Велосипеды СССР: популярные модели прошедшей эпохи

Время чтения: ~10 mins Автор: Михаил Скворцов 3314
детские велосипеды времён СССР

О разнообразии велосипедов сейчас известно практически каждому. Это и мощные МТБ для туристической езды по бездорожью, трюковые BMX, высокоскоростные шоссейники, гибриды, дорожные синглспиды и скоростные модели…. Однако не всегда велик был так хорошо представлен в стольких лицах. В СССР, например, основная масса населения довольствовалась односкоростными моделями. Реже встречались скоростные модификации, а маунти-байки вообще существовали в единичных количествах.

Советские велосипеды занимают особое место: их нельзя просто взять и забыть. Более того, некоторые продолжают активно катать старого двухколесного коня, всячески совершенствуя его. Увидеть байк советского производства можно на досках объявлений. Это популярный и продаваемый товар в Сети.

Для велика времен 70-х и 80-х абсолютно нормально прокатать на себе несколько поколений, несущая конструкция и колеса сохраняют свой первозданный вид. Разумеется, при соблюдении нормальных условий хранения. Можно смело сказать, что советский байк – это своего рода музейный экспонат, раритет и повод для гордости. Окунемся в прошлое и вспомним, какие велики выпускали в те времена.

Особенности велосипедов времен СССР

Какими-то супер-отличиями советские велосипеды от нынешних не обладали, однако они сразу бросаются в глаза. Есть у них, что ли, своя магия, хранящая воспоминания давно ушедших лет. А если серьезно, то рама обычных великов представлялась в нескольких вариантах:

  • прямая;
  • выпуклая верхняя труба;
  • открытая.

Шоссейный велосипед всегда выпускался только в прямом варианте и был легче обычного синглспида. Правда, почти все байки тех времен имели больший вес по сравнению с нынешними моделями. Этот недостаток компенсировался высокой прочностью как самой рамы, так и всех остальных деталей. Недаром говорят, что велосипеды из СССР практически не убиваемые и смогут выдержать любые дорожные и погодные условия!

Рамы односкоростных велосипедов были тоньше, чем сейчас. Обязательно было наличие крыльев. Они присутствовали и на городских, и на гоночных велосипедах. Размеры колес варьировались от 20 до 28 дюймов. Впрочем, последний размер можно было встретить чаще.

Традиционно велосипед имел ножной барабанный тормоз, даже сейчас можно услышать выражение «советский тормоз». Приводился в работу движением педалей назад. Тормоз удобен, рассчитан на весь срок эксплуатации велика, по эффективности сопоставим с ободным. Тип V-brake ставился только на гоночные скоростные модели. Могли отличаться и размеры задней звезды на синглспидах: она была чуть больше, а цепь на несколько звеньев длиннее.

А вот аксессуар, который на велосипедах советских времен был исключительной редкостью – это подножка. Тем, кто пользуется этим вариантом велотранспорта, не слишком удобно парковаться. Впрочем, исправить этот недостаток и поставить подножку можно самостоятельно.

Трехколесный друг для юных велосипедистов

Учить езде на велосипеде в СССР старались с самого детства. Именно как детский и подростковый этот транспорт позиционировался долгое время, пока не вырвался на свободу и не покорил все возрастные категории.

Учить ребенка на взрослом и даже подростковом байке просто нереально, поэтому производители изначально стали выпускать специальные детские модели на трех колесах. К характерным признакам этих великов относятся:

  • задняя осевая балка рамы;
  • жесткое закрепление колес;
  • «передний привод», педали закреплены к переднему колесу;
  • задние колеса меньше переднего в диаметре;
  • ни седло, ни руль не регулируются.
трехколесный детский байк
Нарядный и стильный по тем временам трехколесный велик

Трехколесный велосипед был излюбленным транспортом для малышей: его легко освоить, на нем быстро ехать, да и здоровье активные покатушки укрепляют неплохо. Стоит упомянуть и отличное качество сборки «малюток». Они спокойно могли выдерживать не только детей, но и «тяжелых» подростков-хулиганов. Об этих велосипедах узнали и дети 90-х годов, ведь конструкция не только выдерживала любые нагрузки, но и хорошо сохранялась.

Дорожные синглспиды советской эпохи

Итак, переходим к подростковым и взрослым велосипедам. Их названия отражали не производителей, а нарицательные и собственные имена: «Школьник», «Аист», «Орленок», «Салют», «Урал», «Кама». Это еще одно веское отличие от современных велосипедов.

