Почему проскакивает цепь на велосипеде?

велосипедная цепь

Любое катание на велике, будь это гонка на скорость или простая покатушка, оказывает существенное влияние на трансмиссию. В процессе езды цепь и звезды испытывают значительное трение друг о друга, в результате чего со временем приходят в негодность.

Для снижения силы трения и увеличения срока службы трансмиссии необходима своевременная смазка и очистка от грязи. Однако даже при правильном уходе велосипедист может столкнуться с проблемой износа, когда проскакивает цепь, передачи плохо переключаются или теряется зацепление звеньев за зубья звездочек.

Причины проскоков цепи через звезды

Неполадки «плохого поведения» трансмиссии проявляются при нагрузке: давлении на педали при переключении передач. Особенно ярко выражено проскальзывание при движении в гору, когда эта нагрузка максимальна. Эта закономерность одинаково справедлива и для синглспида, и для скоростного велосипеда. Разберемся, что служит тому предпосылкой, и можно ли это исправить.

Причины, по которым происходит срыв звеньев цепи со звезд, просты и прозрачны:

  • удлинение звеньев вследствие износа;
  • источены зубья задних и передних звездочек;
  • оба фактора одновременно.

Последний вариант встречается чаще всего, если цепь или кассета ранее не менялись по отдельности.

Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм. Растягивание ведет к тому, что сильнее стачиваются зубчики сначала малых, а затем больших звезд, из-за чего эффективность переключения передач на скоростном велосипеде в разы падает. Особенно заметно удлинение скажется на переходе от низших к высшим скоростям.

Если расстояние между роликами цепи увеличивается, то ширина звездочных зубьев уменьшается. Заметить выработку можно легко своими глазами. Для вычисления степени сточки сравниваются толщины зубьев изношенной и новой звезды одинаковых размеров.

И, наконец, еще одна причина, почему трансмиссия быстро изнашивается – это неправильное переключение передач. Для простоты запомним раз и навсегда:

  1. Спереди звезды отсчитываются от самой маленькой.
  2. Нумерация на задней кассете начинается от самой большой звездочки.
  3. Необходимо сочетать высшие передачи с высшими (большие звезды спереди и маленькие сзади), и наоборот.
  4. Так как на передней кассете звездочек меньше, на каждую из них приходится несколько звезд на задней кассете. Для стандартной системы 3Х8:
Передняя 1 2 3
Задние 1, 2, 3 4, 5, 6 6, 7, 8

Правильное использование системы переключения передач позволяет избежать чрезмерного перекоса цепи, из-за которого детали испытывали бы колоссальный износ.

неправильное использование передач
Так пользоваться передачами нельзя

Как можно устранить неисправность

В этом разделе рассмотрим ситуацию, когда цепь начинает проворачиваться или слетать, переключатели с натяжителем настроены правильно. Как уже выяснили, проблема вызвана всего лишь износом. Радикальный вариант – поменять кассеты вместе с цепью. Но есть и более щадящие варианты, которые позволят системе послужить ещё.

Итак, снимаем цепь с велосипеда, распрямляем и замеряем ее длину. По размерам можно судить о ее износе:

  • до 306.4 – незначительное удлинение, проблема только в звездах;
  • до 308 мм – средний износ.
  • свыше 308 мм – полная непригодность к эксплуатации.

После замеров нужно осмотреть переднюю и заднюю кассеты. При растяжении цепи до 307.9 мм износ, скорее всего, проявится на маленьких и средних задних звездочках. Их можно заменить отдельно, без покупки новой кассеты.

измерение цепи
Измерение желательно проводить штангенциркулем

Замена рекомендуется на среднем износе, правда, поначалу неточность переброса и проскок могут только усугубиться. Это связано с несоответствием расстояний между роликами и шириной зубьев. Со временем компоненты трансмиссии притрутся друг к другу.

Растяжение свыше 308 мм уже не дает спокойно ездить на велосипеде. Цепь постоянно проскальзывает и болтается, может застревать в пространстве между звездочками. Правильное решение – менять ее вместе с кассетой. Также можно укоротить на два-три звена с помощью выжимки.

А есть ли альтернативный вариант? Да, он существует, и это успокоитель цепи. Вообще, эти приспособления используются в целях безопасности в велоспорте, когда велика вероятность слета цепи со звезд. Но с их помощью можно и максимально продлить время катания с изношенными деталями.

Роликовый успокоитель
Роликовый успокоитель

Успокоители состоят из диска (рокринг) и роликов. Есть и безроликовые модели, где цепь «успокаивается» только рамкой. Модификации с двумя роликами используются для скоростных велосипедов, где каждый из них соответствует двум передним звездам.

Регулировка переключателей на новом велосипеде

Проскоки и неточные переключения передач при нормальном износе говорят о расстроенных переключателях. Эта проблема обычно присуща новому велосипеду, а также, если цепь и звездочки были недавно заменены.

Общая схема регулировки переключателей:

  • выставить оптимальное натяжение тросиков;
  • отрегулировать ход по низшим передачам;
  • настройка хода цепи по высшим звездам.

