Что такое велокросс и особенности велосипеда для него

Время чтения: ~7 минут Автор: Михаил Скворцов 3355
велокросс

Понятие велокросс говорит само за себя – это езда на велосипеде одновременно в различных условиях: от прямых асфальтовых трасс до сложных препятствий вплоть до перетаскивания велосипеда на плече. В спорте используется понятие «циклокросс» - соревнования на сложной круговой трассе с использованием специального циклокроссового велосипеда.

Если пойти чуть дальше, за рамки спорта, велокросс подразумевает катание на велосипеде по дорогам различной сложности: от грязи с камнями и песком до идеально ровных шоссе. Широкий диапазон допустимых условий езды не может быть исчерпан только горным, шоссейным или дорожным велосипедом, и для этого выпускают специальные модели, называемые гибридами.

Сразу проведем черту между ЦК-велосипедом и гибридом: они похожи, но конструктивно различаются между собой. Циклокросс больше нацелен на соревнования, гибрид – на катание в реальных условиях.

Что такое кросс-байк, сравнение с шоссейником

Кроссовый велосипед – универсальная машина, гибрид МТБ и шоссейника. По сравнению со своими «старшими братьями», он появился сравнительно недавно, но уже пригляделся многим любителям, которые любят катать где угодно и не хотят держать два-три велосипеда в гараже.

Области использования гибридного велосипеда:

  • путешествия на дальние расстояния;
  • ежедневные поездки по городу, включая препятствия;
  • кратковременная езда по пересеченной местности.

Издалека кроссовые велосипеды напоминают шоссейники благодаря размеру колес и похожей геометрии рамы.

Характерные черты шоссейного велосипеда:

  • диаметр колес 28 дюймов;
  • вытянутые задние перья;
  • размеры передних звезд системы: самая большая соответствует шоссейной 48Т;
  • относительно узкий профиль покрышек.

Размер колес дает кроссовому велосипеду накатистость и хороший «взлет» в гору. В маневренности он проигрывает шоссейнику: наряду с одинаковым размером, колеса гибрида тяжелее.

Геометрия рамы повторяет форму шоссейной, однако трубы более толстые, а вес велосипеда больше, чем у шоссейника. Кареточный узел расположен чуть выше, чем у гоночного велосипеда, что снижает курсовую устойчивость на ровных дорогах. Жесткость рамы под нагрузкой ниже.

Гибриды оснащаются амортизацией, в отличие от шоссер-байков, где она напрочь отсутствует. В сочетании с большим весом рамы и колес, вилка снижает скоростные показатели гибрида на шоссе в сравнении с гоночным аналогом. Свой вклад вносят и покрышки, частично подстроенные под условия бездорожья. Зато на дорогах с плохим покрытием и грунтовках гибрид по проходимости будет однозначно выигрывать у шоссера.

На гибриды ставятся ободные векторные тормоза против клещевых аналогов на гоночных моделях. Некоторые модели кроссов частично или полностью оснащаются механическими дисковыми тормозами.

Сходства и отличия кроссовой модели от МТБ

Перейдем к другой стороне медали – характеристикам горных велосипедов. Именно эти параметры дают кроссовым велосипедам те преимущества, которых нет у шоссейников и обычных дорожных моделей: проходимость на пересеченной местности, ударостойкость под нагрузками, амортизация. Однако и по этим параметрам кросс-байки отличаются от своих горных собратьев – они менее выражены, не подходят под агрессивные условия и стили езды, например, кросс-кантри или фрирайд.

Гибриды имеют меньший ход амортизационной вилки по сравнению с горными велосипедами: это снижает их стойкость к ударам на камнях и препятствиях, зато не мешает разгону на ровных дорогах. Динамика и удобство управления кроссами на городских дорогах значительно выше, чем у МТБ.

Покрышки имеют достаточно глубокий рисунок протектора для езды по грязи, песку и ухабам, но более гладкие, если ставить с ними в ряд шины от тех же кантрийных велосипедов. Благодаря этому гибрид лучше разгонится и будет держать скорость на свободной дороге, но «утонет» на бездорожье, где МТБ спокойно проедет.