Школьник – это популярный двухколесный транспорт среди подрастающего советского поколения. Его история началась в 1956 году и продолжалась почти 40 лет. В лихие 90-е выпуск этой модели прекратили.

Аудитория велосипеда – дети от 10 до 13 лет. Всем известно, что подростки не слишком бережно относятся к вещам: покупают-то все равно родители. Однако, этот байк исключение. Счастливый обладатель берег его как зеницу ока, ведь велосипеды стоили по тем временам недешево, второй раз взрослые вряд ли сделали бы такой подарок. Школьник – это не совсем индивидуальный велик. Один байк мог запросто прокатить еще двоих пассажиров без поломок.

Технические характеристики:

  • открытая прямая рама;
  • 20-дюймовые колеса;
  • дорожные покрышки;
  • ножные тормоза;
  • высокий регулируемый руль;
  • щиток для цепи, крылья;
  • вес порядка 10 кг.
модель "Школьник"
Школьник – спутник детства

Еще одним ярким представителем подросткового байка является «Орленок» производства Шуляйского веломоторного завода (Литва). Изогнутые трубы рамы придавали велосипеду вид круизера. Вообще, машина смотрелась красиво и аккуратно: ровный лазоревый окрас рамы и крыльев, двухцветное седло, простая форма руля.

Колеса 24 дюйма – в самый раз для подрастающего велосипедиста. «Орленок» – это потрясающая выносливость, прочность деталей и высококачественная сборка.

«Орленок»
Красивый и крепкий «Орленок»

«Аист» – полноценный взрослый велосипед с рамой открытого типа. Кроме удобства катания, велик дарил возможность сложить себя и хранить в укромном уголке. Предназначение велика – неторопливые прогулки, поездки на работу или в магазин. Простая конструкция была доступна для освоения даже 10-летнему ребенку, что говорить о взрослом человеке.

Аисты начали свой полет еще в пятом столетии ХХ века (1947) и продолжали выпускаться вплоть до начала XXI века. Наибольший пик выпуска – вторая половина советского периода, далее марка стала сбавлять обороты. На данный момент сохранилось лишь название, ито в англоязычном варианте. Под брендом «AIST» производят велики на любой вкус: МТБ, гоночные, дорожные, детские.

«Аист»
«Аист» в советском прошлом

«Салют» – дорожный велосипед для активных поездок по городу. Марка и общая конструкция сохранились в наше время. Встретить велик можно в любом магазине, где продаются синглспиды. Во времена СССР эти велосипеды выпускались в нескольких вариантах:

  • складная рама, средние колеса, изогнутый руль;
  • разборная конструкция;
  • ромовидная нескладная рама, прямой руль, большие колеса.

Сейчас в продаже встречается только первый вариант, а вообще старые модели «Салют» еще немало пользуются успехом в селах и райцентрах.
«Урал» – разновидность нескладного «Салюта», классический вариант односкоростного велосипеда.

Он удобен в использовании, хорошо разгоняется на своих 28-дюймовых колесах, неприхотлив на дорогах (как и все другие велосипеды из СССР), а также оснащен специальной сумочкой для хранения инструмента и лекарств. Если сравнивать какой-либо дорожный синглспид, то с «Уралом»!

«Урал»
«Урал», как классическая музыка, живет вечно

А вот больше всего признания получила «Кама». Этот небольшой компактный велик был настолько прост в обслуживании и так хорошо ездил, что покупался налету и выстраивал за собой длинные очереди. Кроме поездок, «Кама» позволяла еще и совершать трюки, благодаря небольшим колесам и мобильности рамы.

«Кама»
«Кама» – всеобщий любимчик советского народа

Компактные колеса – это хорошая проходимость и выносливость. «Кама» больше всего подвергалась тюнингу: именно с нее вошли в моду зеркала заднего вида, свет, украшения. Впрочем, велик и сам был в отличной внешней форме: яркий окрас, узорчатая передняя звезда, плавный руль, компактный багажник. Возможно, сейчас этот велик вызовет лишь улыбку, но в свое время это он был лучший.

Гоночные модели для дорог и шоссе

В среде гоночных велосипедов выпускались следующие марки:

  • «Тахион»;
  • «Москва-80»;
  • «Спутник»;
  • «Турист».

Производство спортивных скоростных байков поглотил ХВЗ – Харьковский велосипедный завод, который существует и по сей день.

«Тахион» – мощный шоссейный велосипед, первоклассная машина для развития максимальной скорости по трассе. Внешне этот велик практически не отличается от современного гоночного аналога. Собирался преимущественно из импортных деталей, стоил очень дорого. Из-за высокой цены, куда, кроме материалов, входила и сборка, тираж этого велосипеда не превысил 400 единиц. Обладатель «Тахиона» считался настолько крутым и богатым, что даже превосходил владельца хорошего автомобиля.

