Реставрация велосипедов

реставрация велосипедов

В самом широком смысле слова реставрация – это возвращение предмету прежних свойств, ну или же возвращение его к жизни. У многих в гараже или где-нибудь еще, может, пылятся старые велосипеды советских времен, которые могут быть даже старше самих хозяев. С виду это обычное барахло, но зато сколько истории в нем таится. Идея отреставрировать старого железного коня приходит в голову умельцев с целью вдохновения в него второй жизни и сделать его вновь пригодным к покатушкам. Тем более последнее время просматривается мода на раритетные модели велосипедов.

Реставрация велосипеда – а стоит ли?

Нередко встречаются такие люди, которые любят «воскрешать» старинную технику. Это могут быть раритетные автомобили, мотоциклы, швейные машинки и многое другое, причем велосипеды не исключение. Кто-то делает это только для того, чтобы восхищаться конечным результатом, кто-то зарабатывает этим на жизнь, а кто-то с целью дальнейшего использования этой техники. В принципе цель не столь важна, как сам процесс.

Реставрация исторического велосипеда – процесс очень трудоемкий и кропотливый. Скорее всего, результат будет того стоить, но все же следует приготовиться к тому, что это занятие может отнять не один месяц. Если есть определенная тяга к конкретному велосипеду, причем речь идет даже не об определенной модели или марки, то, конечно, можно расстелить газетки в углу комнаты и приступать. Если же просто нужен велосипед для покатушек, то лучше выбросить или сдать на металлолом старого коня и с чистой совестью и без заморок купить себе нового. Получается, что новый велосипед будет намного экономичней в плане затраченных сил и, возможно, даже денег, но в нем не будет того духа, который есть в олдскульном, например, советском Туристе.

Турист
Отреставрированный советский велосипед Турист

Браться за реставрацию велосипеда следует только в том случае, если соблюдается пара важных условий: нужен конкретный велосипед, который дорог в духовном плане, или же это антиквариат, и наличие минимальных технических навыков в работе с велосипедами или, другими словами, прямых рук. Если же желание, умение и уверенность в положительном исходе своей работы слились в одном сосуде, то можно смело приступать к работе.

С чего начать?

После того как исходный материал в виде старого велосипеда найден, заряд позитивным настроем на работу получен, то можно приступить к планированию дальнейшей работы. Прежде всего, следует определиться с фронтом работы. Другими словами, оценить уже имеющийся байк и представить, что от него требуется. Желательно перенести свое воображение на бумагу, хотя бы касательно серьезных конструктивных изменений.

Не следует сильно уродовать ретро-велосипеды современными обвесами, ведь тогда теряется сам смысл реставрации. Конечно, каждый ставит перед собой определенные задачи, но все же следует помнить, что портить классику – это неуважительно к технике.

Следующим этапом подготовки является работа с калькулятором. Следует прикинуть примерные затраты на весь процесс реставрации. Если же все детали необходимо просто отмыть от грязи и ржавчины, то можно считать, что повезло, в противном случае воскрешение железного старичка может занять много сил и времени. Многие детали даже к советским велосипедам сейчас найти очень тяжело. Возможно, придется выложить немалые деньги за различные составляющие велосипедов.

Желательно заранее подтянуть свои знания по велосипедам и взаимодействию различных частей и механизмов. Хоть ремонт лисапеда – это не ремонт вертолета, но свои хитрости и тонкости тоже имеются. Желательно найти себе товарища, который сможет в случае чего протянуть руку помощи с необходимым инструментом. На первых шагах начинающий реставратор и представить себе не может, сколько различных инструментов может понадобиться в процессе ремонта. Следует помнить, что самопальными ключами можно повредить редкие и дорогие детали велосипеда.

Перед реставрацией велосипеда лучше приобрести или одолжить следующие инструменты:

  1. Набор шестигранников, причем иногда могут понадобиться и даже самые маленькие, например, на 1;
  2. Семейный ключ, который вообще считается универсальным ремонтным набором, особенно если речь идет о советских велосипедах;
  3. Отвертки крестовая и обычная;
  4. Разводной ключ или набор гаечных ключей. Конечно же, практичнее будет один разводной;
  5. Выжимка для цепи. Хотя в интернете полно руководств, как можно снять цепь и без нее, но, тем не менее, она гарантирует сохранность цепи;
  6. Ключ для снятия шатуна и трещотки. Это два разных ключа, причем каждый может выглядеть по-разному в зависимости от модели велосипеда.
Базовый набор инструментов
Базовый набор инструментов для реставрации велосипеда

Творческий подход к реставрации

Если целью реставрации является удивить окружающих и заставлять каждого прохожего оборачиваться, то понадобится проявить творческую жилку в процессе реставрации. Есть такие умельцы, которые из старого велосипеда умудряются сделать прямо-таки произведение искусства. Можно увидеть и Аисты, переделанные под байкерские мотоциклы, и Туристы в виде различных животных.

