Почему проскакивает цепь на велосипеде?

Время чтения: ~6 минут Автор: Михаил Скворцов 3330
велосипедная цепь

Любое катание на велике, будь это гонка на скорость или простая покатушка, оказывает существенное влияние на трансмиссию. В процессе езды цепь и звезды испытывают значительное трение друг о друга, в результате чего со временем приходят в негодность.

Для снижения силы трения и увеличения срока службы трансмиссии необходима своевременная смазка и очистка от грязи. Однако даже при правильном уходе велосипедист может столкнуться с проблемой износа, когда проскакивает цепь, передачи плохо переключаются или теряется зацепление звеньев за зубья звездочек.

Причины проскоков цепи через звезды

Неполадки «плохого поведения» трансмиссии проявляются при нагрузке: давлении на педали при переключении передач. Особенно ярко выражено проскальзывание при движении в гору, когда эта нагрузка максимальна. Эта закономерность одинаково справедлива и для синглспида, и для скоростного велосипеда. Разберемся, что служит тому предпосылкой, и можно ли это исправить.

Причины, по которым происходит срыв звеньев цепи со звезд, просты и прозрачны:

  • удлинение звеньев вследствие износа;
  • источены зубья задних и передних звездочек;
  • оба фактора одновременно.

Последний вариант встречается чаще всего, если цепь или кассета ранее не менялись по отдельности.

Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм. Растягивание ведет к тому, что сильнее стачиваются зубчики сначала малых, а затем больших звезд, из-за чего эффективность переключения передач на скоростном велосипеде в разы падает. Особенно заметно удлинение скажется на переходе от низших к высшим скоростям.

Если расстояние между роликами цепи увеличивается, то ширина звездочных зубьев уменьшается. Заметить выработку можно легко своими глазами. Для вычисления степени сточки сравниваются толщины зубьев изношенной и новой звезды одинаковых размеров.

И, наконец, еще одна причина, почему трансмиссия быстро изнашивается – это неправильное переключение передач. Для простоты запомним раз и навсегда:

  1. Спереди звезды отсчитываются от самой маленькой.
  2. Нумерация на задней кассете начинается от самой большой звездочки.
  3. Необходимо сочетать высшие передачи с высшими (большие звезды спереди и маленькие сзади), и наоборот.
  4. Так как на передней кассете звездочек меньше, на каждую из них приходится несколько звезд на задней кассете. Для стандартной системы 3Х8:
Передняя 1 2 3
Задние 1, 2, 3 4, 5, 6 6, 7, 8

Правильное использование системы переключения передач позволяет избежать чрезмерного перекоса цепи, из-за которого детали испытывали бы колоссальный износ.

неправильное использование передач
Так пользоваться передачами нельзя

Как можно устранить неисправность

В этом разделе рассмотрим ситуацию, когда цепь начинает проворачиваться или слетать, переключатели с натяжителем настроены правильно. Как уже выяснили, проблема вызвана всего лишь износом. Радикальный вариант – поменять кассеты вместе с цепью. Но есть и более щадящие варианты, которые позволят системе послужить ещё.

Итак, снимаем цепь с велосипеда, распрямляем и замеряем ее длину. По размерам можно судить о ее износе:

  • до 306.4 – незначительное удлинение, проблема только в звездах;
  • до 308 мм – средний износ.
  • свыше 308 мм – полная непригодность к эксплуатации.

После замеров нужно осмотреть переднюю и заднюю кассеты. При растяжении цепи до 307.9 мм износ, скорее всего, проявится на маленьких и средних задних звездочках. Их можно заменить отдельно, без покупки новой кассеты.

измерение цепи
Измерение желательно проводить штангенциркулем

Замена рекомендуется на среднем износе, правда, поначалу неточность переброса и проскок могут только усугубиться. Это связано с несоответствием расстояний между роликами и шириной зубьев. Со временем компоненты трансмиссии притрутся друг к другу.

Растяжение свыше 308 мм уже не дает спокойно ездить на велосипеде. Цепь постоянно проскальзывает и болтается, может застревать в пространстве между звездочками. Правильное решение – менять ее вместе с кассетой. Также можно укоротить на два-три звена с помощью выжимки.

А есть ли альтернативный вариант? Да, он существует, и это успокоитель цепи. Вообще, эти приспособления используются в целях безопасности в велоспорте, когда велика вероятность слета цепи со звезд. Но с их помощью можно и максимально продлить время катания с изношенными деталями.

Роликовый успокоитель
Роликовый успокоитель

Успокоители состоят из диска (рокринг) и роликов. Есть и безроликовые модели, где цепь «успокаивается» только рамкой. Модификации с двумя роликами используются для скоростных велосипедов, где каждый из них соответствует двум передним звездам.

Регулировка переключателей на новом велосипеде

Проскоки и неточные переключения передач при нормальном износе говорят о расстроенных переключателях. Эта проблема обычно присуща новому велосипеду, а также, если цепь и звездочки были недавно заменены.