«Тахион»
«Тахион» – быстрый, стильный и недосягаемый

«Спутник» – популярный спортивно-прогулочный велосипед. Трансмиссия включала несколько скоростей, благодаря чему байк можно было разогнать до хороших 30 – 35 км/час. Седло напоминало дорожное, а вот руль – чисто шоссейный, изогнутые бараны. Тормозная система была представлена ободным прижимным механизмом.

«Спутник»
Иметь такого спутника в дороге – большая удача!

«Спутник» – это недешевый велосипед, но не заоблачный, как «Тахион». Его отличительная черта – это расширенный комплект: велосипед, зеркало, насос и набор инструментов.

«Москва-80» – суперлегкий и прочный велосипед, выпущенный к началу олимпиады 1980 года в Москве. Поразительный вес – 8 кг в сочетании с выносливостью – мечта любого профессионала-гонщика. Предназначение байка – спортивные соревнования. Выпуск велосипедов составляет всего 10 штук, так что широкие массы увидели его только на картинках.

«Москва-80»
Олимпийский велосипед «Москва-80»

«Турист» – 4-скоростной легкий велосипед для продолжительных поездок. Оснащен рулем-бараном, ободными тормозами и крыльями. Имеется багажник и специальная сумочка-органайзер для хранения мелких инструментов. В остальном это обычный шоссейник наших лет.

Пришла пора вернуться в наше время. Конечно, сейчас велосипеды намного превосходят советские по скорости, комплектации и специфике. Однако в те времена, как выяснилось, они тоже пользовались большим спросом. Возможно, именно те ушедшие модели напомнили о себе и дали толчок к развитию велоиндустрии.

Комментарии

Уважаемый автор забыл упомянуть велосипед "школьник" с прямой рамой (как у взрослого велика). Или, как правильно, ромбовидной рамой. У меня такой был - дядя подарил к первому классу. Выпускался ГАЗом, по крайней мере, на моём была эмблема ГАЗ (на рулевом стакане). Правда, у них былодин недостаток или только на моём - примерно через год подшипник из каретки высыпался.

Это точно, "Школьник" я запомнил с ромбовидной рамой (для мальчиков) и в модификации для девочек. А вот с полностью открытой рамой, как у Камы", я что-то не встречал

Велосипеда " Школьник" с открытой рамой в природе не было! Подшипники задней втулки у них действительно были очень слабые.. Ну и по назначению это был велосипед детский, до подросткового возраста

Делили мы велосипеды на "школьник",средний и" взрослик" Так вот,у меня был из так сказать категории " средний" и назывался он ""Спартак",стоил 40 рублей Хорошо помню удобное коричневое седло с четким бортиком с задней части и шильдиком "Спартак"

У нас в детстве и юности, помню, были "Ветерок", Уралец" и "Салют" (складной). "Ветерок" сначала был трехколесным, потом, когда мы с братом подросли, его трансформировали уже в двухколесный. Заводская конструкция это предусматривала. Сколько стоил "Ветерок" я не помню. Прослужил он нам около 5 лет. Потом кому-то его отдали. Кажется, двоюродным братьям. Затем, уже школе нам купили "Уралец", подростковый велосипед, довольно неплохой и выносливый. Цену я запомнил очень хорошо - 38.60 рублей. Прослужил нам примерно 6 лет. Что было дальше с "Уральцем" - честно говоря, не помню. Наверное, тоже кому-то отдали. Выбрасывать такие вещи было не принято. А уже в старших классах у нас появился складной "Салют". Стоил он по тем временам недешево - 100 рублей. Правда, по качеству были некоторые вопросы (например, руль фиксировался очень ненадежно). Хотя в целом "Салют" тоже оказался достаточно работоспособным. Прослужил он нам верой и правдой 10 лет. В 1991 году его украли на даче. Грабителей позже нашли. Ими оказались местные подростки

А еще был велосипед "Десна" - клон Аиста или Камы. Выпускался, насколько я помню, на Украине, и качество сборки оставляло желать лучшего.

У Десны, в отличии от Камы рамная труба была изогнута, а не прямая. В остальном все идентично. Десна была окрашена только в зеленый цвет, а у Камы Было 2 или 3 цвета. Десна-Львовский завод, Кама-Пермский.

Поправлю. Десна - бренд Жуковского велосипедного завода (Брянская область, г. Жуковка, город стоит на Десне), под которым выпускался складной велосипед на 20 дюймовых колёсах, а также дорожный велосипед с класической рамой из двух треугольников на 28 дюймовых колесах.