Для задней системы звезд еще нужно выставить правильное положение натяжителя, которое будет компенсировать провисание цепи.
Настройка заднего переключателя на велосипеде:

  1. Ослабить винт и вынуть тросик привода.
  2. Установить низшие передачи, поместив цепь в положение 1:1.
  3. Вращением винта L достигается совпадение направляющего ролика со звездой.
  4. Установить трос в переключатель.
  5. Вращая педали, выставить высшие передачи: цепь на малой звездочке сзади и самой большой спереди.
  6. С помощью винта H добиться совпадения ролика и активной звездочки в одной плоскости.
  7. Правильное положение натяжителя – 5 мм от низшей звезды в положении цепи 1:1.
правильная настройка передач
Правильное положение в настройке низших передач (аналогичная регулировка по винту H)

Аналогично регулируется передний переключатель по схеме: настройка ограничений по L – регулировка высших передач по H – настройка натяжения приводного троса. Впрочем, сначала нужно проверить совпадения ролика переключателя с плоскостью крайних звезд. Возможно, достаточно будет только настройки заднего переключателя. И конечно, проверка работы трансмиссии, в частности, натяжения цепи, на практике.

В принципе, регулировки переключателей хватает на долгое время. Правильное использование системы скоростей поможет уменьшить скорость износа, а своевременное устранение негативных факторов позволит трансмиссии прослужить максимально долго.

загрузка...

Комментарии

Я и цепь поменял , и переднею звёздочку, но не кокого толку от этого , всёровно цепь проскакивает

Менять надо заднюю, а не переднюю

еще возможна плохая или сильная натяжка троса. регулируется как на ручке так и на самом механизме, на тросу что-то подобное гайке чтоб руками крутить отводишь назад и крутиш

Растяжение свыше 308 мм???? Цепь на 30 см длиннее станет, а вы описываете как это заметить?
"Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм." - так не понятно, это цепь длинной 30 см или растяжение 30 см?

В статье фото с штангенциркулем. Измеряется никак ни 300+-10мм . Что мерим?

Странно, но в достаточно подробном материале не нашел ответ на вопрос: почему проскакивает цепь при хорошей регулировке переключения скоростейц, новой цепи и новых кассетах? Кто-нибдудь знает ответ? Цепь проскакивает на один, реже -- два щелчка при повышенных нагрузках.

При прокальзывании НОВОЙ цепи на НОВЫХ или малоизношенных задних звездочках (маленькие звездочки - самые скоростные) на 3, 2 или 1 раз необходимо УМЕНЬШИТЬ количество звений цепи. Достигается хороший эффект только опытным путем. Если проскальзывает на полном круге 3 раза - смело уменьшайте цепь на 3 звена. Смотрите не переборщите, чтобы натяжение цепи не было сильно большим на первых (самых больших задних) звездочках.

цепь уменьшается на 2 звена для ремонта и только 1 раз, далее только замена. При условии что цепь подобрана правильно!

Если коротко - в случае, если звездочки передние и задние при визуальном осмотре не сильно изношены, а заменена компаньёла и цепь и наблюдаются проскальзывания на маленьких звездочках - УКОРАЧИВАЙТЕ ЦЕПЬ. Естественно, подразумевается, что цепь Вы купили правильную, т.е. которая по длине подходит для ваших задних звездочек (6 или 8).

Еще один путь - поиграться с глубиной усадки заднего колеса. Т.е. чтобы цепь максимально много проходила в зацеплении через звездочки заднего колеса.

То что писал Олег не помогло - снял пару звеньев эффект тот же. Помогло обильное смазывание цепи смазкой (типа солидола). Теперь цепь перестала проскальзывать. Странно, но факт.

А ещё может проскакивать трещётка то есть собачки в ней.

Ребят на некоторых механизмах есть регулировка натяжки троса, лично с этим встречался. Внимательно смотрите устройство своих механизмов перед эксплуатацией

Когда едешь накатом и педали не крутишь почему-то цепь дергается задними звездами ...они ведь при накате не должны крутится ..... пытается выломать натяжной механизм

Возможно помирает механизм свободного хода
Проверьте состояние собачек в барабане, если у вас кассета, или в трещотке

у меня подклинивает цепь на звездочке натяжителя, при перевороте велосипеда и прокрутки педалей пытается полностью соскочить и закусить, что делать в таком случае? (велосипед новый)

У меня ситуация такая:стала проскакивать цепь на передней системе - на большой и средней звезде,а на малой нет.поставил новую систему и новую цепь: теперь стало проскакивать на задней кассете,причём с 5 по 7,а на 8 нет,звезды на вид нормальные,да и при старой цепи и передней системе проскоков в задней кассете не было.не пойму в чем дело.

Ещё раз пожалуйста объясните для тех, кто в танке как измерить цепь штангенциркулем. У меня нет шт.циркуля на 308 мм. И в статье на фото явно не 304 мм.

На фотопроизводится замер куска цепи на максимальный разлет шт.ц-ля, замерять в несколько приемов, затем складываешь результаты и получаешь полный размер своей цепи.Главное запомни где начал замер.

Как было сказано в комментариях 300мм на 24 звена, т.е. 1,25мм на звено. Может предложим мерить 10 звеньев? Это 125мм

А если цепь проскальзывает с 5 и 6 скоростях????? что делать?

У меня даже из-за проскоков цепь прорвалась. Поставил новую, проскоки не исчезли.(3-5 звёзды).

Добавить комментарий