Особенности гидравлических тормозов для велосипеда

велосипедный гидравлический тормоз

Вектор действия тормозов как механических, так и гидравлических один – стоп - машина. Но возникает масса нюансов и вопросов как к одной, так и к другой схеме привода тормозов. Сегодня мы постараемся промыть кости гидравлическим тормозам.

Основное их отличие от механики в том, что для привода тормозных колодок используется гидролиния, а не тросики. Гидравлика соединяет тормозные ручки с тормозным механизмом непосредственно. В роли которого могут быть как дисковые гидравлические тормоза, так и обычные ободовые.

Принцип работы

Гидролиния заполнена специальным маслом или тормозной жидкостью, которые находятся под небольшим давлением. При нажатии тормозной ручки, велосипедный тормозной цилиндр вытесняет жидкость из гидросистемы, и она оказывает давление на рабочий цилиндр, который установлен на вилке или раме велосипеда. В свою очередь, рабочий цилиндр приводит в действие поршень и тормозные колодки, которые блокируют колесо посредством тормозного диска. Очень просто. Вот схема для наглядности.

устройство гидравлического тормоза для велосипеда

При работе с гидравлическими тормозами стоит учесть, что тормозная жидкость очень токсична и может вызвать сильное отравление. Также она пагубно влияет на лакокрасочное покрытие и пластиковые детали.

Преимущества и недостатки гидравлики

Точность дозирования и скорость реакции механизма на нажатие ручки – вот два главных качества, из-за которых стали широко применяться гидравлические тормоза. Это далеко не единственные преимущества, но именно они заставили спортсменов по даунхиллу обратиться именно к гидравлике.

Прекрасная выносливость гидравлических тормозов тоже сыграла свою роль в миграции гидравлики на велосипед. Как и точность срабатывания, для даунхилла это было очень важным качеством.

Надежность системы проверена годами ее использования на автомобилях. При соответствующем уходе, гидравлические тормоза на велосипедах в разы надежнее, чем механика. Обостренное чувство силы дозировки позволяет манипулировать тормозами с ювелирной точностью. В экстремальных видах спорта это просто необходимо.

К недостаткам гидравлических тормозов следует отнести следующее:
Стоимость гидросистемы намного выше, чем механической, поэтому и велосипед с гидравлическими тормозами будет дороже.
Сложность обслуживания. Гидросистема довольно сложный и технологичный узел, требующий в обслуживании навыков и четкого знания конструкции и ее особенностей. Не каждый байкер в состоянии самостоятельно перебрать систему и провести ее ремонт качественно. Также ремонт в полевых условиях при отсутствии опыта может вызвать трудности. Тормозные трубки и шланги требуют бережного отношения. Они довольно уязвимы и от их состояния зависит качество работы всей системы. Также тормоза могут быть привередливы к качеству тормозной жидкости или масла, поэтому при прокачке следует делать обдуманный выбор.

Чаше всего гидравлические тормоза используют в паре с дисковыми. Буквально несколько слов стоит сказать и о них.

Виды дисковых гидравлических тормозов

Основное отличие дискового тормоза от обычного ободового в том, что торможение происходит посредством зажатия тормозного диска, жестко закрепленного на ступице, тормозными колодками, которые зафиксированы сзади на раме и спереди на перьях вилки.

дисковый тормоз

Конструкция главного тормозного цилиндра может быть разной, и в зависимости от этого гидравлические тормоза делят на такие виды:

  • Однопоршневые;
  • Двухпоршневые с оппозитными поршнями;
  • Двухпоршневые с плавающими поршнями;
  • Многопоршневые.

В основном используют двухпоршневые с оппозитными поршнями. Встречаются и однопоршневые, но в силу недостатков их почти полностью заменили двухпоршневые. Сложные многопоршневые системы применяют в основном для даунхилла, где решающую роль играет мощность, а не простота конструкции.

По типу жидкости, применяемой в гидросистемах, тормоза могут работать на тормозных жидкостях и на масле. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, но однозначного мнения по этому поводу нет. Калипер может быть монолитным, что делает конструкцию жестче и легче, и составным – дешевле по цене, но сложнее в обслуживании.

Дисковый гидравлический тормоз очень надежен, но в полевых условиях произвести его ремонт и настройку непросто. Правда, чтобы довести до состояния комы гидравлический тормоз нужно очень постараться.

Существуют некоторые проблемы, связанные с тем, что у дисковой гидравлики зазор между колодками очень невелик и при наличии сильной грязи колодки подвергаются повышенному износу. Но у механики преимуществ в этом случае нет, так как изношенные колодки на ходу не отрегулируешь, а у гидравлики они подводятся автоматически по ходу износа.

Стоят они дороже ободных, несколько увеличивают нагрузку на втулку при торможении, хотя это спорный вопрос. Детально углубляться в подробности дисководства не будем, так как это отдельная тема для разговора, а пока приступим к рассмотрению того, что приготовили производители для желающих поставить на велосипед гидравлические тормоза.