У меня в 98 году появился велосипед Кама!Я был счастлив!Помню на дамском урале катались маленькие ,а на урале под рамкой!А сейчас у меня Форвард и Стелс ,один двухподвесной ,а на одном только передние амо.
На них так тресет, что жуть не понимаю как мы на камах и уралах без амо вообще ездили..

Трясёт, потому что рама алюминиевая, а на советских великах рама стальная, она амортизирует

Еще были шоссейники Старт-шоссе и Чемпион-шоссе. У бабушки (в Харькове) во дворе у парня был первый из них. В детстве он казался очень лёгкий и неимоверно быстрым по сравнению с моей Десной-2. До сих пор иногда хочется найти и купить такой себе.

мне нравится велик урал кама

Помимо "Спутника", "Туриста"(4-х и 8-ми скоростные его варианты) и "Старта" были ещё "Старт-шоссе" и "Спорт". Это всё - дорожно-спортивные, спортивные и гоночные. А были ещё не менее замечательные, т.н. "взрослые", велики: "Минск" и "Украина". И ещё: в 90-е-"нулевые" появилась замена "Школьнику" - "Кросс".
Совершенно замечательная машинка для школьников младшего и среднего возраста. На нём и невысокий взрослый мог очень хорошо и быстро ехать по шоссе и "пересечёнке". Много было достойных машинок в Союзе, что и говорить. Мой 8-ми скоростной "Турист" до сих пор на ходу...

Забыли упомянуть взрослый велосипед "Сура" Пензенского велозавода. Выпускался в двух вариантах рамы - мужской и женский.

Наройте вел производства ЛМЗ "эврика", достойный агрегат

Статью писал явно дилетант, или глупый человек. Одно упоминание v-brake чего стоит.

Автор, явно, не очень хорошо разбирается в том, о чём пишет. Куча неточностей и ошибок. Лучше-бы вообще не писал, или написал бы, что это личные воспоминания плюс пьяный рассказ соседа.

Космос, школьник , кама, уралец, вела, Урал, салют и последний я его спортивником называл лайбочка ласточки

В чем ценость склалного аиста. Скупщики покупают почти по цене нового складного стелса причем без разницы в каком состоянии старый аист??????

Мой первый велосипед был на литых резиновых колесах с кожаным седеньем. В 1974 году он стоил целых 5 рублей. На седло крепилась сумочка с двумя гаечными ключами. Вел был зеленого цвета. Мой не трансформировался в трехколесный, а более ранние модели имели такую возможность. До сих пор не пойму почему сейчас не производят такие модели. Естественно модифицированные.

На фото где подписано урал мне кажется что это уралец

уралец а седло камовское только на камах и ещё же был велик с трациидальными ободами не помню как звался и складной

А старые советские велосипеды вообще спросом у велофанов пользуются? Стоит на Авито выкладывать или просто выкинуть. Состояние нормальное, куча запчастей.

Сколько на Авито смотрю одни стелсы,мириды,форварды,кароче одни китайцы полная семья а вот Камы,Салюты,Десны,Аисты очень мало и в еденичных экземплярах.

Ну это да а я во новое поколение, с детства на советских, десна, безрамный взрослик аист потом с рамой два и на* горник не надо.

Урал ПВЗ Пермь чёрный лакированный 1965 года вес 16 кг цена 49 руб. Два велосипеда на совхозную зарплату, еще и оставалось на пропитание. Дороже чем сейчас? Или велосипед, или пропитание, или коммунальщикам заплатить.
Пермь, Пенза, ГАЗ, Харьков, все были почти одинаковые, дамские или обычные. Орленок и Школьник редки были, пацаны катались в раме. Катились легко, если правильно отрегулированы подшипники.
Современные подшипники без сепаратора, насыпные, а шарики плющатся молотком. На педалях полипропиленовые втулки, которых хватает на сезон. Колеса меньшего диаметра, больше сопротивление. Вес подросткового велосипеда больше чем старого полного.

Очень много нелепых неточностей и недомолвок, автор - дилетант по истории советского периода вообще и велосипедной составляющей - в частности. Многое упустил, многое преувеличил, многое не систематизировал. Тогда ВСЕ велосипеды комплектовались сумочкой из к/з = кожзаменителя и насосом и креплениями для этого насоса и звонком. Фонари с динамкой, задние светящиеся фонари, работавшие тоже от динамки надо было покупать отдельно, как и зеркала ... Всякие дополнительные отражатели на спицах стали появляться позже. Вначале были только задние, красные отражатели, потом и передние белые и почти одновременно с ними уже появились боковые белые или оранжевые, реже жёлтые на спицах.