Общая схема регулировки переключателей:

  • выставить оптимальное натяжение тросиков;
  • отрегулировать ход по низшим передачам;
  • настройка хода цепи по высшим звездам.

Для задней системы звезд еще нужно выставить правильное положение натяжителя, которое будет компенсировать провисание цепи.
Настройка заднего переключателя на велосипеде:

  1. Ослабить винт и вынуть тросик привода.
  2. Установить низшие передачи, поместив цепь в положение 1:1.
  3. Вращением винта L достигается совпадение направляющего ролика со звездой.
  4. Установить трос в переключатель.
  5. Вращая педали, выставить высшие передачи: цепь на малой звездочке сзади и самой большой спереди.
  6. С помощью винта H добиться совпадения ролика и активной звездочки в одной плоскости.
  7. Правильное положение натяжителя – 5 мм от низшей звезды в положении цепи 1:1.
правильная настройка передач
Правильное положение в настройке низших передач (аналогичная регулировка по винту H)

Аналогично регулируется передний переключатель по схеме: настройка ограничений по L – регулировка высших передач по H – настройка натяжения приводного троса. Впрочем, сначала нужно проверить совпадения ролика переключателя с плоскостью крайних звезд. Возможно, достаточно будет только настройки заднего переключателя. И конечно, проверка работы трансмиссии, в частности, натяжения цепи, на практике.

В принципе, регулировки переключателей хватает на долгое время. Правильное использование системы скоростей поможет уменьшить скорость износа, а своевременное устранение негативных факторов позволит трансмиссии прослужить максимально долго.

Комментарии

Я и цепь поменял , и переднею звёздочку, но не кокого толку от этого , всёровно цепь проскакивает

Менять надо заднюю, а не переднюю

А я поменял трещотку и цепь. И все равно проскакивает. Значит, теперь, чтобы не проскакивала, надо снова менять цепь+трещотку+передние?

еще возможна плохая или сильная натяжка троса. регулируется как на ручке так и на самом механизме, на тросу что-то подобное гайке чтоб руками крутить отводишь назад и крутиш

Растяжение свыше 308 мм???? Цепь на 30 см длиннее станет, а вы описываете как это заметить?
"Показателем износа цепи является ее длина. Стандартная величина составляет 304, 8 мм." - так не понятно, это цепь длинной 30 см или растяжение 30 см?

В статье фото с штангенциркулем. Измеряется никак ни 300+-10мм . Что мерим?

Странно, но в достаточно подробном материале не нашел ответ на вопрос: почему проскакивает цепь при хорошей регулировке переключения скоростейц, новой цепи и новых кассетах? Кто-нибдудь знает ответ? Цепь проскакивает на один, реже -- два щелчка при повышенных нагрузках.

Вот тоже проблема такая же всё новое. Оказалось самая большая звезда кривая с новья.

А подтачивать зубья для меньшего биения помогает от проскока?

При прокальзывании НОВОЙ цепи на НОВЫХ или малоизношенных задних звездочках (маленькие звездочки - самые скоростные) на 3, 2 или 1 раз необходимо УМЕНЬШИТЬ количество звений цепи. Достигается хороший эффект только опытным путем. Если проскальзывает на полном круге 3 раза - смело уменьшайте цепь на 3 звена. Смотрите не переборщите, чтобы натяжение цепи не было сильно большим на первых (самых больших задних) звездочках.

цепь уменьшается на 2 звена для ремонта и только 1 раз, далее только замена. При условии что цепь подобрана правильно!

Если коротко - в случае, если звездочки передние и задние при визуальном осмотре не сильно изношены, а заменена компаньёла и цепь и наблюдаются проскальзывания на маленьких звездочках - УКОРАЧИВАЙТЕ ЦЕПЬ. Естественно, подразумевается, что цепь Вы купили правильную, т.е. которая по длине подходит для ваших задних звездочек (6 или 8).

Еще один путь - поиграться с глубиной усадки заднего колеса. Т.е. чтобы цепь максимально много проходила в зацеплении через звездочки заднего колеса.

То что писал Олег не помогло - снял пару звеньев эффект тот же. Помогло обильное смазывание цепи смазкой (типа солидола). Теперь цепь перестала проскальзывать. Странно, но факт.

У меня та же беда, как только цепь становиться грязной, то начинает проскакивать. Помою и смажу и все в порядке.

Проверить звенья цепи на заклиниванье. У меня так было. Пока не смазал и не расшатал тугие звенья - цепь проскакивала.

У меня тоже стало проскакивать под нагрузкой. Ну думаю, попал на проблемы. Прочитал ваши рекомендацию и смазал цепь, звёздочки кассеты и передние и всё стало идеально.

А ещё может проскакивать трещётка то есть собачки в ней.

Тоже об этом думал, но сложно определить конкретное место. Грешу на кривые зубья звёздочек. Всё остальное вроде в норме. Эксплуатирую трещётку.