Обзор лучших

Из миллиона типов тормозных систем все чаще и чаще на байках среднего и очень среднего уровня можно встретить гидравлику. Так как растет их популярность, то и цена соответственно падает. Поэтому есть смысл подумать о том, чтобы переоборудовать свой велосипед под гидравлическую тормозную систему. Примеров много, но мы приведем всего два. Для контраста.

Shimano представили новую коллекцию в начале года, обновив линейку Deore. Приятные ручки стабильная работа главного тормозного цилиндра доставляют настоящее удовольствие от четкого срабатывания и послушности всей системы в целом. Немного омрачает картину мелкое дребезжание самой ручки.

тормозная система Shimano Deore

В новой линейке предлагают на выбор шлицевое или болтовое крепление ротора. В комплекте Shimano Deore идут два вида колодок – прорезиненные и металлизированные. Первые изнашиваются очень быстро. Гидравлика в целом отличного качества и своих 50 у.е., безусловно, стоит.

CLIM 8 CLARK`S. Преимущества этих тормозов в том, что за цену одноцилиндрового тормоза вы получаете полноценный многоцилиндровый гидравлический тормоз. Но чудес не бывает, и за все надо платить. Дизайн ручек слегка настораживает, но это на любителя. Зато гидрошланги армированы кевларом и металлом.

велосипедный  тормоз CLIM 8 CLARK`S

Калипер имеет интересную шестицилиндровую конструкцию, обещающую быть надежной. Минусы этой системы в несколько увеличенном весе. В установке они тоже не так просты, как кажутся – при установке требуют тщательной подгонки колодок к дискам.

Есть очень разные отзывы о работе гидравлических тормозов. Говорят, что они сложные в обслуживании. Позволим себе отметить, что это очень спорное утверждение. Не очень они сложные. Убедитесь сами. Одна из самых сложных работ по обслуживанию тормозной системы – это их прокачка. С прокачкой тормозов хот раз, но сталкивался каждый байкер, использующий гидравлику. Насколько процедура сложна, судите сами.

Прокачка тормозной гидравлической системы

Причины, по которым следует делать прокачку тормозов:

  • при нажатии на ручку тормоза, она уходит до самой грипсы, т.е. имеет слишком большой ход, но при этом колодки не шевелятся, или не достают до тормозного диска;
  • тормозная ручка проваливается при нажатии или имеет слишком легкий ход;
  • при резком нажатии ручки, после срабатывания тормоза ручка продолжает плавно падать.

Все ясно. Причиной отказа тормозной системы стал воздух, попавший внутрь. Первым делом необходимо найти место, где система схватила воздух. Это может быть поврежденная гидроарматура, закипание жидкости вследствие перегрева, ослабленный штуцер прокачки на цилиндре. После проверки всей системы на предмет утечки жидкости, можно приступать к прокачке.

Прокачку гидравлики производим обязательно на ровной и горизонтальной поверхности. Колодки следует развести, чтобы до диска они не доставали. Далее откручиваем главный цилиндр и закрепляем его строго горизонтально. Каждая система имеет свои особенности прокачки, поэтому лучше делать это по инструкции. Жидкость для прокачки должна соответствовать той марке, которая указана в паспорте.

Теперь следует надеть кембрик на болт прокачки и погрузить его в емкость для сбора остатков жидкости. Откручиваем крышку расширительного бачка, заливаем жидкость до максимального уровня. Несколько раз плавно и не спеша нажимаем на ручку тормоза. Нажимаем до тех пор, пока она не станет тугой. Теперь удерживая ручку, откручиваем болт прокачки с кембриком, не отпуская при этом ручку. Доливаем жидкость в расширительный бачок. Проводим процедуру до тех пор, пока ручка не станет жесткой. Закручиваем расширительный бачок и убираем инструмент. Готово, тормоза прокачаны.

Так что слухи о сложности в обслуживании гидравлических тормозов сильно преувеличены. Наряду с некоторыми недостатками, преимуществ у такой системы все-таки больше. А в принципе, настоящему байкеру не настолько важен принцип работы того или иного механизма, как сам факт свободного передвижения в пространстве.

загрузка...

Комментарии

В статье расписан примитив. А вот интересует момент: при снятии колеса и нажатии на тормоз колодки сводятся и отталкиваясь друг от друга отходят на малое расстояние. Как быть в этом случае? Допустим их можно развести обратно при помощи пластиковых карт. вот почему это происходит - мне не понятно, да и вообще, каким образом колодки возвращаются в исходное положение? В моих тормозах я не наблюдаю между ними пружин.