Насчет комплектации, тоже согласен, тупо, аист-комплектовался, у самого 3 таких, урал-тоже, украина-тоже,
да даже жвз Десна-2 у меня был, в нём тож самое.

Мой первый велик был Бабочка, потом рамник Школьник - ох по стройкам летали и Салют С подарили на 13 лет, до сих пор на даче езжу на нем, а мне 45 лет в идеальном состоянии. Помниться в 15 лет на нем 30 км до дачи только так отмахал за два часа.

Я в детстве занимался велоспортом. Помню на какие то склады поехали новые велосипеды получать " старт-шоссе" назывались. Были безумно счастливы. А еще у ребят постарше велосипеды были импортные Colnago, chinelli, стоили минимум 1000!!! Рублей, огромные по тем временам деньги. Был очень редкий экземпляр "Союз".

Продолжение: было это в далекой стране СССР. Усолье -Сибирское Иркутская область.

кстати ты забыл дописать до конца про хвз турист вот у меня модель 1980 года и тельболее было 3 вида 1 с богажником сзади 2 с двумя багажниками один сзади и один спереди и для бутылки 3 спортивный и они комплектовались спедометр,фара,сумка для инструментов, подставка для бутылки и сама бутылка ну и переключатель скоростей на раме возле переднего колеса у меня редкий как спутник

У меня велосипед " Школьник" куплен дочери в начале 70 годов, она ездила на нем, пока не выросла,а сейчас её дети в возрасте 10 лет рассекают на нем. Менялась только резина. И то всего 2 раза.А "десна",произведенная на Смоленщине и сейчас служит внуку. Вот так! А китайцы ломаются через год,да и ренина-на один сезон.

Забыли про велосипеды, выпускаемые Пензенским велосипедным заводом. У меня был такой в детстве. Прекрасный велосипед.

ПЯТОЕ СТОЛЕТИЕ ХХ века! Человека от животного отличает интеллект!

Статью писал явно дилетант, или глупый человек. Оказывается «Урал» – разновидность нескладного «Салюта», это надо же! в СССР был классический тип взрослого дорожного велосипеда, который с некоторыми незначительными отличиями выпускался на разных заводах страны и мог называться Украина, Урал, Аист, Сура, Десна (ранее Харьков, ХВЗ, Пермь, ПВЗ, Минск, Пенза, ФВЗ )и как-то еще, всё это по сути один велосипед, скопированный с довоенного немецкого. Кстати, Школьник и Орленок - не дорожные велосипеды, во всяком случае по классификации 70-х, и к чему было писать про Тахион, Москву -это экспериментальные малые партии, больше легенды чем велосипеды.

Ну с Тахионом и Москва-80 согласен тахионов всего 400 а москва-80 вааще олимпийские, на них советская сборная то толком не ездила.

А у меня во как раз доживают, в 10 лет купили дом в деревне в гараже ммвз 111-331 87-го года нашел, помог креатив, в втулке подшипник от иж юпитер, сидуха с горника, даже гайки с унитазного шланга в ход пошли :)
я на нем металлолом возил, бутылки в школу сдавать возил, макулатуру возил, корешей тоже возил :) он неубиваемый.

Мой первый двухколёсный был "дружок". Потом "кросс". Потом "аист" складной (самый любимый был). Я считаю, что было не плохо, но сейчас лучше. Катаю на мангусте експерте и не променял его даже на "аист".

У нас все "велики" подразделялись на "школьник"."полувзрослик" и "взрослик"

У нас два велосипеда ХВЗ. Стоят дома в комнате. Катаемся с 1986 года ( как только я мог встать на рамный велосипед :). Старт-Шоссе (экспортный made in USSR) и Спорт (c катафотами, со звонком и крыльями). Я докупил к нему зеркала, фару и корзинку. Может, если найду, спидометр СП 101. Даже счётчик купил , но на 24 дюйма. Второй - однажды нашёл на улице . надо будет посмотреть на сколько дюймов. Может поедем этой весной с отцом . Ему з 70 уже :).

у меня был первый велосипед ,,Стрекоза’’,потом был ,,Зубрёнок ‘’ и ,,Мишутка’’,а потом мне купили по блату ,,Турист-пионер’’Я была самая крутая во дворе,в нашем районе других таких не было,потом конечно были и ,,Салюты’’ и ,,Рамбунасы’’,а в деревне рассекали на ,,Украине’’

Добавить комментарий