Ребят на некоторых механизмах есть регулировка натяжки троса, лично с этим встречался. Внимательно смотрите устройство своих механизмов перед эксплуатацией

Когда едешь накатом и педали не крутишь почему-то цепь дергается задними звездами ...они ведь при накате не должны крутится ..... пытается выломать натяжной механизм

Возможно помирает механизм свободного хода
Проверьте состояние собачек в барабане, если у вас кассета, или в трещотке

у меня подклинивает цепь на звездочке натяжителя, при перевороте велосипеда и прокрутки педалей пытается полностью соскочить и закусить, что делать в таком случае? (велосипед новый)

У меня ситуация такая:стала проскакивать цепь на передней системе - на большой и средней звезде,а на малой нет.поставил новую систему и новую цепь: теперь стало проскакивать на задней кассете,причём с 5 по 7,а на 8 нет,звезды на вид нормальные,да и при старой цепи и передней системе проскоков в задней кассете не было.не пойму в чем дело.

такаяже ересь.

Ещё раз пожалуйста объясните для тех, кто в танке как измерить цепь штангенциркулем. У меня нет шт.циркуля на 308 мм. И в статье на фото явно не 304 мм.

На фотопроизводится замер куска цепи на максимальный разлет шт.ц-ля, замерять в несколько приемов, затем складываешь результаты и получаешь полный размер своей цепи.Главное запомни где начал замер.

Как было сказано в комментариях 300мм на 24 звена, т.е. 1,25мм на звено. Может предложим мерить 10 звеньев? Это 125мм

А если цепь проскальзывает с 5 и 6 скоростях????? что делать?

У меня даже из-за проскоков цепь прорвалась. Поставил новую, проскоки не исчезли.(3-5 звёзды).

замени касеты

Какой же вы все бред несёте...!

Проскакивала цепь. Причина оказалась потеря подвижности в сочленении двух звеньев. Лечение WD-40 + литол)))

как же можно было до такого состояния цепь довести?

Может ли при неправильном переключении скоростей на спортивном велосипеде загнуть задний механизм переключения скоростей или механизм переброска цепи?

Конечно может. У меня на одном велосипеде было именно так.

Конечно может, у меня это уже не первый раз! Можно выгнуть но лучше поставить новый переключатель

У меня вопрос что мне делать если с 7 на 6 не переключается с 6 на 5 и с 5 на 4 ? А с 5 перескакивает на 7 ? что мне делать ? А вот с 2 на 1 непереключается , ну и последний вопрос что делать если на передней звезде с 2 на 1 непереключается?

Обслужи всю систему переключения передач, т.е. замени тросики и рубашки (может заржаветь, перегнуться рубашка, трос распушиться), проверь сам переключатель, может он погнут или попросту криво стоит, не смазан.

Банально, слабо зажат трос и несколько волокон троса перетерлись. Без нагрузки всё работает, как начинаю крутить, передачи слетают. Вывод: почаще делать ТО :)

Всем здравствуйте, у меня проскальзывает цепь на 6-7 звезде, смотря заменил цепь и кассету.
Может ли все быть Из-за натяга цепи?

Скорее всего ваша цепь слишком длинная, попробуйте укоротить её на пару звеньев.

Здравствуйте. У меня 6-ти скоростной вел-д. При переключении с 3-йдо 6-й словно тормоз кто нажимает. Не пойму, что за фигня. Кто нибудь знает причину?

По данным других сайтов Интернета возможна работа передней средней звезды со всеми шестернями кассеты трещётки. Ещё такой вопрос цепь не новая растянута не сильно установил летом прошлого2020 года поездил на ней до ноября 2020 года зимой не ездил. Начал в 2021 году ездить в марте регулярно в апреле поставил другое колесо цепь стала сильно проскакивать на самых часто используемых звёздах трещётки 2 3 4 я начиная с самой большой 28-й самая маленькая 14. Трещётка 6-рик. 28-24-21-18-16-14. Спереди езжу на 3-й 48 система 48-38-28 . Сейчас замер штангельциркулем показал 119.5 мм совсем новая была 119 мм.

причин "проскока" цепи несколько:
1. Износ ведущих звезд
2. Растяжение цепи
3. Износ ведомых звезд (очень редко, по крайне мере как причина "проскока")
Первые три пункта решаются только заменой.
4. Неудачная форма зубьев ведущих звезд (пологий подъем, недостаточная высота, )
Здесь можно подточить напильником но скорее не в глубь, а в бок. Очень аккуратно, главное не переборщить. Каждый раз проверяя опытным путем достаточность и правильность проточки.
5. Недостаточное натяжение цепи
Решается заменой заднего переключателя на более "тугой", либо замена второй пружины в переключателе, в некоторых случаях можно закрутить дополнительный виток на второй пружине переключателя, так же можно убрать несколько звеньев цепи.
6. Неправильна смазка и ее количество на цепи (слишком "скользкая")
По опыту знаю на чистой не смазанной цепи можно ездить без проскоков даже с выработкой на ведущих звездах. Чего нельзя сказать в случае если ее смажешь.

Добавить комментарий