Дело не в пружинах. Если в двух словах, они возвращаются обратно благодаря давлению тормозной жидкости. Подробнее про это можете почитать тут - forum.velomania.ru/showthread.php?t=74626

Сними колесо, потом открой дренажное отверстие на расширительном бачке (или совсем сними крышку, смотря что за модель тормозов у тебя). После того как открыл отверстие, вынь тормозные колодки из калипера, вставь в калипер распорку, чтобы поршни полностью ушли внутрь калипера. Вытри тормозную жидкость, которая выдавилась из бачка и закрой его. Теперь ставь колодки и колесо назад, и проверяй работу калипера. При нажатии на ручку тормоза поршни выскакивают и прижимают колодки к диску. Когда отпускаешь ручку, поршни заскакивают назад, колодки довольно широко расходятся от диска. Если нет, то возможно у тебя уже сами поршни требуют ухода, их поверхность потеряла гладкость и между поршнями и каналами набилась грязь.

Пружина находится в поршне механизма грипсы. Когда отпускаешь тормозную ручку, пружина отводит поршень в исходное положение. Т.к. это такая система представляет собой гидравлический рычаг, то при отводе малого поршня грипсы, большой поршень, за счёт сил сцепления молекул и создания разрежения в системе отходит в исходное положение под действием атмосферного давления.

У меня такая проблема, в дождь тормозят вообще идеально, почти на ровне задних, но как только высыхают, то тормозят достаточно плохо. Что делать?

Почистить надо, скорее всего часть ГСМ и пыли остались на колодках. В дождь сцепление дисков и колодок на заднем колесе падает, а т.к. масло отталкивает воду, то на передних тормозах это не сказывается, как следствие разница в торможении исчезает. Средство стоит рублей 800. Другие варианты - это, во-первых, износ колодок и/или дисков (переднее колесо тормозит жестче и испытывает на себе большие нагрузки, за счет момента инерции), в таком случае надо заменять; во-вторых, где-то пропускает система, это хоть и маловероятно, но возможно, вода несколько ослабляет этот момент, но в таком случае мест с дефектом должно быть много (тут пара моментов: 1. вода действует как пробка, за счет малой сжимаемости, 2. Поверхностное натяжение так же помогает), но, повторюсь еще раз, это очень маловероятно; в-третьих, проблема может быть в скольжении цилиндров, скорее всего загрязнение или износ поверхности, тогда тормоза надо разбирать, все чистить и смазывать, а если не поможет, то ставить новые.

Подскажите пожалуйста, у меня такая проблема ...велосипед gt aggressor с гидравликой. Дак вот, в дождь тормозят хорошо, примерно на равне с задними, но как только высыхают, тормозят слабенько, велосипед новый, что делать? Может есть знающие люди;)

Слышал если разобрать машинку то тормоза сломается окончательно это правда?

Зависит от того, сможете ли вы ее потом собрать :)

Почему гидравлические тормоза продают с дисками?

Можно и по отдельности купить, просто так удобнее.

При нажатии, еле как тормозит, и бывает скрип, тормоза Promax, при покупке все отлично функционировала, велику от силы месяц.

разболталось крепление подтяни крепление

при температуре окружающей сред менее 20 градусов гидро тормоза работают отлично при поднятии
температур колодки начинают залипать на определенное время и чем больше темп залипание дольше помогите пожалуйста с ответом

Почистить их надо, скорее всего дело в этом, если еще туда могло попасть масло,скажем при чистке и смазывании цепи, то тормоза это вообще плохо переживают. Дисковые тормоза весьма чувствительны к загрязнениям, в силу особенностей материалов. Посмотрите еще с каким усилием нужно давить на ручку, если усилие слишком слабое, то проблема может быть в поршне или подвижности колодок. А за столь ранний срок не переживайте - притирка еще не закончилась, как правило это происходит после 300-500 км.

можно ли вытащить гидравлический шланг из ручки тормоза ? и заменить?

Можно, но лучше обратиться в тех центр, потому что это потребует работы над всей системой (см. основную статью).

При торможении задним тормозом, отдает вибрация в ручку тормоза..и люфт большой появился!!! Что это, и как исправить..спасибо!!

ПРекратите ездить на велосипеде назад

Скорее всего центровка сбита, попробуйте аккуратнее поставить колесо. Вообще, общий совет, после установки колеса с дисковым тормозом смотрите как расположен диск относительно колодок и стабильны ли щели между дисками колодками при вращении колеса. Если нет, то проверяйте центровку колеса (самый простой способ - это смотреть через препятствие (например угол стены или дверь) так чтобы вам был виден только узенький край и вращайте колесо, чем уже полоса - тем точнее проверка. Скорее всего у Вас, Олег, проблема именно в этом, т.к. люфт частенько связан с "восьмеркой" на колесе. Проблема кроется либо в деформации обода и спиц, либо в износе втулки колеса (подшипники умерли). Если же с колесом все в порядке, то проверьте диск, либо он неровно установлен, либо износился, что с этим делать и так понятно. Так же есть вероятность того, что у Вас раскрошилась колодка, отсюда и вибрация.
Если люфт не связан с тормозами и колесами, то нужно просто затянуть рулевую колонку, износилась, вот теперь и гуляет немного.

Добавить комментарий