Как установить задний переключатель скоростей на велосипеде?

задний переключатель скоростей велосипеда

Накрутив немало километров на велосипеде убедился, что для комфортной поездки гораздо важнее фирменный переключатель, чем стильные грипсы или кожаный Brooks. Но недостаточно просто приобрести Shimano или Sram, важно – качество установки и настройки.

Немного скучной теории

Механизм заднего переключателя скоростей перекидывает цепь по звездам кассеты, позволяя понижать или повышать передачи (для справки – придумал его итальянец Туллио Кампаньоло в далеком 1950 году). Это устройство также поддерживает цепь в натянутом состоянии. Разновидностей, с момента изобретения, создано множество. Немного о главных, наиболее характерных чертах.

  • Материал изготовления. От стали до карбона. На модели начального уровня ставят сталь, причем далеко не всегда хорошего качества, и пластик. В умелых руках такие переключатели даже иногда работают. Модели средней категории в большинстве случаев изготавливаются с использованием алюминия. Самые дорогие модели могут похвастаться не только точностью в работе, но и титаном, карбоном или композитом в составе.
  • Размер рамки. В теории все просто – чем длиннее рамка, тем большее количество передач можно выбрать. Однако нельзя утверждать столь категорично, поскольку кто-то предпочтет короткую рамку, не боящуюся камней, а других интересует больший комфорт в переключении. И все по-своему правы.

Можно еще долго и подробно расписывать действие пружины или варианты расположения тросика. Однако на эту тему написано немало хороших статей. Замечу лишь, что нет большой разницы с какой стороны на переключатель заходит тросик. Итак, теперь об интересном.

устройство заднего переключателя скоростей

Установка и регулировка

Имея в своем распоряжении «средненький ашан-байк» с задним переключателем нонейм-фирмы, всегда есть желание «довести его до ума». После установки колеса с усиленным ободом и шимановской трещоткой, переключатель зажил собственной жизнью, работая так, как захочет, в зависимости от фаз луны и еще каких-то сложных китайских условностей. Настройка помогала на пару километров, после чего он снова переставал действовать, перекидывая цепь через звезду либо вообще саботируя процесс движения. Пришлось вернуться в веломагазин и приобрести новый задний переключатель. Выбор пал на Shimano TX - уж очень соблазнили невероятные скидки.

Справка: Shimano Tourney TX – модель начального уровня, хотя внешний дизайн наводит на мысль о более высоком классе.

Да и ставить что-то более серьезное на недорогой велосипед, используемый только для покатушек исключительно по асфальту - бессмысленно. А вот диапазон переключений был важен, поскольку город изобилует холмами, холмиками и горищами.

Итак, замена заднего переключателя начинается со снятия старого нонейма с рамы - пришла пора Shimano. Раскрывается звено цепи. Если такого нет, то необходимо воспользоваться выжимкой.

Откручивается и снимается старый переключатель, а на его место вешается новый и прикручивается к «петуху» - выступающему треугольнику с отверстием на раме. Прикручивать стоит хорошо, но без излишнего энтузиазма.

откручиваем старый переключатель скоростей

Цепь велосипеда ставим на самую маленькую звезду. Визуально ролик и малая звезда должны быть на одной линии. Маленькая звезда – это самая высокая скорость, поэтому регулируем положение ролика винтом Н –

Справка: буква Н это сокращение от high gear, то есть высшая передача.

ролик и малая звезда должны быть на одной линии

Следующий шаг – застраховаться от возможности попадания цепи в спицы, что вполне вероятно, если переключатель уйдет за самую большую звезду. Для этого необходимо отвести переключатель до самой большой звезды, аккуратно и без лишних усилий. Ни в коем случае не за ролик, крепление которого очень легко согнуть.

настройка переключателя

Регулировочным винтом фиксируется положение переключателя именно так, чтобы он был напротив большой звезды. Заход за нее чреват потерей спиц и хорошего настроения. Если переключатель слишком зажат – нижней передачи не будет.

настройка регулировочного винта переключателя
настройка второго регулировочного винта переключателя

Очередь за тросиком - он должен свободно ходить в рубашке. Проверяем ход и отсутствие заломов. На данной модели переключателя видно место для прохождения тросика. Ставим цепь на самую маленькую звездочку, подтягиваем трос для убирания слабины, фиксируем. Таким образом, установка заднего переключателя и его регулировка – это два неотъемлемых друг от друга, взаимодополняющих процесса.