Велокросс-байки оснащаются трансмиссией от горных велосипедов. Отличие состоит в том, что передачи для въезда на подъемы с большим уклоном не используются на гибридных моделях. Наоборот, чистые МТБ не оснащаются скоростными передачами для высокого разгона по шоссе, в то время как на гибридах они есть. Тем не менее эта разница не столь существенна, зачастую на скоростных моделях передачи не используются в полном объеме.

байк-гибрид
Руль на гибрид ставится прямой, как и на маунтин-байк

Коснемся еще одного важного параметра – накат. Традиционные горные велосипеды проигрывают гибридам за счет нескольких факторов сразу:

  • размеры колес (26 дюймов против 28 у кроссовых);
  • конфигурация покрышек;
  • амортизация.

Посадка велосипедиста при управлении кроссовым байком приобретает наклонное положение, промежуточное между стандартной МТБ-шной и шоссейной. Разумеется, при правильно подобранной ростовке.

Прочность традиционных горных и спортивных велосипедов выше, нежели гибридных. Это связано с тем, что МТБ испытывает большие нагрузки в прыжках и преодолении препятствий, тогда как запас прочности у их «оппонентов» не рассчитан на такую агрессивную езду. Однако кросс выигрывает в весе – важном показателе для быстрой езды по дорогам.

Мифы о гибридных велосипедах

С появлением гибридных моделей распространились некоторые заблуждения относительно катания на них по дорогам. И если в сравнении с шоссейником все ясно – гибриды проигрывают им по скорости, легкости и маневренности – то с МТБ возникают небольшие недомолвки.

  1. Кроссовый велик не выдержит нагрузки на ухабистых дорогах, прыжках с бордюров, лесных кочках и т.д. Это заблуждение вытекает из того, что горные велики более устойчивы к агрессивным стилям езды. Гибриды непригодны на бездорожье и бревнах, а выдержать небольшие препятствия им вполне под силу. Если катать велокросс-байк только по ровным дорогам, в нем нет особого смысла – проще обзавестись шоссейным.
  2. Велосипед не выдержит нагрузок под весом. Это всеобщее заблуждение относительно легких конструкций. Кросс вполне может выдержать 100 – 120 кг, но сажать пассажира, как это можно сделать на МТБ, не рекомендуется.
  3. Скорость – лишняя составляющая на кроссе. Для любителей неторопливой езды по дорогам, тропкам и паркам горный велосипед будет ни к чему: он и тяжелее, и больше сопротивляется движению. А вот в условиях езды исключительно по пересеченной местности лучше, однозначно, МТБ.
  4. Велосипед для кросса можно превратить в горный путем замены покрышек и амортизации. Скорее всего, это прибавит велику немного характеристик маунтин-байка, однако рама все равно заточена под усредненный стиль езды, и полноценно велосипед применяться на пересеченной местности все равно не сможет. Плюс ко всему, это накладно по деньгам.
  5. Разницы между проходимостью 26 и 28 колес нет. На грунтовках с грязью это, может, и не будет заметно, особенно с учетом узких покрышек у гибридов. Но на асфальтированных, пусть и ухабистых дорогах, эта разница будет ощутимой, и опять же, с учетом габаритов шин.

Заключение

Велокросс-байк частично сочетает в себе технические внешние характеристики горных и шоссейных велосипедов. Вместе с этим его можно назвать «компромиссным» вариантом: он лучше ведет себя на гладких дорогах, чем МТБ, но уступает в этом шоссеру. С другой стороны, на существенных препятствиях гибрид проигрывает горной модели. Зато в городской и сельской среде для ежедневного использования и путешествий по накатанным маршрутам он заслуженно получает высший балл.

Комментарии

Ну и что это за статья такая левая, да еще и с видосом с нарезкой 4кросса??? Причем здесь циклокроссы, о которых говорится в самом начале и сравнения колес 26 и 28?

Добавить комментарий