца для подачи сигнала, как видно на первом рисунке. Средняя стоимость таких звонков от 150 до 300 рублей.

пневмосигналвоздушный звонок

В настоящее время к уже описанному типу сигнала прибавились пневматический сигнал, (клаксон), пневматика на сжатом воздухе и сигнал на электрическом приводе. Разберёмся подробнее.

Электрический велосипедный звонок

Основные отличия электрического звонка от классического очень существенны:

  1. Это собственно не звонок, а звуковой велосипедный сигнал, так как он издаёт звуки, похожие на автомобильные: не «дзинь-дзинь», а «бип-бип». Поэтому далее будем именовать его звуковым сигналом.
  2. Для включения сигнала требуется нажать на кнопку.
  3. Работает на стандартных «пальчиковых» батарейках.
электрозвонок

Преимуществами данного сигнала являются:

  1. Отсутствие необходимости работать большим пальцем, чтобы обеспечить качество звука. Один раз нажал и отпустил. Поэтому упрощается управление девайсом и сохраняется более плотный контакт с рулём.
  2. Гидроизоляция: под дождём сигнал не испортится.

Недостатки такого устройства – это продолжение его достоинств. Электрический гудок такой громкий и так похож на автомобильный звук, что может произвести на объект применения сигнала совершенно противоположное действие. Вместо того чтобы скорее освободить велосипедисту проезжую часть, человек цепенеет, впадает в ступор и подсознательно крутит головой, так как ищет автомобиль. За те 2-3 секунды, которые могут понадобиться для осознания того, что источник непонятного звука – велосипед, можно вполне устроить велосипедное ДТП.

Воздушный сигнал для велосипеда

Осталось рассказать о велосипедном сигнале, который приводится в движение потоком воздуха, или о пневматических клаксонах.

Именно в этих девайсах владелец байка может показать свою любовь к старине, к некоторому «стимпанковскому» шарму. Хрипловатый воздушный звук клаксона может напомнить о временах автомобильной юности, а нестерпимо сверкающая медь или латунь, напоминающая джазовый духовой инструмент, завораживает:

«стимпанковский» звонок
медный сигнал
пневматический клаксон

У отдельных фанатов обладание набором разнотембровых клаксонов явно не оставило на руле места для чего-либо другого:

разнотембровый клаксон

В целом преимущества ручного клаксона достаточно существенны:

  1. Специфический, хрипловатый, но натуральный, воздушный, не «электронный» тембр не пугает людей, они реагируют на него положено.
  2. Девайсу не требуется ни смазка, ни гидроизоляция. Только при зимних температурах груша клаксона становится хрупкой.
  3. Самым главным для безопасности велосипедиста является простота и быстрота использования клаксона: нажатие на грушу всеми пальцами можно сделать, не отрывая взгляда от дороги. В случае использования большого пальца нужно всё-таки перенести взгляд на него.

Недостатком клаксона, конечно же, является необходимость снять руку с руля полностью, пусть на доли секунды. На тяжёлой трассе это может быть опасно.

Кроме того, сам дизайн клаксона практически исключает его совместимость с агрессивным спортивным дизайном или брутальностью триальных байков.

Угадайте, на каком велосипеде будет органично смотреться воздушный сигнал?

оригинальный байк

современный велосипед

Конечно, на верхнем.

Пневмосигнал

Осталось рассказать о воздушном сигнале для велосипеда с подачей сжатого воздуха. Это пневматический сигнал с использованием энергии давления воздушной струи.

пневмоклаксон

Подобный девайс именуется пневмоклаксоном и отличается от обычного только тем, что не нужно с силой сжимать грушу. Сжатый воздух давно накачан обычным велосипедным насосом и только ждёт лёгкого движения, чтобы вырваться в «дудку».

Такой пневмосигнал очень громкий, способен даже отпугивать собак и прочую живность. Пневмосигнал может также вследствие своей силы звука представлять опасность для пожилых людей, так как из-за резкого звука может быть спровоцирован гипертонический криз или даже инфаркт. Поэтому нужно серьёзно подумать, прежде чем пользоваться таким устройством.

Перечисленных видов звонков, сигналов достаточно много, и каждый может выбрать себе по вкусу. Хочется только, чтобы все они с успехом выполняли свою главную функцию – обеспечивали безопасность на дороге, а не служили лишь для того, чтобы произвести «неизгладимое впечатление».

загрузка...
Добавить комментарий