настройка тросика заднего переключателя

Теперь проверка работы всего механизма. При прокручивании педалей со стороны заднего переключателя не должно быть никаких ярко выраженных щелкающих звуков. Переключение вверх\вниз должно происходить точно, без перескакивания и задержек. И даже если все встало на свои места, работает точно, тихо и без задержек – для первой поездки стоит взять с собой отвертку. Работа с нагрузкой вполне может потребовать мелкой корректировки.

Замечу, что столкнуться с таким понятием, как «профилактический ремонт переключателя» придется, независимо от его ценовой категории. По мере износа роликов, являющихся расходным материалом, потребуется их своевременная замена.

Бытует мнение, что установка и настройка заднего переключателя гораздо легче, чем переднего. Тем не менее, придется потратить время и приложить усилия, но этот труд окупится сторицей во время поездки.

Комментарии

Отличный и доходчивый хелп!
Буду менять по вашим инструкциям. Вот и польза санкций и кризиса: раньше бы в мастерскую повез. А теперь все своими руками осваиваю, хотя... кривоватенькие они((

Раньше надо было думать....до санкций:))

Спасибо. Статья полезная.

спасибо все очень ясно и дохотчево

Глупая затея, менять шило на мыло. Торнео это не начальный уровень, это даже раньше начального))) на любом ашан байке стоит не хуже механизм.
И самое главное, что за оправдание своей жадности)) по городу больше не нужен. Причем тут город или лес? Качество и комфорт капец как зависят уровня переключателя. Ну ниже Alivio ставить нет смысла, я бы рекомендовал Deore и переключатели оба и манетки, для НАЧАЛЬНОГО уровня самое-то. А если захочется гонок, то DEORE XTR и нет проблем. После смены вела с Deore на вел XTR, прям небо и земля, хотя я не гоняю и просто с детьми катаюсь в парке

ну знаешь, ты хоть видел сколько стоит ДЕОРЕ хотябы простой а не ХТР с нашим то курсом валют?
так все скоро на нонеймы перейдем

почти 10 лет катал на Tourney, за велом не следил, хранил его на балконе, всего раза 2 смазывал
только на 10й год задний переключатель полетел
вывод: не слушать таких как вы и не переплачивать за более дорогое оборудование, предназначенное для спорта

Купил недорогой байк за 120 евро. За два года использования поменял уже все кроме собственно рамы... Не слушайте никого , кто говорит что на дешевых байках можно ездить без проблем. Если вы используете велосипед каждый день, как я , лучше копите на нормальный вел, т.к. экономия потом вылезет в постоянных тратах на ремонт + нервы.. Итог - сказок не бывает , хотите надежный вел , который не будет развинчиваться и разваливаться после каждого падения и катания на скорости более 15-20 км\ч придется платить.

Как же так дорогуша, прокатал 3 года на Shimano Altus поменял просто потому что время пришло. Но он работает, цепь кидает но нужно ролики менять. Ролики у нас стоят как пол такого переключателя нового. Поставил новый такой же, все норм.

Сплошное враньё, что статья, что коменты. Работать не будет. Если у вас при повороте руля меняется натяжение тросика, неправильная работа переключателя будет наблюдаться после пары поворотов велосипеда

Почему? Прочитал, все четко изложено, неплохо для первоначальной инструкции.

Воспользовался Инструкцией при замене троса заднего переключателя и последующей его регулировке. Всё понятно, толково, по делу. Спасибо!

Срочно помогите настроить перекидку без троса он стоит на самой лёгкой помогите настроить

Раскрою тебе огромный секрет. Для того что бы поменять задний переключатель не нужно разъединять цепь, а достаточно лишь открутить ролик натяжителя.

Я делал не так. Сначала настраивал большую передачу, потом убирал слабину, закручивал трос. После этого переключал на наименьшую передачу и поправлял второй винт. И да, цепь не обязательно разъединять, можно открутить рамку эту

У меня вопрос. Вот сняли мы переключатель. А новый под каким углом притягивать? К тому самому "петуху".
Там отметок никаких нет.

Слетает и залетает обратно скорость на велосипеде, что делать?

Попробуйте почистить тросики, посмотреть на предмет повреждений, смазать подвижные детали этой системы

Статья неполная. Если вы пишите статью ДЛЯ НОВИЧКОВ, опишите также и процесс распрессовки/запрессовки цепи и что для этого нужно. Я вот так и не понял, нужна ли новая цепь, или можно перепрессовать имеющуюся.

Добавить комментарий