Как самостоятельно открутить шатуны велосипеда?

велосипедные шатуны

Наверное, больше нагрузки, чем на шатун, не приходится ни на одну деталь велосипеда. На моделях последних лет выпуска для их изготовления вместо стали начали использовать разнообразные сплавы. Это облегчает конструкцию и придает ей прочность. Иногда для уменьшения веса шатуны делают полыми, бывают они и из композитного материала, что несколько удорожает сам байк, но и значительно облегчает его.

На недорогих моделях велосипедов делают неразборный блок шатун-звездочки. Неудобный и непрактичный вариант, т.к. при замене звездочек придется менять оба шатуна сразу. Если вы взялись за ремонт каретки или замену звезд, то мы рекомендуем сразу заменить оба шатуна на конструкцию, предполагающую разъемное соединение шатуна и звездочек.

В каких случаях необходим демонтаж шатуна

Шатун никакого обслуживания и особого ухода не предполагает. Его замена проводится только в случае, который мы описали выше и при механическом повреждении. Необходимость в демонтаже возникает, когда нам нужно добраться до каретки или полностью ее разобрать смазки, промывки или регулировки.

Также иногда после дождя возникает малоприятный скрип, который вызван попаданием песка в сопряжение шатун-вал. В этом случае его приходиться разбирать и чистить посадочное место.

Просто так шатун не снимется и для этого нужно применить либо определенную ловкость рук, либо специальный съемник. Об этих способах мы расскажем подробно.

Применение съемника

Специальное приспособление, которое предназначено для демонтажа трудносъемных деталей называют съемником. Это и ежу понятно. В нашем случае, для снятия шатуна с вала каретки велосипеда. Выглядит он так.

конструкция съёмника

Такой вид съемника шатунов предусматривает возможность для снятия также и педали.

Шатун на валу удерживается мощным болтом с размером головки 8мм. Отвинтить болт не представляет никакого труда. Но сложность в том, что шатун сидит на валу с небольшим натягом и имеет конусообразную посадку. Очень часто в мокрую погоду вода и грязь проникают в место сопряжения шатуна и вала. Тогда он прикипает к валу и снять шатун практически невозможно. Но у нас в инструментарии, конечно же, имеется съемник для шатунов, который представляет собой сложную токарную деталь – винт с двухуровневой головкой под рожковый ключ и гнездовой. На винт навинчена хитрая гайка с наружной и внутренней резьбой. Долго объяснять, а на фотографии все предельно понятно.

Технология демонтажа

  1. Перед началом процесса место сопряжения шатуна и вала взбрызнуть волшебным раствором WD-40. Он растворит остатки грязи и облегчит процесс. Можно с таким же успехом использовать тормозную жидкость БСК, если она завалялась у вас в гараже. Так же можно поступить, если не откручивается болт.
  2. Важно! Убедитесь, что шток съемника меньше диаметра четырехгранника, на который надет шатун. Иначе операция потерпит фиаско – сорвется резьба.
  3. Отвинчиваем болт крепления.
  4. Ввинчиваем съемник в шатун до предела, проследив чтобы шток съемника был максимально вывинчен.
  5. Закручиваем болт съемника плавно и без рывков, иначе есть риск повредить резьбу.

Вот пошаговая фото-инструкция, объясняющая процесс наглядно.

пошаговая фото-инструкция демонтажа

Демонтаж без съемника

В этом случае научно технический прогресс предлагает немного вариантов.

  • Сам собой напрашивается вариант первый. Шансов снять шатун 2%. С применением высокотехнологичной кувалды и ударокомпенсирующей старой футболки желательно темного цвета. Но мы крайне не рекомендуем этот метод, т.к. несложно повредить подшипники каретки. Не смертельно, конечно, но неприятно будет из-за собственной лени менять еще и каретку.
  • Вариант второй. Срабатывание 35%. С помощью той же WD-40 тщательно обрызгиваем место крепления со всех сторон и выезжаем на прогулку с открученными болтами. При этом нужно стараться максимально нагружать шатуны. Может помочь.
  • Вариант третий. Срабатывание 100%. Берем болгарку и делаем надпил на втулке шатуна. Затем пробоем и молотком окончательно добиваем деталь. Жаль только, что после этой манипуляции ей место только на помойке…
  • Вариант четвертый. Срабатывание 100%. Ничего не делаем, садимся на велосипед и едем в ближайший магазин за съемником. Самый надежный и проверенный на практике вариант, позволяющий безболезненно снять шатуны.

Как видим, нам никуда не уйти от передовых технологий и прогрессивных методов. Даже в таком, казалось бы, пустяковом вопросе.

загрузка...

Комментарии

рисунки можно было и побольше сделать

Они увеличиваются по клику на изображение.

не увеличиваются почти. Оч.плохо видно

Статья прекрасная. спасибо

А если шатун так прикипел, что при использовании съёмника единственное, что снялось - это резьба шатуна и съёмника, то только болгарка в помощь? Нагрев или охлаждение не помогут выбить шатун?

В автомагазинах есть такая штука как съемник подшипников, желательно 3-х лапый, и не сильно большой, поможет если сорвана резьба на шатуне, лапама цепляем за шатун, штоком давим в квадрат ...

Вопрос: зачем эта статья? Она кому нибудь помогла снять шатун без съемника?

Статью до конца не дочитал, но метод съема с помощью болгарки 100℅ работает. У меня в шатуне, резьба под педаль была сорвана (это и есть причина замены), поэтому шатун было не жалко. Спилил его нафиг и заменил.

да помогла, открутил гайки и катал.... один шутун отлип)

А что делать если у вас и правильный съемник и даже WD 40 брызгал а шайтан-шатун не выходит за место него выходит резьба?

Та же история, что и выше указано, шатуны так прикипели к валу каретки, что с помощью съёмника сорвало резьбу на левом шатуне (со вторым не стал рисковать). Кстати съёмник из стали, а шатун из алюминия. Прочность материалов разная, вот и срывает резьбу на шатуне.

Абсолютно в точку. Железные шатуны съёмник сбрасывает нараз, а в алюминиевых нараз вытаскивает резьбу. Второй день катаемся без гаек, оказывается - не один я такой умный. Болгарки и ВэДэшки опробованы, думал - ещё есть волшебные методы.

WD-40 + 5 км езды без гаек привели к желаемому результату. Не забудьте только гайки и ключ взять с собой.

Добавить комментарий