В таком случае уже о практичности речи и не идет, а весь упор идет на внешний вид и эпатаж. Такой подход потребует, пожалуй, максимальных вложений.

К каким трудностям готовиться?

Первое с чем, скорее всего, придется столкнуться в реставрации старинных моделей – это отсутствие необходимых деталей на рынке. Придется потратить немало времени на их поиски на блошиных рынках или барахолках. В крайнем случае можно всегда обратиться к умелым фрезеровщикам, токарям и другим мастерам, которые смогут помочь в изготовлении или подгоне тех или иных деталей. В первую очередь речь идет о трансмиссии, которая использовалась еще в прошлом веке.

Не стоит тратить все свободное время на это занятие. Надо сразу настроить себя, что реставрация – это продолжительный и размеренный процесс, который не терпит суеты. Не стоит целыми днями просиживать рядом со своим старым другом, ведь в таком случае на середине пути может и резко надоесть. Если же все делать сбалансированно, то внутреннего заряда хватит до самого конца.

Рассчитанный бюджет может выйти за рамки практически в самом начале. Многие говорят, что конечную сумму следует умножать на полтора, особенно это касается различных ремонтов не только велосипедов. Непреднамеренные расходы могут вылезти из любого места. Может случиться так, что в ходе реставрации обнаружится латентная поломка, которая не была заметна в самом начале.

Какие детали лучше заменить сразу

Безусловно, есть такие составляющие, которые могут испортить весь внешний вид всего раритетного велосипеда, но есть и те, которые лучше заменить на современные сразу. В первую очередь это касается всех расходников.

Если речь идет о совсем старом велосипеде, то цепь, скорее всего, придется выкинуть, либо отмачивать в растворителе очень длительное время. В любом случае немногие смогут увидеть подвох, да и к тому же это будет безопаснее.

Все винтики, шурупчики и гайки тоже желательно поменять. Дело в том, что старые болты могут легко раскрошиться в самый неподходящий момент. Это не сулит ничего хорошего велосипедисту.

старый байк
В некоторых случаях полной замены потребуют многие детали, а рама - глубокой реставрации.

Покрышки, если и сохранились, то, скорее всего, уже все высохшие и потрескавшиеся. Как-либо восстанавливать их крайне не рекомендуется, поскольку былую прочность уже не вернуть. Лучше всего купить новые, тем более размеры обедов с прошлого века практически не изменились.

Если седло было выполнено не из дерева, а из резины, то его, скорее всего, постигла та же участь, что и покрышки. Только в этом случае замена седла может сильно подпортить внешний вид конечной модели. Лучше его подштопать и подкрасить. Например, советские седла были довольно долговечные и качественные.

Главное – поставить велосипед на ноги

Перед тем, как приступать к усовершенствованию велосипеда путем обвеса его всяческими дополнительными плюшками, необходимо проверить его функциональные возможности. Главное – не забывать, что основной целью реставрации является возвращение велосипеда к былому состоянию. Это значит, что не должно быть никаких люфтов, зазоров и необоснованных скрипов.

Иногда лучше сразу обратиться к специалисту

Безусловно, далеко не каждая веломастерская возьмется за ремонт аппарата прошлого тысячелетия, но поискать можно. Возможно, какой-нибудь гаражный мастер старой закалки найдет в реставрации старого велосипеда спортивный интерес и выполнит свою работу даже лучше профессиональных мастеров. Если нет уверенности в своих силах, то лучше довериться профессионалу, ведь неправильными действиями можно нанести вреда больше, чем пользы.

ремонт байков
В крупных мастерских имеется полный комплект запчастей и инструментов, а также там трудятся настоящие профессионалы своего дела

Подводя итоги, следует все же обратить внимание на то, что реставрация велосипеда редко когда бывает оправдана. К таким мерам следует прибегать только в том случае, если необходим конкретный велосипед, который близок Вашей душе. Перед началом следует обязательно взвесить свои силы, в том числе волевые и материальные, ведь реставрация очень продолжительный и затратный процесс. Скорее всего, выгодно будет обратиться к какому-нибудь мастеру, чем браться за это дело самому.

загрузка...
Добавить комментарий